Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:43, курсовая работа
Для каждой страны одним из важнейших условий построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан является организация надёжного контроля за использованием бюджетных средств, а так же имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Государственный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, способствует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность государственного (муниципального) финансового контроля, его задачи и функции.
1.2 Органы, осуществляющие контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, их полномочия
1.3 Виды, формы и методы финансового контроля. Меры, принимаемые по результатам контроля
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОМУ НАДЗОРУ В 2009 ГОДУ. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность государственного (муниципального) финансового контроля, его задачи и функции.
1.2 Органы, осуществляющие контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, их полномочия
1.3 Виды, формы и методы финансового контроля. Меры, принимаемые по результатам контроля
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОМУ НАДЗОРУ В 2009 ГОДУ. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Для каждой страны одним из важнейших условий построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан является организация надёжного контроля за использованием бюджетных средств, а так же имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Государственный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, способствует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств.
Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, являются нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, поэтому рассмотрение контрольных мероприятий именно этих показателей является актуальным и целесообразным, особенно сейчас в период реализации федеральных целевых программ и национальных проектов.
1.1 Сущность государственного (муниципального) финансового контроля, его задачи и функции.
Государственный финансовый контроль – это неотъемлемая часть государственного воздействия на социально-экономические процессы. Это контроль за соблюдением финансового законодательства при формировании и использовании бюджетных средств, оценка экономической эффективности и целесообразности производимых расходов. По сути, финансовый контроль необходим для соблюдения государственных интересов в финансовой сфере, создания условий для финансовой стабилизации. В России государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, управлением государственным внешним и внутренним долгом, использованием кредитных ресурсов и организацией денежного обращения в целом. В рыночных условиях он должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение хищений и бесхозяйственности, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, платежей между хозяйствующим субъектами. С помощью контроля возможно решение таких проблем, как например, проблемы рационального использования всех ресурсов, или использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению [6, 490]. Основной целью финансового контроля является своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами, выявленных нарушениях для принятия эффективных управленческих решений. Цель контроля реализуется в выполняемых им задачах, к которым относятся осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; оценка эффективности деятельности различных министерств и ведомств по использованию бюджетных средств; выявление финансовых правонарушений в бюджетной сфере [1,158].
Если рассматривать функции государственного финансового контроля, то можно сказать, что основной его функцией считается обеспечение государственных органов власти и населения полной и достоверной информацией о использовании бюджетных средств, а так же имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Так же к функциям контроля относят предупредительную, собственно контрольную, регулятивную и оценочно – аналитическую функции [10]. Предупредительная функция проявляется на этапе постановки проблемы, принятия решения и планировании мероприятий по достижению поставленной цели. контрольная функция проявляется на стадии осуществления контрольных мероприятий, способствующих осуществлению цели; регулятивная функция осуществляется на стадии регулирования этих мероприятий. Оценочно-аналитическая функция проявляется на каждой стадии бюджетного процесса, но в большей степени на стадии анализа и оценки результатов мероприятий [11].
1.2 Органы, осуществляющие контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, их полномочия
Многообразие финансовых отношений, в которых используются бюджетные средства, обуславливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля.
В настоящее время государственный финансовый контроль осуществляется органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, а так же специализированными учреждениями, созданными для наблюдения за финансовой деятельностью экономических субъектов, которые связаны с бюджетной сферой, являются налогоплательщиками или получателями бюджетных средств [8, 466].
Особое место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счётной палате РФ, которая является независимым от Правительства РФ, постоянно действующим контрольным органом [2]. Счётная палата РФ находится в подчинении Федеральному Собранию РФ и наделена широкими полномочиями в области финансового контроля. К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счётной палаты, относятся все государственные органы власти и органы местного самоуправления, федеральные и территориальные внебюджетные фонды, банки, предприятия, страховые компании, и иные коммерческие и некоммерческие организации, которые используют бюджетные средства. Контрольная деятельность Счётной палаты направлена на проведение мер в отношении государственных расходов федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов и расходов, связанных с содержанием и использованием федеральной собственности. К полномочиям Счётной палаты относятся: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в части объёмных и структурных показателей, по целевому назначению; определение эффективности и целесообразности осуществления расходов бюджетных средств и использования имущества, находящегося в государственной собственности; оценка обоснованности доходов и расходов проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств; анализ выявленных в ходе осуществления контрольных функций отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение [2]. Осуществляя свои контрольные полномочия, Счётная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые и являются основными формами осуществления ею финансового контроля.
Министерство финансов РФ так же является значимым органом власти, осуществляющим контрольные функции в области целевого использования средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств. Оно обеспечивает проведение единой бюджетной, налоговой, финансовой и валютной политики в стране и координирует деятельность других органов власти в этой сфере. Большую роль в проведении финансового контроля играет методическое руководство организацией бухгалтерского учёта, проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. Функции Министерства финансов РФ по контролю и надзору в бюджетной сфере выполняет Федеральная служба финансово – бюджетного надзора, которая осуществляет свою контрольную деятельность непосредственно или через территориальные отделения во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями в сфере финансово – бюджетного контроля и надзора[5]. Росфиннадзор имеет право осуществлять проверки в организациях, использующих бюджетные средства, материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, и иных получателях бюджетных средств. Субъектами контрольной деятельности службы являются получатели средств федерального бюджета и организации, пользующиеся материальными ценностями, находящимися в федеральной собственности, а так же организации, получившие от проверяемых организаций денежные средства или другое имущество. Основными полномочиями службы в области финансового контроля являюся: проведение проверок и ревизий правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению случаев нарушений бюджетного законодательства; осуществление контроля за правильностью ведения валютных операций; организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере [5]. Росфиннадзор тесно взаимодействует с правоохранительными органами, и приоритетным направлением в этом взаимодействии является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Служба так же контролирует расходование средств, идущих на финансирование Федеральных целевых программи национальных проектов.
Так же проверками эффективного и целевого финансирования занимаются органы Федерального Казначейства, главная задача которого состоит в профессиональном управлении государственными финансами, беспрерывном исполнении федерального бюджета, а так же в контроле за целевым использованием бюджетных средств всеми распорядителями и получателями средств из федерального бюджета. Осуществляют органы казначейства свои контрольные функции в форме предварительного и текущего контроля, и в ходе осуществления своих контрольных функций имеют право производить у получателей бюджетных средств денежных документов, смет, отчётов планов, связанных с зачислением, перечислением и использованием государственных средств; требовать от руководителей проверяемых организаций устранения выявленных нарушений и контролировать их устранение; изымать документы, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, налагать на кредитно-финансовые учреждения штрафы, а так же вносить в Центральный банк представления о лишении их лицензии на осуществление банковских операций.
Немаловажную роль в осуществлении контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств имеют и распорядители бюджетных средств. В их полномочия входят проверки у подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств в формах текущего и последующего контроля [7, 652].
1.3 Виды, формы и методы финансового контроля. Меры, принимаемые по результатам контроля
Государственный финансовый контроль можно классифицировать по разным критериям (Приложение 1). Как видно из таблицы, для определения видов контроля, как правило, исходят из таких признаков классификации, как время и, субъекты контроля и методы проведения, а формы контроля различаются по времени проведения.
Предварительный финансовый контроль – это контроль, который проводится до совершения финансовой операции, который осуществляется соответствующими органами власти на всех уровнях, а так же специализированными контрольными организациями, с целью предупреждения финансовых нарушений. Он осуществляется в процессе составления и утверждения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовых планов внебюджетных фондов, разработки финансовых смет, так же при составлении прогнозных балансов. Предварительный контроль способствует предотвращению неэффективного использования финансовых ресурсов государства, позволяет выявить наиболее результативные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, или выборе инвестиционных программ.
Оперативный финансовый контроль осуществляется ежедневно в момент совершения финансовой операции специально созданными для этого финансовыми службами. Он проводится в ходе исполнения бюджетов всех уровней, соблюдения финансовых норм и нормативов, смет расходов бюджетных учреждений посредством проверки первичных документов оперативного бухгалтерского учёта и отчётности. Текущий анализ необходим для предупреждения возможных нарушений при получении и расходовании бюджетных средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности денежных расчётов.
Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансовой операции, связан с оценкой финансовой деятельности в отчётном периоде, государственными и муниципальными органами с целью проверки целевого использования бюджетных средств, смет бюджетных учреждений. Проводится он путём анализа ревизии финансовой и бухгалтерской документации, с целью выявления причин отклонений фактических данных от плановых, полноты, своевременности, эффективности и целесообразности осуществления расходов бюджетных средств.
Обязательный финансовый контроль направлен, прежде всего, на контроль и аудит исполнения бюджетов. Осуществляется он контрольными органами, созданными вне системы исполнительной власти, которые имеют право проверять сами исполнительные органы. Направлен контроль на проверку организации использования бюджетных средств. Внутренний контроль осуществляется в рамках отдельных министерств, ведомств или хозяйствующих субъектов с целью проверки их финансовой деятельности.
Что касается методов контроля, то использование того или иного метода зависит от компетенции государственного органа или времени осуществления контроля. Регламентируются методы финансового контроля различными нормативными актами, в зависимости от проверяющего органа, так, в Налоговом кодексе обозначается режим налоговой проверки, а в ФЗ «О Счётной палате» определяется режим ревизий и проверок, находящихся в полномочиях этого контрольного органа.
Проверка, как метод контроля, может осуществляться в ходе предварительного и текущего финансового контроля, и представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности проверяемой организации при участии специалистов казначейских, контрольно – ревизионных и налоговых органов по широкому кругу вопросов или по отдельной теме. Результаты проверок оформляются в основном справками или докладными записками. Это наиболее используемый метод контроля над целевым использованием бюджетных средств.
Обследование проводится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, чем проверка. При обследовании могут проводиться всевозможные опросы и анкетирования, инспекции на месте и контрольные замеры.
Анализ исполнения доходных и расходных статей бюджетов всех уровней служит для регулирования социально – экономических процессов в обществе, для выработки долгосрочной политики, позволяет использовать бюджетные средства как действенный инструмент государственных процессов.
Основным методом финансового контроля являются ревизии, которые проводятся с целью установления законности и обоснованности совершаемых проверяемой организацией финансовых и хозяйственных операций, использованием ею материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами и нормативами. Основной задачей проведения ревизии считается проверка соблюдения финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учёта, полнота и своевременность расчетов с бюджетом, использование бюджетных средств по целевому назначению, обоснованность произведённых затрат.
Росфиннадзор за 2009 год проверил использование 3,1 трлн. руб. бюджетных средств и зафиксировал нарушения при расходовании 1,33 трлн. руб., из них примерно 30 млрд. руб. были израсходованы неэффективно и 27 млрд. руб. – не по своему целевому назначению [bankir.ru]. В таблице приведены источники использования средств федерального бюджета, в которых по итогам проверок Федеральной службой по финансово-бюджетному надзору выявлены самые большие нарушения в использовании бюджетных средств (Приложение 2).
Информация о работе Финансовый контроль за эффективным и целевым использванием бюджетных средств