Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщения теоретических аспектов финансового контроля и выявления путей его совершенствования.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- изучить содержание и виды финансового контроля

- выявить методы финансового контроля

- рассмотреть организацию финансового контроля

- выявить пути совершенствования финансового контроля.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание, виды и задачи финансового контроля 5
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами 5
1.2 Виды финансового контроля 9
1.3 Методы финансового контроля 14
Глава 2. Организация финансового контроля в РФ 17
2.1 Организационно – правовые основы финансового контроля 17
2.2 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты 17
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля 31
Заключение 37
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы 2.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

     Приоритетным  направлением в деятельности Счетной палаты в 2008 году было проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующем году, с исполнением поручений палат Федерального Собрания Российской Федерации.

     Особое  внимание было сосредоточено на контрольных  и экспертно – аналитических  мероприятиях, осуществляемых в целях  обеспечения стабильности финансовой системы России в условиях мирового кризиса, реализации Национального плана противодействия коррупции и анализа эффективности деятельности государственных корпораций по достижению ими стратегических целей и задач, поставленных государством.

     В соответствии с задачами и функциями  Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций, изложенных в постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы при рассмотрении отчетов о работе Счетной палаты, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена:

    • на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;
    • на предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;
    • на обеспечение повышения эффективности межбюджетных отношений, касающихся совершенствования стимулов для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований к снижению уровня дотационности при соблюдении принципов разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями;
    • на более активное использование современных методов контроля, обеспечивающих осуществление аудита эффективности и стратегического аудита, позволяющих дать оценку эффективности применения государственных ресурсов, направляемых на достижение стратегических целей;
    • на дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.

     Важнейшими  в 2008 году стали мероприятия, направленные на пресечение финансовых нарушений, особенно при необходимости обеспечения  действенного контроля за использованием средств государственной поддержки  экономики в период финансово  – экономического кризиса. Счетная палата не могла остаться в стороне от проблем, возникших в экономике и социальной сфере страны. В таких условиях повышение эффективности государственного контроля приобретает особую актуальность. Одной из задач, которую решала Счетная палата, стало обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках комплекса государственных антикризисных мер.

     Комплекс  антикризисных мероприятий тесно  скоординирован с мероприятиями  антикоррупционной направленности. В течение 2008 года Счетной палатой осуществлялся мониторинг и анализ законодательных и иных нормативных актов на предмет выявления в них коррупционных положений. В дальнейшем Счетная палата планирует разработать методику и проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Это создаст основу для организации мониторинга и аудита результативности антикоррупционной политики государства.

     Счетная палата активно выстраивает механизмы  обеспечения контроля за деятельностью государственных корпораций и проектов, реализуемых на принципах государственно – частного партнерства. Эти вопросы прорабатывались в 2008 году, а в Плане работы Счетной палаты на 2009 год выделены отдельным блоком, что подчеркивает их значимость и специфику.

 В  этих целях особое внимание уделялось:

    • совершенствованию контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в рамках обеспечения единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, концентрации специалистов Счетной палаты на наиболее масштабных проблемах и проектах общегосударственной значимости;
    • контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье» и демографической ситуации в стране, а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы;
    • контролю за расходованием денежных средств, выделенных на подготовку и проведение ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта;
    • осуществление контроля целевого и эффективного расходования государственных средств и ресурсов, направляемых на структурную перестройку российской экономики, создание современной инфраструктуры и накопление человеческого капитала;
    • подготовке и проведению контрольных и экспертно – аналитических мероприятий по проверке целевого и эффективного использования средств федерального бюджета., направляемых на ускоренное обновление энергетической отрасли, развитие транспорта, нанотехнологий, совершенствование инновационной деятельности и защиту интеллектуальной собственности;
    • контролю за формирование, использованием и управлением средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
    • развитию взаимодействия Счетной палаты с федеральными органами государственной власти и контрольно-счетными органами Российской Федерации;
    • обеспечению прозрачности в публичной деятельности Счетной палаты и подотчетности обществу;
    • развитию современных информационных технологий в обеспечении государственного финансового контроля;
    • развитию международного сотрудничества Счетной палаты как участника международных организаций высших органов финансового контроля;
    • развитию научного и методологического потенциала Счетной палаты, обеспечению текущих и перспективных потребностей Счетной палаты в прикладных научных исследованиях.

   Основные  итоги работы Счетной палаты в 2008 году

      Основные  показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2008 году, приведены в приложении 1.

      В 2008 году Счетной палатой проведено 501 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 320 контрольных мероприятий. Динамика контрольных и экспертно – аналитических мероприятий рисунок 1 

     

     Рис. 1. Динамика контрольных и экспертно  – аналитических мероприятий

      Количество  проведенных мероприятий с каждым годом уменьшаются, это связано с резким снижением контрольных мероприятий, по сравнению с предыдущим годом они уменьшились на 136 (456 – 320), однако в 2008 году экспертно-аналитические мероприятия по сравнению с 2007 годом увеличились на 133 (181 – 48).                                                                                        

      В 2008 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 11 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 6 мероприятия, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 5 мероприятий. Динамика контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой рисунок 2.

     

     Рис. 2. Динамика контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой

     По  контрольным мероприятиям, проведенных Счетной палатой, можно сделать следующие выводы. В 2007 г. происходит снижение мероприятий по поручению Совета федерации и обращение членов Сов. Федерации на 4 (7 -3), за счет увеличения мероприятий по поручению Гос. Думы и обращениям депутатов Гос. Думы на 6 (27 – 21). В 2008 г. происходит увеличения поручения Совета Федерации на 3 (6 – 3), за счет резкого снижения поручений Гос. Думы на 22 (27 – 5). В целом можно заметить, что всего мероприятий в 2008 г. уменьшились на 19 (30 – 11), по сравнению с предыдущим 2007 годом.

     В соответствии с Федеральным законом  «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном периоде  результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2008 году проведено 60 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 825 вопросов, из них 395 – по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

     О результатах контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий Счетная палата информировала  палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей  соответствующих органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

     Особо важные результаты контрольных и  экспертно-аналитических мероприятий  докладывались главе государства  на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной  палаты С.В.Степашиным. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 38 вопросам, в том числе:

     - о результатах мониторинга целевого  и эффективного использования  средств федерального бюджета,  выделенных до 1 января 2007 года на  формирование накоплений для  жилищного обеспечения военнослужащих, включенных в реестр участников накопительно – ипотечной системы;

     - о проверке эффективности планируемого  использования средств федерального  бюджета на реализацию мероприятий  ФЦП «развитие атомного энергопромышленного  комплекса России на 2007 – 2010 годы и на перспективу до 2015 года»;

     - о создании государственной системы  мониторинга состояния и использования  лесного фонда на базе новых  статистических показателей;

     - о результатах проверки использования  в 2006 – 2007 годах средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на финансирование инвестиционных проектов;

     - об эффективности использования  бюджетных средств, выделенных  Республике Ингушетии в 2006 –  2007 годах, на выполнение приоритетных  национальных проектов.

      По  итогам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 267 представлений и 351 информационное письмо. Правительству Российской Федерации было направлено 3 представления Счетной палаты и 112 информационных писем. Направления представлений Счетной палаты в 2008 году по адресатам рисунок 3.

      

      Рис.3. Направления предоставлений Счетной  палаты в 2008 году по адресатам.

      В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлено 121 материал проверок Счетной палаты. По материалам контрольных мероприятий Счетной палаты в 2008 году возбуждено 25 уголовных дел.

      Выявлено  нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 94,6 млрд. рублей, устранено финансовых нарушений на сумму 1,0 млрд. рублей.

      В 2008 году объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1965,5 млн. рублей, блокировано и возмещено средств на сумму 687,2 млн. рублей.

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ

 

     Коллегия  Счетной палаты Российской Федерации  под председательством Сергея Степашина  утвердила Приоритетные направления  деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2009-2011 годы.

     В соответствии с целями и задачами развития государства, отраженными  в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, Счетная  палата относит к важнейшим направлениям своей работы содействие реализации Национального плана противодействия коррупции. Высший орган финансового контроля принимает активное участие в выявлении и пресечении коррупционных преступлений в бюджетной сфере, использовании федеральной собственности, а также проводит систематическую внутреннюю работу по профилактике и недопущению коррупционных проявлений. Исходя из собственного Плана мероприятий по борьбе с этим социальным злом и в связи с разработкой Правительством и Парламентом антирейдерских законов, в Счетной палате создана рабочая группа по анализу проведения процедур банкротства и противодействию проявлениям рейдерства.

     Счетная палата в своей контрольной деятельности в 2009-2011 годах планирует сосредоточить  усилия на аудите эффективности мероприятий, направленных на смягчение последствий для финансовой системы страны, вызванных мировым финансовым кризисом. Для проведения такой работы в высшем органе финансового контроля сформирована соответствующая инспекция из числа наиболее опытных специалистов.

     Одним из приоритетов деятельности Счетной палаты в указанный период станет обеспечение всестороннего контроля использования бюджетных средств, направленных на поддержку Южной Осетии и Абхазии.

     К важнейшим направлениям работы высшего  органа финансового контроля относится  также аудит расходования средств на подготовку и проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских Зимних игр в 2014 году в г.Сочи и Форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в г.Владивостоке.

     Развитие  бюджетного законодательства страны, мобилизация механизмов частно - государственного партнерства на реализацию крупнейших инвестиционных и инновационных проектов требуют дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности Cчетной палаты, а от самой Счетной палаты - форм и методов контроля на основании использования опыта, накопленного в прошедшие годы, поиска и использования всех имеющихся резервов повышения качества контрольной и экспертно - аналитической работы.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами