Финансовый контроль: сущность, виды, формы и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является теоретическое рассмотрение финансового контроля, как одной из важнейших функций государства.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность финансового контроля;
• рассмотреть механизм и методы финансового контроля;
• теоретически рассмотреть правовые основы финансового контроля.

Содержание

Введение
1.Финансовый контроль. Понятие, значение, сущность 5
2.Механизм финансового контроля 8
3.Организационно-правовые основы финансового контроля 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

ФИК.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Исходя из изложенного, можно сформулировать предмет финансового контроля в широком смысле слова, т. е. с учетом охвата всех этапов воспроизводства и уровней управления, и в узком смысле слова, т. е. применительно к государственному бюджету.

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но, конечно, с преломлением содержания этого принципа применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип плавности – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности.

Принцип демократического централизма. Демократический централизм предусматривает обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих, сочетает единое руководство с оперативностью и активностью на местах при выполнении планов контроля, с ответственностью каждого органа управления (субъекта контроля) и должностного лица (исполнителя контроля) за порученное дело.

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях до средств массовой информации.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

Определяющим фактором в финансовом контроле является единство его предмета и метода. Финансовому контролю как особой области человеческой деятельности присущ определенный метод оценки его специфического предмета.

В совокупности концепций по проблеме методологии контроля можно выделить две позиции. Для первой их них характерна трактовка метода контроля как совокупности приемов и способов, которые использует данная экономическая наука, т. е. метод финансово-хозяйственного контроля и ревизии – это совокупность методических приемов контроля хозяйственной деятельности и ее нормативного правового регулирования или совокупность способов, с помощью которых обеспечивается непосредственное выполнение функций финансового контроля.

Вторая позиция под методами финансового контроля предполагает проверку балансов, анализ хозяйственной деятельности, документальную ревизию. Далее каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные, относительно «мелкие» задачи. Такими частными методами, согласно данной концепции, являются встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и др.

Таким образом, в основу изложенной концепции положен принцип деления методологии финансового контроля на общую, основанную на законах и принципах диалектики, и частную, включающую особенности познания конкретных процессов применительно к данному предмету.

Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них следующие, методы приведены в таблице 2.

Таблица 2

Методы финансового контроля

Общенаучные методы

Специфические контрольные методы

Метод

Краткая характеристика метода

Метод

Включает в себя

Анализ (от греч. Analysis – разложение)

Включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения на составные объекты. Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого.

Органолептические (от «орган» и греч. Lëptiros – склонный брать, принимать) – выявляемые с помощью органов чувств.

- инвентаризация;

- выборочные и сплошные наблюдения;

- технологический и химико-технологический контроль;

- экспертизы;

- служебное расследование;

- эксперимент.

Синтез (от греч. Synthesis – соединение, сочетание, составление)

Метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи его частей.

Расчетно-аналитические

- экономический анализ;

- статистические расчеты;

- экономико-математические.

Индукция (от лат. Induktio – выделение от частного к общему)

Общий вывод о признаках множества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных конкретных элементов данного множества, т.е. умозаключение идет от частных факторов к общим выводов.

Документальное обобщение

- информационное моделирование;

- исследование документов;

- нормативно-правовое регулирование.

Дедукция (от лат. Deductio – выведение из общего к частному)

Исследуется состояние объекта в целом. И на основе логических рассуждений делаются выводы о его составных элементах, т.е. умозаключение от общего к частному.

Реализация результатов контроля

Совокупность приемов синтезирования результатов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности подконтрольной организации и предупреждение их повторения в будущем.

Аналогия (от греч. Analogia – сходство)

Посредством данного приема достигается познание одних объектов на основании их сходства с другими. Данный метод составляет основу стандартизации и моделирования, применяемых в финансовом контроле.

 

 

Моделирование

Метод, основанный на замене изучаемого объекта его аналогом, моделью, содержащей существенные черты оригиналов.

 

 

Абстрагирование (от лат. Abstrahere – отвлекать)

Прием мысленного отвлечения. Исследователь путем абстракции переходит от конкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам развития.

 

 

Конкретизация (от лат. Concretus – густой, уплотненный)

Исследование определенных объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования.

 

 

Системный анализ

Предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, влияющими на их функционирование.

 

 

Функционально-стоимостной анализ

Изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, включающей проектирование и синтез в процессе исследования их функционирования.

 

 

 

С учетом сказанного методологию государственного финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Все перечисленные в таблице 2 методы контроля в совокупности с рассмотренной технологией их применения формируют механизм финансового контроля. [8, с. 95-106]

 

3.Организационно-правовые основы финансового контроля

 

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством Российской Федерации, Конституцией страны.

Важность конституционного закрепления основ государственного финансового контроля заключается в том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Конституционные принципы чрезвычайно важны для обеспечения эффективной финансовой деятельности государственных органов и адекватного государственного контроля за использованием общественных финансовых и материальных ресурсов.

Существенную роль в правовом обеспечении государственного финансового контроля Конституция отводит Федеральному Собранию, и в первую очередь, - Государственной Думе РФ. К ведению Государственной Думы и Совета Федерации относятся вопросы формирования руководящего звена главных контрольных и надзорных органов страны.

Для осуществления контроля исполнения федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются специальным федеральным законом.

Федеральное Собрание играет ключевую роль в формировании законодательной базы государственного финансового контроля, поскольку все законопроекты вносятся в Государственную Думу и принимаются ею. Федеральные законы, принятые Государственной Думой по наиболее важным финансовым вопросам, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

В процессе формирования правового обеспечения государственного финансового контроля принимают участие и иные представители государственной власти, поскольку, согласно Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также по вопросам их ведения – Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

На основе конституционных полномочий Правительство РФ формирует систему органов государственного финансового контроля в рамках исполнительной ветви власти, определяет их функции, задачи и компетенцию, обеспечивает их деятельность соответствующей нормативной базой. Это обусловлено стержневой ролью Правительства как высшего исполнительного органа в экономической и финансовой деятельности государства.

Согласно Конституции, Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе и обеспечивает его исполнение, федеральный бюджет представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью. На всех стадиях этой деятельности Правительство и его регулирующие и контрольные органы осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Важным шагом в развитии правовой базы финансового контроля стало утверждение Бюджетного кодекса Российской Федерации (в дальнейшем БК РФ). Очень важным является то, что в БК РФ уделяется серьезное внимание вопросам государственного и муниципального финансового контроля. БК РФ однозначно устанавливает, что контроль над исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов является частью бюджетного процесса. В БК РФ предпринята попытка выстроить более или менее организованную систему финансового контроля.

Конституция Российской Федерации и БК РФ составляют лишь вершину айсберга в правовом обеспечении и регулировании государственного финансового контроля.

Стратегическое значение имеют Указы Президента РФ по тематике государственного финансового контроля. Указами Президента образованы и некоторые органы, наделенные функциями государственного финансового контроля.

Особое место в системе законодательства о государственном финансовом контроле занимает Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Это единственный правовой акт на уровне закона, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля. Закон определяет статус Счетной палаты как высшего органа внешнего финансового контроля, устанавливает его организационную и функциональную самостоятельность, закрепляет принципы его организации и деятельности, функции и полномочия Счетной палаты и ее должностных лиц, их ответственность и гарантии правового статуса.

Нормативную базу государственного финансового контроля составляет ряд соответствующих документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ. В первую очередь, это Положение о Министерстве финансов РФ. Положение определяет, в том числе задачи, функции и полномочия Министерства финансов в области государственного финансового контроля. Одновременно в Положении Министерству делегируются полномочия по дальнейшему развитию правового обеспечения финансового контроля. Министерство финансов РФ наделяется компетенцией издавать на основе законодательства Российской Федерации самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Постановлениями Правительства РФ утверждены также положения о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ. Этими положениями определяются все основные вопросы осуществления текущего и последующего контроля, входящего в компетенцию финансовых органов.

Более сложную структуру образует правовое обеспечение контрольных функций Федерального казначейства. Эти вопросы были первоначально освещены в Указе Президента РФ «О Федеральном казначействе», а в последствие развиты в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральном казначействе Российской Федерации».

Конкретные вопросы в подготовке и проведении контрольных мероприятий финансовыми органами, их взаимодействие с другими контрольными, надзорными и правоохранительными органами подробно регламентированы в многочисленных инструкциях и положениях.

Значительный пласт законодательства по финансовому контролю составляют нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. На этих уровнях также создаются контрольно-счетные и контрольно-ревизионные органы, проводятся мероприятия по контролю законности и рациональности использования средств региональных и местных бюджетов, принимаются различные меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. [8, c. 118-134]

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успешное проведение политики, направленной на развитие экономического потенциала страны и решение на этой базе острейших социальных проблем современной России, реальное повышение благосостояния российского народа, укрепление государственности России и утверждение незыблемости ее демократических основ невозможны без наведения должного порядка в важнейшей сфере, непосредственно связанной с экономикой, - в сфере финансов. А наведение должного порядка в финансовой сфере и укрепление финансов невозможны без создания в стране базирующейся на неуклонном соблюдении и всеобъемлющей системы финансового контроля.

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на нуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. В существовании системы финансового контроля заинтересованы и общество в целом (и государство, как выразитель интересов общества) и все законопослушные хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.

Информация о работе Финансовый контроль: сущность, виды, формы и методы