Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:07, реферат
Цель работы раскрыть сущность финансового контроля. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи: дать определение финансового контроля; перечислить его основные задачи, методы, виды, а так же органы, осуществляющие контроль; раскрыть основные направления деятельности Счетной палаты РФ и контрольно-счетной палаты Думы Кондинского района. Источниками информации для написания работы являются книги различных российских авторов, нормативно-правовая база, электронные источники.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение, задачи и методы финансового контроля 4
2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие 8
3. Счетная палата РФ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств. Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета. Ее функции и статус будут рассмотрены более подробно10.
В системе
исполнительной власти контрольными полномочиями
наделены: Министерство финансов, Федеральное
казначейство, региональные и муниципальные
финансовые органы, главные распорядители
и распорядители бюджетных
Министерство
финансов РФ является органом, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в
стране, и обладает широкими контрольными
полномочиями в данной сфере. Оно
контролирует рациональное и целевое
использование бюджетных
Функцию
бюджетного контроля выполняет также
Главное управление федерального казначейства,
входящее в состав Министерства финансов.
Казначейство как орган, ответственный
за исполнение бюджета, призвано контролировать
процесс формирования и расходования
государственных средств. Оно осуществляет
предварительный и текущий
В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:
Широкие контрольные полномочия в рамках бюджетного процесса предоставлены налоговым органам. Налоги являются основой доходной части государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой бюджетная система не может эффективно функционировать.
Контроль
за поступлением налоговых доходов
в бюджет государства осуществляют
система органов Министерства РФ
по налогам и сборам и Государственный
таможенный комитет. Министерство по налогам
и сборам ведет учет налогоплательщиков,
контролирует соблюдение ими налогового
законодательства, правильность исчисления,
полноту и своевременность
Помимо
названных органов, в проведении
финансового контроля участвуют
главные распорядители и
Данный вид контроля направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства15.
Важное значение имеет и внутрихозяйственный контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями. Указанный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта.
Для проведения
контрольных мероприятий
Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Аудиторские
проверки подразделяются на внешние
и внутренние. Внутренний аудит проводится
аудиторской службой самой
Важное
место в системе
Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:
Хотя
Счетная палата образована парламентом
и подотчетна ему, при решении
возложенных на нее задач в
соответствии она обладает организационной
и функциональной независимостью. Она
обеспечивает единую систему контроля
за исполнением федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов. Эта работа включает в себя:
оперативный контроль за исполнением
бюджета в отчетном году; проведение
комплексных ревизий и
Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.
Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах: контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью; определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности; контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов; контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.
Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они: получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета; используют федеральную собственность либо управляют ею; имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.
Все названные
субъекты обязаны предоставлять
информацию, необходимую для деятельности
Счетной палаты, при проведении ревизий,
проверок, а также по ее запросам.
Неправомерный отказ, уклонение
от предоставления документов и материалов,
а также предоставление заведомо
неполной или ложной информации влечет
за собой уголовную