Финансовый контроль: роль, значение и организация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его
видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из трех глав. Первая раскрывает само понятие финансовый контроль, вторая посвящена двум его формам: государственному и негосударственному, а третья связана с проблемами и перспективами развития финансового контроля в России.

Работа содержит 1 файл

Готовый-финансы.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

4.     обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

5.     презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

6.     согласованность действий различных  контролирующих органов и др.

      Принимая  законы, прямо или косвенно затрагивающие  систему организации

финансового контроля, государство ориентируется  на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.

                     

      1.2. Виды финансового контроля                     

      Виды  финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по

следующим критериям:

1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

3.  Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за

денежной  массой.

      Обязательный  контроль за финансовой деятельностью  физических и юридических

лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и

т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

      Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

      Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых

операций  и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он

предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения

неэкономного  и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

      Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения

денежных  сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

      Последующий финансовый контроль, проводимый путем  анализа и ревизии отчетной

финансовой  и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

                    

      1.3. Методы финансового контроля                    

      Различают следующие методы проведения контроля:                

1.     проверки;

2.    обследования;

3.     надзор;

4.     анализ финансового состояния;

5.     наблюдение (мониторинг);

6.     ревизии.

      Проверки  производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

      Обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр финансово-

экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

      Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами,

получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

      Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля

предполагает  детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

      Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных

организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

      Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля,

представляющий  собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной

деятельности  предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

      По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной

деятельности  объекта;

2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков

финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующих субъектов;

3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить

типичные  недостатки или нарушения и принять  меры к их устранению.

      В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций

различают ревизии:

1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;

2. выборочные это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

3. комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом,

а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

      Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных

предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. 

      1.4. Основные методы государственного финансового контроля

        Методами государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые ставят перед контролерами направившее их ведомство.

      Если  ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения

финансовых  операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовых операций.

1. Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1.1. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

1.2. визуальная  проверка правильности оформления  документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметичекий подсчет итогов;

1.3. проверка  полноты и правильности отражения  в документах финансово-хозяйственных  операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

1.4. проверка  правильности исчисления расчетных  показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и т.д.);

1.5. проверка  правильности формирования отчетности — бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной страновым законодательством.

      Другие  формы контроля, например, документальные тематические проверки,

Информация о работе Финансовый контроль: роль, значение и организация в современных условиях