Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль – составная часть или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Работа содержит 1 файл

Финансы контр.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

Аудиторский контроль имеет  свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность  в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской  проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности  отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие  от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой  проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль - осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями  и объединениями, т. е. без участия  специальных государственных органов.

 

Методы и приемы финансового контроля.

Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной  документации и получения фактических  данных, применяемые работниками  контрольно-ревизионных органов  и служб с целью выявления  доказательной информации. Между  различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них  находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях  достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

При этом выбор методов  контроля, применяемых в том или  ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или  службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой  проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как  правило, реализуются при вышестоящем  или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего  контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.

При выявлении злоупотреблений  наиболее эффективен такой подход, когда первоначально контролёры самостоятельно или с привлечением специалистов изучают небольшое  количество заранее отобранных документов (в соответствии с данными оперативной информации). Если будет установлено, что нарушение нашло отражение в данных учёта, то назначается документальная ревизия (проверка).

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. К ним относятся: ревизий, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных  сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование  и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы  в целях выявления нарушений  финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Основным методом финансового  контроля является ревизия, т. е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии  делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в  себя проверку различных финансовых документов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа  финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии  проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг  и материальных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценностей, проверяют состояние  материальных и вещевых складов, производят подсчеты, взвешивание и  измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, контрольные  обмеры на строительстве и т.д.

По времени осуществления  ревизии делятся на плановые и  внеплановые. В основном ревизии  носят плановый характер.

О проведении ревизии заранее  извещаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При  необходимости проводятся и внеплановые  ревизии в случае поступления  жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной  проверки/Внеплановые ревизии могут  проводиться различными контрольными органами, о которых подробно говорилось ранее.

По обследуемому периоду  деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При  фронтальной (полной) ревизии проверяется  вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в  различных областях, в них принимают  участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые  сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчисления налогов).

Ревизоры наделены широким  кругом прав, среди которых можно  назвать следующие:

  • проверять первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;
  • проводить частичные или сплошные инвентаризации;
  • опечатывать склады, кассы, кладовые;
  • проверять в их финансовых учреждениях и кредитных организациях достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;
  • привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
  • получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Наряду с этим ревизор  может изъять некоторые документы, если их сохранность не может быть гарантирована или совершены  подлоги и подделки материалов. Изъятия  производятся только на основании постановления  органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие должно оформляться протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу проверяемых предприятия, организации.

Проведение ревизий в  системе отраслевых министерств  и ведомств имеет свою специфику, вместе с тем можно выделить общие  требования, предъявляемые к проведению ревизии, независимо от проверяемого субъекта.

Ревизии финансово-хозяйственной  деятельности подразделений министерств  и ведомств, состоящих на республиканском  бюджете Российской Федерации, проводятся не реже одного раза в два года, а  в подразделениях, состоящих на хозяйственном  расчете, — не реже одного раза в  год. Ревизии проводятся, как правило, комплексно, т. е. охватывают не только финансово-хозяйственную, но и производственную деятельность. Внеплановые ревизии  проводятся по указанию вышестоящих  по отношению к ревизуемому подразделению  руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения  либо смене его руководителя, начальника финансовой службы.

Срок проведения ревизии  не может превышать, как правило, 30 дней. При проведении ревизии ревизор  проверяет, анализирует и использует различные документы, например, материалы  инвентаризаций, первичные документы (кассовые ордера, выписки банка, накладные  и т. п.), хозяйственные договоры, материалы обследований и проверок, проведенных банком.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности проводятся путем: — проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления их законности и подлинности, правильности оформления, а также целесообразности производственных операций; — проверки соответствия бухгалтерских записей содержанию операций, фактическому выполнению работ  или оказанию услуг; — внезапной  проверки фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетным данным; — взаимного контроля операций и документов; — проведения встречных проверок; — анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений.

При проведении ревизии, применяются  сплошной и выборочный методы проверки документов. При сплошном методе проверяются  все без исключения документы, относящиеся  к данному виду операций. Кассовые и банковские документы проверяются  только сплошным методом. При выборочном методе проверяется часть документов. Объем выборочной проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, а также характером проверяемых  операций. При этом ревизор обязан указать, какой конкретно объем  документации и период проверен выборочно. В тех случаях, когда выборочной проверкой установлены факты  серьезных нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует производить  сплошным методом, а в случае необходимости  — за период, охваченный предыдущими  ревизиями.

По окончании ревизии  членами комиссии составляется акт  ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается  лицами, производившими ревизию, руководителем  и главным бухгалтером проверявшихся  объединения, предприятия, организации  или учреждения. В акте ревизии  указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты  нарушений финансовой дисциплины, указываются  причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности  виновных должностных лиц. Если у  руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии.

На основе акта ревизии  принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к  возмещению причиненного материального  ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением  решений, принятых по результатам ревизии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В своей контрольной работе я рассказала о финансовом контроле. Рассказала что такое финансовый контроль, зачем он нужен, о его  методах проведения, а также субъектах  его контроля.

Я считаю, что финансовый контроль в нашей стране нужно  ожесточить, особенно на фоне общегосударственного контроля. Но на мой взгляд это можно  сделать тока на уровне принятие новых  законов, т.к в нашей стране сплошь и рядом коррупция и нерациональное использование денежных средств  на всех уровнях о особенно халатное отношение у нас происходит на уровнях расходования денежных средств  из казны. И своевременный учет поможет  это предотвратить, а также выявить, кто и куда потратил денежные средства, выделенные на совершенно другие нужды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. В.В. Бурцев : Система государственного контроля.- Финансы, № 9, 2007;

 

    1. Организация системы государственного финансового контроля: Бурцев В. Дашков и К. 2005 Бурцев В. В 2005

 

    1. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль. Изд. ФБК- Пресс 2004.

 

    1. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Курочкина В.В. Финансы. Учебник Год: 2004

Информация о работе Финансовый контроль