Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – обобщения теоретических аспектов финансового контроля и выявления путей его совершенствования.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить содержание и виды финансового контроля
- выявить методы финансового контроля
- рассмотреть организацию финансового контроля
- выявить пути совершенствования финансового контроля.
Введение 3
Глава 1. Содержание, виды и задачи финансового контроля 5
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами 5
1.2 Виды финансового контроля 9
1.3 Методы финансового контроля 14
Глава 2. Организация финансового контроля в РФ 17
2.1 Организационно – правовые основы финансового контроля 17
2.2 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты 17
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля 31
Заключение 37
Список литературы 40
Наиболее
важным элементом в системе
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
- общественный;
- ведомственный;
- внутрихозяйственный;
- общественный;
- независимый контроль;
- финансовый мониторинг.
По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий. [3, 97]
Процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.
1.2. Виды финансового
контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.
Цель государственного финансового контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.
Формирование
основ рыночной экономики повышает
роль тех видов финансового
В зависимости от вида информационного обеспечения контроля различают документальный контроль и фактический.
Документальный контроль – это проверка документов. Основным методом ревизии является проверка законности и достоверности совершенных финансово – хозяйственных операций по подлинным первичным оправдательным документам за весь период, прошедший с начала проведения предыдущей ревизии, или за больший срок, установленный начальником, назначившим ревизию.
Фактический контроль – предполагает проверку контролируемых объектов в натуре путем инвентаризации, осмотра материальных объектов, контрольного завеса и т.д.
Данная классификация является основой деления методов контроля на документальные и фактические. Наиболее эффективно сочетание двух видов контроля, но в некоторых случаях невозможно либо фактический контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, документы уничтожены при пожаре).
Разграничение контроля на камеральный и выездной наиболее характерно для государственных органов финансового контроля.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа, и как правило, является документальной. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и может быть как документальной, так и фактической.
Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Под плановой выездной проверкой понимается проверка деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту нахождения и (или) ведения деятельности организации, включенный в план выездных проверок Федеральной службы.
Плановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением организации.
Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту нахождения и (или) ведения деятельности и назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
По структуре взаимоотношения лиц, осуществляющих контроль управляемого субъекта различают следующие виды контроля.
- внешний
- внутренний
- смешанный
Государственный финансовый контроль для большинства организаций является внешним. Однако в некоторых случаях может быть как внутренний.
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Коммерческий
(аудиторский) контроль для проверяемых
организаций в большинстве
Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.
В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определённых субъектов хозяйствования (занимающихся определённым видом деятельности либо образованных в определённой организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, её участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определённых сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии её взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.
Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определённую самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчётности, но не влечёт за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).
В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надёжности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчётности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учётная и отчётная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учёта.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объёма и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условиях правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов.
Задача
негосударственного финансового контроля
– это повышение эффективности
использования вложенных
По отношению к моменту совершения контролируемых операций различают следующие виды контроля:
- предварительный
- текущий (оперативный)
- последующий
Финансовый
контроль, объектом которого являются
финансовые отношения, складывающиеся
в различных сферах и звеньях финансовой
системы, могут осуществлять как органы
государственного, так и негосударственного
финансового контроля. Так, финансовый
контроль в страховой сфере осуществляют
специально созданные государственные
органы (например, Федеральная служба
страхового надзора РФ), а также аудиторские
организации. Финансовый контроль в системе
пенсионного обеспечения в РФ осуществляют:
Счётная палата РФ, Федеральная служба
по финансовым рынкам, Пенсионный фонд
РФ (в отношении страхователей и пенсионеров),
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора, Общественный совет по инвестированию
средств пенсионных накоплений, негосударственные
пенсионные фонды (по отношению к управляющим
компаниям), аудиторские фирмы, органы
внутреннего контроля.
1.3. Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения контроля: документальные и камеральные проверки; обследования; надзор; анализ финансового состояния: наблюдение (мониторинг); ревизии. [5, 227]
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами