Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:51, доклад
В настоящее время государственный финансовый контроль в России осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной (форой — либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (1995) этот орган государственного финансового контроля действуете I996 г. и накопил значимый опыт.
1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ЕЕ СТРУКТУРА
В настоящее время государственный финансовый контроль в России осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной (форой — либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (1995) этот орган государственного финансового контроля действуете I996 г. и накопил значимый опыт.
Поскольку государственный финансовый контроль подчинен реализации финансовой политики государства, созданию условий ДЛЯ финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики, поскольку она участвует в формировании походов бюджетов и может использовать бюджетные средства и государственное имущество. Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными и следующих законодательных актах: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Задачами государственного финансового контроля являются:
Финансовый контроль со стороны представительной власти на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ. Финансовый контроль со стороны исполнительной власти проводится Президентом и Правительством РФ и его органами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Контрольным органом в Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ, действующее на основании положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Основные функции Контрольного управления:
• контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
Результатом контрольных мероприятий, проводимых Контрольным управлением, является подготовка аналитических, справочных и информационных материалов для Президента РФ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Федеральное Собрание РФ осуществляет финансовый контроль через специальные бюджетные комитеты: I) в Государственной Думе — Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; 2) в Сонете Федерации — Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Данные органы создают соответствующие подкомитеты и комиссии, которые дают заключения по различным финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по федеральному бюджету. Другие подкомитеты разрабатывают предложения по налогообложению, банковской и финансовой деятельности. В функции парламента и его комитетов входят проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, рассмотрение и утверждение бюджета, а также контроль за рациональным и целевым расходованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы (министерств, ведомств и государственных комитетов). По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Правительство РФ осуществляет следующие функции:
1) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2) разработку и представление
в Государственную Думу РФ
федерального бюджета и
3) представление в Государственную Думу РФ отчетов об исполнении федерального бюджета;
4) разработку и реализацию
5) информирование
6) предоставление информации Счетной палате РФ для осуществления ею контрольных функций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ
Министерство финансов РФ занимает важное место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, его основными задачами являются:
Оперативный контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), пришедшая на смену Департаменту государственного финансового контроля и аудита, который был образован на базе Контрольно-ревизионного управления Минфина России согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276. В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ» от 6 августа 1998 г. № 888 на базе аппарата главных контролеров-ревизоров в пределах существующей численности создавались территориальные контрольно-ревизионные управления в качестве самостоятельных юридических лиц. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора продолжает выполнять функции, которые раньше выполнял Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов:
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Федеральная налоговая служба (ФНС) России в 2004 г. пришла На смену Министерству по налогам и сборам РФ, которое было преобразовано из Государственной налоговой службы РФ согласно Указу Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635. ФНС России представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Деятельность налоговых служб регламентируется Налоговым кодексом РФ. Налоговые органы имеют право проверять любые денежные документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые справки и сведения, обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
В Бюджетном кодексе РФ определен статус органов финансового контроля, составляющих систему бюджетного контроля. К се составу и функциям не сводится состав и функции органов финансового контроля в широком смысле. Например, в систему контроля и широком смысле входит Росфинмониторинг. Аналогичные органы имеются и в других странах. Органы контроля, выполняющие функции на грани причастности к финансовому контролю, фактически создают для него соответствующую среду деятельности. Нередко они предупреждают нарушение интересов национальной безопасности и тем самым делают излишним непосредственно финансовый контроль. Это характерно для систем контроля в разных странах. Например, в феврале 2008 г. контролирующие органы США по соображениям национальной безопасности заблокировали приобретение пакета акций американской высокотехнологичной компании, работающей на оборону (3Com), при участии двух компаний — американского инвестиционного фонда Bain Capital и китайской компании Huawei Technologies. Опасались доступа китайцев к секретам, который при миноритарном пакете акций указанных компаний (21,5%) был практически невозможен. Фактически исключался коррупционный контакт с правительственными чиновниками и менеджерами 3Com.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
Центральный банк РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. С целью надзора за деятельностью коммерческих банков создан Департамент банковского надзора. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации Центральный банк РФ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия:
• штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;
• реорганизация, замена руководства коммерческого банка;
• применение более жестких нормативов;
• запрет на проведение определенных операций и на открытие филиалов;
• назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет;
• отзыв лицензии и ликвидация банка.
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ
Особое место в системе
Информация о работе Финансовый контроль в России и за рубежом