Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:39, курсовая работа
В настоящее время в Украине складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле, его методах и формах.
Введение
I. Содержание финансового контроля, формы, виды и значение в условиях рыночной экономики
Сущность, цели и задачи финансового контроля
Формы и методы финансового контроля
Принципы финансового контроля
II. Негосударственный контроль
2.1 Внутрихозяйственный контроль
2.2 Контроль со стороны коммерческих банков
2.3. Аудиторский контроль
III. Система государственного контроля в Украине
3.1. Система государственного финансового контроля
3.2. Органы государственного финансового контроля в Украине
3.3. Пути повышения эффективности финансового контроля
Заключение
Список используемой литературы
В
развитых странах государственные
органы контроля являются главным инструментом
воздействия на экономику. В США суммарный
экономический эффект от деятельности
федеральных контрольных органов (Главное
контрольное управление конгресса во
главе с генеральным контролером; Административно-бюджетное
управление при президенте, система инспекторских
служб в федеральных министерствах; президентский
совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями
в правительственных учреждениях («Совет
честности и эффективности»)), по данным
исследовательской группы конгресса США,
за последние 50 лет исчисляется примерно
в 500 миллиардов долларов. [4, 156]]
3.1.
Система государственного
финансового контроля
в Украине
Система органов государственного финансового контроля в Украине находится на стадии формирования. Хотя основные ее элементы уже сложились и действуют, совершенствуя свою внутреннюю структуру и уточняя свое место в общегосударственной системе контроля вообще. Как и в других государствах, финансовый контроль в Украине осуществляется органами законодательной власти, органами исполнительной власти, специальными органами государственного финансового контроля, а также негосударственными специализированными организациями.
Государственный финансовый контроль в Украине основывается на Конституции Украины, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах Украины, законах и законодательных актах Украины и органов местного самоуправления.
Главной целью государственного финансового контроля В Украине является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.
Важнейшая обязанность государственного финансового контроля в Украине состоит в обеспечении органов государственной власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.
Объектами государственного финансового контроля в Украине являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества [4,152].
Государственному финансовому контролю в Украине подлежат:
Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций. Система органов государственного финансового контроля представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.
Конкретные задачи органов государственного финансового контроля и сферы компетенции устанавливаются при их создании соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
По сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового контроля в Украине.
Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.
Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.
Важное значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.
Соблюдение валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.
Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за:
Контрольные
функции Президента Украины в
сфере финансовой деятельности выплывают
из его статуса как главы государства
и главы исполнительной власти в Украине.
Президент Украины непосредственно осуществляет
свои контрольные функции, например, когда
он подписывает законы Украины о регуляции
финансовой деятельности. В то же время
необходимо отметить, что президентская
ветка государственного контроля за финансами
в Украине еще окончательно не сформировалась.
Система органов государственного финансового контроля в Украине находится на стадии формирования. Хотя основные ее элементы уже сложились и действуют, совершенствуя свою внутреннюю структуру и уточняя свое место в общегосударственной системе контроля вообще. Как и в других государствах, финансовый контроль в Украине осуществляется органами законодательной власти, органами исполнительной власти, специальными органами государственного финансового контроля, а также негосударственными специализированными организациями.
Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 85 Конституции Украины осуществляет финансовый контроль в ходе рассмотрения проектов и утверждения Государственного бюджета Украины и отчетов о его выполнении, на специальных парламентских слушаниях Кабинета Министров Украины, которые именуются «днями правительства», в ходе экспертиз и заслушиваний Программ деятельности правительства, обсуждение и принятие специального финансового законодательства.
Парламентский контроль за расходованием государственных финансовых ресурсов органами и учреждениями исполнительной власти осуществляют также все постоянные комитеты Верховной Рады Украины, каждый в своей сфере. Кроме того, в Верховной Раде Украины имеются два специализированных комитета: Комитет по вопросам бюджета и Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. Они осуществляют непрерывный парламентский контроль за состоянием и движением государственных финансов.
Особенными контрольными полномочиями наделенная Счетная палата Верховной Рады Украины. Голова, первый заместитель, заместитель, главные контролеры и секретарь Счетной палаты избираются на сессии Верховной Рады Украины тайным голосованием и считаются избранными на семь лет, если за это проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Полномочия Счетной палаты распространяются на Верховную Раду Украины, органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие органы государства, созданные в соответствии с действующим законодательством Украины.
Счетная палата имеет право контролировать местные государственные администрации, органы местного самоуправления, предприятия, банки, хозяйственные общества, союзы, ассоциации, независимо от форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства Государственного бюджета Украины или имеют часть государственной собственности в их уставном фонде или используют объекты государственной собственности или управляют ими.
В процессе реализации заданий, положенных на Счетную палату, она обеспечивает данную систему контроля за выполнением бюджета и внебюджетных фондов, что предусматривает организацию и осуществление оперативного контроля за выполнением бюджета текущего года.
Счетная палата имеет право проведения комплексных ревизий и тематических проверок, анализировать и выяснять причины нарушений бюджетной дисциплины, готовить на Верховную Раду Украины предложения по их устранению и совершенствованию бюджетного законодательства. В пределах регламента Счетной палаты главные контролеры - руководители департаментов самостоятельно решают все вопрос организации своей деятельности и несут полную ответственность за результаты своей работы.
Контрольные функции Президента Украины в сфере финансовой деятельности выплывают из его статуса как главы государства и главы исполнительной власти в Украине. Президент Украины непосредственно осуществляет свои контрольные функции, например, когда он подписывает законы Украины о регуляции финансовой деятельности. В то же время необходимо отметить, что президентская ветка государственного контроля за финансами в Украине еще окончательно не сформировалась.
Национальный аудиторский комитет Украины создан при Президенте Украины, это регламентирует Указ Президента Украины «О Национальном аудиторском комитете Украины». Основное назначение этого комитета заключается в анализе эффективности, экономичности и правильности использования государственных финансовых ресурсов. Комитет проверяет главным образом движение бюджетных средств на наивысшем уровне- Кабинета Министров Украины, отдельных министерств и ведомств. В необходимых случаях контроль Национального аудиторского комитета Украины проводится включительно к первичным звеньям бюджетных учреждений и заведений.
В организационном плане Комитет состоит из нескольких функционально независимых один от другого департаментов. В частности, первый департамент Комитета создан на базе Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов. Вторым департаментом должен стать департамент анализа. Кстати, ничего подобного в Украине к этому времени нет. Этот департамент призван заниматься анализом законов, постановлений, межгосударственных соглашений. Причем предусмотрено поддавать такому анализу как уже принятые нормативные акты, так и проекты законов и постановлений. Например, этот Департамент обязан делать заключение: какие последствия потянет за собой заключение тех или других межгосударственных соглашений. То есть, образно говоря, Департамент анализа есть своего рода внутренней «финансовой прокуратурой».
Еще
одним структурным
Кабинет Министров Украины осуществляет контроль за государственными финансами в поступи: непосредственной практической реализации финансовой политики Украины, государственной политики в отрасли ценообразования и оплаты труда, составления и выполнения Государственного бюджета Украины и отчета о его выполнении, осуществления общегосударственных и межгосударственных экономических программ, создания и руководства деятельностью разных фондов и т.д. Вся ежедневная деятельность Кабинета Министров Украины неразрывный связана с управлением государственными финансами, а, значит - и с контролем за их наиболее рациональным расходованием.
В пределах своих полномочий осуществляют ведомственный государственный контроль за финансами министерства и ведомства общей компетенции с точки зрения управления государственными финансовыми ресурсами.
Закон
“О Государственных налоговых
Особенная
роль в осуществлении
Министерство финансов Украины является центральным специализированным органом государственной исполнительной власти по управлению финансами, а значит - и по контролю за движением и расходованием государственных финансовых ресурсов. Оно осуществляет контроль за выполнением государственного бюджета, за соблюдением учреждениями Национального банка и коммерческих банков правил кассового выполнения государственного бюджета по доходам. Кроме этого, Министерство финансов Украины устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и складня отчетности о выполнении Государственного и местных бюджетов, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности из кассового выполнения бюджетов.