Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа
Для каждой страны одним из важнейших условий построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан является организация надёжного контроля за использованием бюджетных средств, а так же имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Государственный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, способствует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность государственного (муниципального) финансового контроля, его задачи и функции.
1.2 Органы, осуществляющие контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, их полномочия
1.3 Виды, формы и методы финансового контроля. Меры, принимаемые по результатам контроля
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОМУ НАДЗОРУ В 2009 ГОДУ. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
В случае использования кредитов федерального бюджета нижестоящим бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию автомобильных дорог общего пользования было проверено использование кредитов 76 субъектами РФ и были выявлены нарушения 1,4% использованных средств, в том числе наиболее высокий уровень финансовых нарушений выявлен в Воронежской области (72,5% проверенных средств), Тульской области (28,1%) и в Республике Татарстан (14,1%). Нецелевое использование средств бюджетного кредита выразилось в использовании средств бюджетного кредита на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Неэффективное использование средств бюджетного кредита выявлено в основном в результате неосвоения средств бюджетного кредита.
При проверке использования средств федерального бюджета на создание бизнес – инкубаторов в 15 проверяемых субъектах выявлены финансовые нарушения с использованием средств в размере 25% от общей суммы средств федерального бюджета выделенных на эти цели, так например, Управлением предпринимательства и туризма Пензенской области были приобретены материалы и запасные части на сумму 163,3 тыс.руб., на средства, предназначенные для приобретения основных средств.
По результатам проверок финансово – хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодёжной политики выявлены такие случаи неэффективного использования средств федерального бюджета, как например, неэффективное использование ФГОУ ВПО «Российским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма» имущества на сумму 6546,2 тыс.руб. – не введены в эксплуатацию тренажёры приобретённые в 2005 году; или ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» при наличии парковки, оплачивал парковочные места на автостоянке на сумму 207,7 тыс.руб., а так же им было приобретено имущество по завышенным ценам на сумму 541,5 тыс.руб.
В ходе проведения Росфиннадзором контрольных мероприятий в 2009 году был произведён возврат средств на счета администраторов доходов в общей сумме 12 млрд.руб. Материалы проверок, включающие финансовые нарушения направляются в правоохранительные органы или в прокуратуру. Главам субъектов РФ или руководителям финансовых органов субъектов РФ, где выявлены финансовые нарушения, направляются информационные письма, а руководителям проверяемых организаций, при проверке которых были выявлены финансовые нарушения, направляются представления и предписания для принятия мер по их устранению. Так же, по результатам проверок Росфиннадзор предложил Министерству финансов РФ рассмотреть возможность внесения в нормативно-правовые акты поправок в части ответственности получателей бюджетных средств за неэффективное использование предоставляемых им средств в том числе.
Принятые меры, как считает Росфиннадзор, позволят более полно и своевременно контролировать целевое и эффективное использование средств федерального бюджета.
Поскольку организация контрольных функций государства является обязательным элементом финансовой политики, то его совершенствование должно осуществляться не автономно, а в общей системе мер перестройки финансового механизма страны. Совершенствование финансового контроля предполагает необходимость создания рациональной организационной структуры, предложения по изменению действующего законодательства, механизм взаимодействия контрольных органов для улучшения качества работы, выработку предложений и корректирующих мер бюджетного процесса, а так же реализацию результатов их деятельности.
Законодательно закреплённые детально расписанные процедуры бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы позволяют усилить прозрачность исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а конкретные полномочия распорядителей и получателей бюджетных средств – соблюдения норм действующего законодательства. Совершенствование законодательной базы так же предполагает уточнение ответственности государственных должностных лиц за финансовые нарушения при использовании бюджетных средств, распоряжении имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, конкретизации наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов, а так же наделение контролирующих органов правом выступать в суде от имени Российской Федерации в случае установления фактов финансовых нарушений.
Взаимодействие контрольных органов позволит обеспечить единство законодательной базы их функционирования, так как именно несовершенство законодательства является основной сдерживающей его развитие причиной, выработать действенный механизм контроля, препятствующий экономическим злоупотреблениям, и обеспечивающий должное реагирование как контролирующих органов, так и проверяемые субъекты, на результаты контрольных мероприятий, что так же благоприятно скажется на развитие финансового контроля со стороны государства, и позволит сформировать оптимальную организационную структуру с устойчивыми взаимосвязями элементов, которая позволит рационально использовать совокупную мощность финансового контроля.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств перспективной возможностью совершенствования финансового контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который предполагает становление приоритетными в их контрольной деятельности такие направления как анализ результативности и экономности использования государственных средств, а так же оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время какие-либо конкретные показатели и критерии эффективности расходования бюджетных средств отсутствуют. Это касается и нецелевого использования государственных средств, а именно – недостаточно чётко определены основания, по которым использование бюджетных средств может считаться нецелевым. Отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств.
Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности финансового контроля. Информатизация деятельности государственных органов и контролирующих органов так же способствует повышению эффективности использования бюджетных средств. Появление новых информационных технологий даст возможность в реальном времени контролировать расходы государственных средств хозяйствующих субъектов, что будет способствовать предупреждению финансовых нарушений. А для формирования единого информационного пространства необходима информативная совместимость результатов финансового контроля различных контролирующих органов, автоматизация учёта контрольных мероприятий и обеспечение информацией между органами контроля [7, 245].
Эффективность деятельности государства определяется в основном тем, как оно распоряжается своими ресурсами. Активизация государственного финансового контроля считается стратегической задачей государства, ведь его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
В России государственный финансовый контроль находится на стадии становления, чем и объяснятся несовершенная законодательная база в части осуществления контроля и закрепления полномочий за многочисленными контрольными органами.
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. Поэтому совершенствование контроля является для сегодняшней России важным направлением деятельности.
1) Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. : с изм. и доп. на 28.12.2010 г. – М.: Проспект, 2010. – 155 с.
2) Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» - с изм. и доп. от 29 декабря 2010 г.
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №703 «О Федеральном Казначействе»– с изм. от 14 марта 20065 г.
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов РФ». – с изм. от 27 декабря 2010 г.
5) Положение от 15 июня 2004 г.» о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» - с изм. от 15 июня 2010 г.
6) Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 7 изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 628 с.
7) Грязева А.Г., Маркина К.В. Финансы: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. – 632 с.
8) Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. Бюджетная система России.: Учебник. Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 752 с. – (Российское юридическое образование).
9) Селезнёв А.З. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. Пособие / А.З. Селезнёв / под ред. Проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. – 383 с.
10) Интернет-источник www.bankir.ru
11) Интернет-источник www.openbudget.ru
12) Интернет-ресурс Министерства финансов РФ www.minfin.ru
13) Интернет-ресурс Счётной палаты РФ www.ach.gov.ru
14) Интернет-ресурс Федеральной службы финансово-бюджетного надзора www.rosfinnadzor.ru
15) Интернет-ресурс Федерального Казначейства РФ www.roskazna.ru
15
Приложение 1
Основные виды, формы и методы государственного финансового контроля
[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]
текущий проверка
последующий обследование
Приложение 2
Результаты контрольных мероприятий Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в 2009 году
Источник использования бюджетных средств | Всего выделено средств из федерального бюджета, млн. руб | Неэффективное исполь-зование бюджетных средств, млн.руб. | Нецелевое использование бюджетных средств, млн.руб. | |||
Использование бюджетных кредитов из федерального бюджета субъектам РФ, муниципальным образованиям на содержание, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования | 25000,0
| Сумма | Проценты | Сумма | Проценты | |
65,8 | 0,26 | 2,8 | 0,01 | |||
Использование средств федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в субъектах РФ и МО | 21554,7
| 165,2 | 0,76 | 4,7 | 0,02 | |
Использования средств федерального бюджета, выделенных на создание бизнес-инкубаторов за период с 2005 г по 2010 гг. | 823,8 | 126,9 | 15,41 | 0,17 | 0,02 | |
Использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»,
|
23525,1 | 36,4
| 0,15 |
0,2 | 0,001 | |
Использование субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2009 году для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг | 53782,83 | 287,35 | 0,53 | 6,82 | 0,01 | |
Проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, в т.ч.: - средства поступившие из федерального бюджета - собственные средства субъекта РФ
| 163368,55
59930,68 10343,76 | 1354,62
1111,86 242,75 | 0,83
1,85
| 1618,1
12,67 1605,42 | 0,99
0,02 15,52 | |
Проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ | 10896,20 | 50,71 | 0,46 | 0,28 | 0,002 | |
Внеплановые проверки использования бюджетных средств предоставленных Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ бюджетам субъектов РФ | 12500,15 | 187,27 | 1,49 | Не обнаружено | 0 | |
Использование бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ | 256,1 | 78,83 | 30,78 | 6,8 | 2,65 |
Информация о работе Финансовый контроль за эффективным и целевым использванием бюджетных средств