Финансовый контроль в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Украине складывается новый тип государственности. Успешное реформирование украинской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле, его методах и формах.

Содержание

Введение
I. Содержание финансового контроля, формы, виды и значение в условиях рыночной экономики
Сущность, цели и задачи финансового контроля
Формы и методы финансового контроля
Принципы финансового контроля
II. Негосударственный контроль
2.1 Внутрихозяйственный контроль
2.2 Контроль со стороны коммерческих банков
2.3. Аудиторский контроль
III. Система государственного контроля в Украине
3.1. Система государственного финансового контроля
3.2. Органы государственного финансового контроля в Украине
3.3. Пути повышения эффективности финансового контроля
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль в Украине.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Принимая  законы, прямо или косвенно затрагивающие  систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах. 

 

     II. Негосударственный финансовый контроль 

     Формирование  основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль. 

     2.1.  Внутрифирменный финансовый контроль 

     Осуществляется  экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

     Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

  • Оперативный контроль производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственной финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства
  • Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

       Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования. 

     2.2.  Контроль со стороны коммерческих банков 

     Появление коммерческих банков в результате перестройки  банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.

     2.3. Аудиторский контроль

 

     Это новый вид финансового контроля, возникший в Украине с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и  появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

     Основные  задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

     Существует  две основные задачи аудиторского контроля:

  1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине;
  2. проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств.

     Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

    • постановку и ведение бухгалтерского учета;
    • составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах;
    • анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
    • обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства;
    • проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

     Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта,  то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства.

     Обязательной  аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам..

     Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

     Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные). После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр [13, 198].

     аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские  фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

     Все услуги аудиторских организаций  платные. Как правило, отношения  аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами  оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.

     Результаты аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

  1. заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;
  2. заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
  3. отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не  соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положёнии проверяемого  предприятия;
  4. заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

     Сфера действия аудиторского контроля в Украине  расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции. Законопроект «Об аудиторской деятельности в Украине», находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской деятельности, что со временем позволит российскому аудиту интегрироваться в систему международных экономических отношений и обеспечит признание украинских аудиторских заключений зарубежными потребителями.

     III. Система государственного контроля в Украине 

     3.1. Система государственного финансового контроля 

     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в Украине –  Контрольно-ревизионная служба; в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

     Кроме институтов парламентского контроля в  большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.

     В наиболее концентрированном  виде подходы к организации финансового контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности государственных органов финансового контроля различных стран в современных условиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономической организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы. [5, с. 8]

     Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке.

     Международный опыт показывает, что наличие такого органа тем более необходимо, так как деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, и тем самым государство переступает традиционные рамки государственных финансовых действий. Для Украины это еще более актуально, поскольку если в развитых странах усиливается вмешательство государства в экономические процессы, то в государствах, осуществляющих переход от планового хозяйства к рыночному, степень государственного регулирования экономики и государственной ответственности в социальной сфере неизмеримо более высоки.

     Например, французская система внешнего контроля государственных финансов характеризуется  наличием общенациональной структуры государственных бухгалтеров, работающих в административно-территориальных единицах страны (коммунах, департаментах и округах). Они наделены полномочиями управлять государственными денежными средствами, ответственны за правильность осуществляемых ими операций и обязаны возмещать за свой счет ошибочно выплаченные или невостребованные денежные средства. Учет государственных финансовых операций основывается на двух основных принципах: с одной стороны, на законом установленном разделении функций распорядителей кредитов (министры, руководители  других государственных органов, председатели или мэры органов местного самоуправления, управляющие или директора государственных учреждений) и государственных бухгалтеров, а с другой стороны – на персональной денежной ответственности государственных бухгалтеров. [11, с. 2]

Информация о работе Финансовый контроль в Украине