Финансовый контроль в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:51, доклад

Описание работы

В настоящее время государственный финансовый контроль в России осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной (форой — либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (1995) этот орган государственного финансового контроля действуете I996 г. и накопил значимый опыт.

Работа содержит 1 файл

Фин контроль в России и зарубежом.docx

— 26.92 Кб (Скачать)

1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ЕЕ СТРУКТУРА

В настоящее время государственный финансовый контроль в России осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной (форой — либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (1995) этот орган государственного финансового контроля действуете I996 г. и накопил значимый опыт.

Поскольку государственный финансовый контроль подчинен реализации финансовой политики государства, созданию условий ДЛЯ финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики, поскольку она участвует в формировании походов бюджетов и может использовать бюджетные средства и государственное имущество. Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными и следующих законодательных актах: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Задачами государственного финансового контроля являются:

  • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
  • соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
  • оценка правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
  • содействие улучшению бюджетной и налоговой дисциплины;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
  • исполнение федерального законодательства в процессе межбюджетных отношений;
  • проверка движения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
  • контроль за формированием и распределением бюджетных фондов;
  • пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  • выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
  • проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Финансовый контроль со стороны  представительной власти на федеральном  уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ. Финансовый контроль со стороны  исполнительной власти проводится Президентом и Правительством РФ и его органами.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Контрольным органом в Администрации  Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ, действующее на основании положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Основные функции Контрольного управления:

• контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, а также организациями  федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя Администрации Президента;
  • подготовка на основе проведенных проверок информации Президенту РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности исполнительных органов.

Результатом контрольных мероприятий, проводимых Контрольным управлением, является подготовка аналитических, справочных и информационных материалов для Президента РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Федеральное Собрание РФ осуществляет финансовый контроль через специальные  бюджетные комитеты: I) в Государственной  Думе — Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; 2) в Сонете Федерации — Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Данные органы создают соответствующие подкомитеты и комиссии, которые дают заключения по различным финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по федеральному бюджету. Другие подкомитеты разрабатывают предложения по налогообложению, банковской и финансовой деятельности. В функции парламента и его комитетов входят проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, рассмотрение и утверждение бюджета, а также контроль за рациональным и целевым расходованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы (министерств, ведомств и государственных комитетов). По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА  РФ

Правительство РФ осуществляет следующие  функции:

1) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2) разработку и представление  в Государственную Думу РФ  федерального бюджета и обеспечение  его исполнения;

3) представление в Государственную Думу РФ отчетов об исполнении федерального бюджета;

4) разработку и реализацию налоговом  политики;

5) информирование Государственной  Думы РФ о ходе исполнения  федерального бюджета в установленные  сроки; 

6) предоставление информации Счетной палате РФ для осуществления ею контрольных функций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ

Министерство финансов РФ занимает важное место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, его основными задачами являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития России;
  • разработка проекта и обеспечение исполнения федерального бюджета РФ, составление отчета об его исполнении;
  • разработка программ государственных заимствований и их реализация;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

Оперативный контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), пришедшая на смену Департаменту государственного финансового контроля и аудита, который был образован на базе Контрольно-ревизионного управления Минфина России согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276. В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ» от 6 августа 1998 г. № 888 на базе аппарата главных контролеров-ревизоров в пределах существующей численности создавались территориальные контрольно-ревизионные управления в качестве самостоятельных юридических лиц. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора продолжает выполнять функции, которые раньше выполнял Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов:

  • осуществляет контроль за целевым использованием федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • участвует в разработке порядка организации и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета бюджетными организациями;
  • организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных контрольно-ревизионных управлений по субъектам Федерации документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
  • руководит деятельностью территориальных контрольно-ревизионных управлений по субъектам Федерации и контроль за организацией этой деятельности;
  • участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в России.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

Федеральная налоговая  служба (ФНС) России в 2004 г. пришла На смену Министерству по налогам и сборам РФ, которое было преобразовано из Государственной налоговой службы РФ согласно Указу Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635. ФНС России представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Деятельность налоговых служб регламентируется Налоговым кодексом РФ. Налоговые органы имеют право проверять любые денежные документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые справки и сведения, обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

В Бюджетном кодексе РФ определен  статус органов финансового контроля, составляющих систему бюджетного контроля. К се составу и функциям не сводится состав и функции органов финансового контроля в широком смысле. Например, в систему контроля и широком смысле входит Росфинмониторинг. Аналогичные органы имеются и в других странах. Органы контроля, выполняющие функции на грани причастности к финансовому контролю, фактически создают для него соответствующую среду деятельности. Нередко они предупреждают нарушение интересов национальной безопасности и тем самым делают излишним непосредственно финансовый контроль. Это характерно для систем контроля в разных странах. Например, в феврале 2008 г. контролирующие органы США по соображениям национальной безопасности заблокировали приобретение пакета акций американской высокотехнологичной компании, работающей на оборону (3Com), при участии двух компаний — американского инвестиционного фонда Bain Capital и китайской компании Huawei Technologies. Опасались доступа китайцев к секретам, который при миноритарном пакете акций указанных компаний (21,5%) был практически невозможен. Фактически исключался коррупционный контакт с правительственными чиновниками и менеджерами 3Com.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Центральный банк РФ организует и  контролирует денежно-кредитные отношения  в стране. С целью надзора за деятельностью коммерческих банков создан Департамент банковского  надзора. При установлении фактов нарушений  или предоставлении банками неполной или недостоверной информации Центральный банк РФ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия:

• штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала;

• реорганизация, замена руководства  коммерческого банка;

• применение более жестких нормативов;

• запрет на проведение определенных операций и на открытие филиалов;

• назначение временной администрации  в банке на срок до полутора лет;

• отзыв лицензии и ликвидация банка.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ

Особое место в системе финансового  контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом «О Счетной  палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ. Это независимый от Правительства  РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собранию РФ. Счетная палата РФ осуществляет следующие контрольные функции:

Информация о работе Финансовый контроль в России и за рубежом