Финансовый контроль в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:51, доклад

Описание работы

В настоящее время государственный финансовый контроль в России осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной (форой — либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (1995) этот орган государственного финансового контроля действуете I996 г. и накопил значимый опыт.

Работа содержит 1 файл

Фин контроль в России и зарубежом.docx

— 26.92 Кб (Скачать)

• организует и проводит контроль за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

• определяет эффективность и целесообразность расходом государственных средств  и использования федеральной  собственности;

• дает оценку обоснованности проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

• проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов;

• проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и занимается подготовкой предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;

• производит контроль за законностью  и своевременностью движения средств федерального бюджета в финансово-кредитных учреждениях;

• обеспечивает регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ  ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

 

В европейских странах система  финансового контроля, как уже  отмечалось, формируется под влиянием интеграционных процессов, и в частности формирования и развития Европейского Союза. При сохранении в его рамках государственной самостоятельности каждой страны — члена ЕС и национальных бюджетов развиваются государственные системы финансового контроля. Для России наибольший интерес представляют системы финансового контроля, сложившиеся в федеративных государствах (Германия, США и Канада), а также во Франции и Великобритании.

Предварительно отметим, что системы  финансового контроля различаются в зависимости от отражения вопросов государственного контроля в конституциях различных государств. Если в конституции страны финансовый контроль связывается с деятельностью парламента и оговаривается его право формировать соответствующий орган контроля, то эта система считается парламентской. (Аналогично формируется система контроля в России.) Если в конституции страны нормы, регламентирующие деятельность органа финансового контроля, включены в раздел, в котором содержатся основополагающие нормы функционирования судебной ветви власти, то эта система считается судебной (примером могут быть Греция и Турция). Если создание и регламентация деятельности высшего органа финансового контроля отражена в разделе конституции, регулирующем деятельность контрольных органов, включая контроль функционирования финансово-бюджетной системы, эта система считается специализированной (Швеция, Ирландия, Бразилия и Польша).

С учетом включения основополагающих норм организации и функционирования финансового контроля в раздел конституции, где речь идет о полномочиях президента страны, включая и полномочия по формированию высшего контрольного органа, модель финансового контроля может быть названа президентской.

Примером является система финансового  контроля Португалии и Узбекистана. В чистом виде указанные модели ИСПОЛЬЗУЮТСЯ редко и являются смешанными, в которых содержатся элементы всех перечисленных систем в их весьма различном соотношении. Примером смешанных систем являются системы финансового контроля Австрии, Чехии, Китая (сочетают черты парламентской и специализированной систем), Италии и Франции (сочетают элементы парламентской, президентской и судебной систем).

Для систем, в основе построения которых  лежит парламентская модель (иначе  ее называют Вестминстерской коллегиальной модель), характерно оптимальное соотношение единоначалия (полная ответственность генерального аудитора за деятельность высшего органа государственного финансового контроля) с коллегиальностью обсуждения проблематики контроля в парламенте. Глава органа финансового контроля представляет парламенту соответствующие доклады, которые являются основанием для разработки рекомендаций парламента этому органу (применяется в Японии и Южной Корее). Наполеоновская (французская) модель сочетает элементы специализированной и судебной систем и является наиболее громоздкой, поскольку в ней все структуры функционируют в режиме контроля законности выполнения финансовых операций с государственными средствами. Должностные лица системы государственного финансового контроля независимы как судьи.

Сложившиеся к настоящему времени  модели организации высших органов государственного финансового контроля постепенно развиваются под влиянием рекомендаций ИНТОСАИ, однако остаются консервативными по сути, т.е. изменяются не слишком радикально.


Информация о работе Финансовый контроль в России и за рубежом