Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:08, контрольная работа
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Широкие контрольные полномочия в
рамках бюджетного процесса предоставлены налогов
Контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет государства
осуществляют система органов Министерства
РФ по налогам и сборам и Государственный
таможенный комитет. Министерство по налогам и сборам ведет
учет налогоплательщиков, контролирует
соблюдение ими налогового законодательства,
правильность исчисления, полноту и своевременность
уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и
Помимо названных органов, в проведении
финансового контроля участвуют главные
распорядители и распорядители
Помимо государственного и внутриведомственного
контроля, важное значение имеет и так
называемый внутрихозяйственный
контроль. Он проводится бухгалтерией
и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя.
Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль
за всеми финансовыми операциями. Она
проверяет законность и целевой характер
расходования средств, отвечает за полноту
и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Ведущая роль в организации внутрихозяйственного
контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для проведения контрольных мероприятий
финансовые органы государства и сами
бюджетополучатели могут привлекать аудиторские
службы. В мировой практике аудиторский
контроль распространен очень широко.
В настоящее время эта система получает
развития и в России. Целью аудита является
проверка финансовой и бухгалтерской
отчетности организации, степени ее достоверности,
а также законности проводимых финансовых
операций.
Аудиторские проверки подразделяются
на внешние и внутренние. Внутренний аудит проводится
аудиторской службой самой организации.
Его задача – это сбордополнительной информации
для принятия управленческих решений,
повышения эффективности работы организации,
увеличения рентабельности и рационального
использования производственных ресурсов.
Внутренний аудит проводится по инициативе
руководства, и организация самостоятельно
покрывает все связанные с ним расходы.
Отличие внешнего аудита заключается
в том, что его выполняют специальные аудиторские
фирмы на основе договора. Такие проверки
могут проводиться по решениюгосударственных
финансовых и контрольных органов, банков,
организаций–партнеров и др.
Счетная палата как
орган финансового контроля
Важное место в системе государственного
финансового контроля принадлежит Счетной палате.
Счетная палата Российской Федерации
является постоянно действующим и независимым
контрольным органом. Она образована Федеральным
Собранием в соответствии с Конституцией
(статья 101). Порядок формирования Счетной
палаты определен Конституцией и Федеральным
законом "О Счетной палате Российской
Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит
следующим образом: Государственная Дума
назначает на должность Председателя
Счетной палаты, Совет Федерации – его
заместителя; половина состава аудиторов
назначается Думой и половина – Советом
Федерации. Срок полномочий Председателя
Счетной палаты составляет шесть лет.
Постановление о его назначении принимается
большинством голосов от общего числа
депутатов Думы.
Задачи Счетной палаты определены федеральным
законом. К их числу относятся:
Хотя Счетная палата образована
парламентом и подотчетна ему, при
решении возложенных на нее задач
в соответствии она обладает организационной
и функциональной независимостью. Она
обеспечивает единую систему контроля
за исполнением федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов. Эта
работа включает в себя: оперативный контроль
за исполнением бюджета в отчетном году;
проведение комплексных ревизий и тематических
проверок по отдельным разделам и статьям бюджета;
экспертизу проектов федерального бюджета,
других законов, программ, международных
договоров по финансовым вопросам; анализ
нарушений и отклонений в бюджетном процессе;
подготовку предложений по совершенствованию
бюджетного законодательства; подготовку
заключений по исполнению федерального
бюджета отчетного года и их представление
в Федеральное Собрание; подготовку заключений
и ответов на запросы органов государственной
власти.
Важнейшими направлениями работы Счетной
палаты являются контрольно-
Счетная палата проводит комплексные
ревизии и тематические проверки
по отдельным статьям федерального
бюджета и бюджетов
Все названные субъекты обязаны
предоставлять информацию, необходимую
для деятельности Счетной палаты,
при проведении ревизий, проверок, а
также по ее запросам. Неправомерный
отказ, уклонение от предоставления
документов и материалов, а также
предоставление заведомо неполной или
ложной информации влечет за собой
уголовную ответственность. Счетная
палата может привлекать к проведению
проверок другие контрольные органы
государства, а также частные
аудиторские фирмы и отдельных
экспертов. Контрольные органы Президента,
Правительства, министерств и ведомств
обязаны оказывать содействие ее
деятельности и предоставлять по
запросам все необходимые сведения.
При выполнении своих служебных обязанностей
инспекторам Счетной палаты предоставлены
следующие права. Они могут беспрепятственно
посещать государственные органы, предприятия,
учреждения и организации, банки и иные
кредитно-финансовые учреждения независимо
от форм собственности, воинские части
и подразделения, входить в любые производственные,
складские, торговые и канцелярские помещения;
опечатывать кассы, кассовые и служебные
помещения, склады и архивы. По итогам
ревизии или проверки составляется отчет.
При обнаружении хищений, злоупотреблений,
подлогов и других нарушений инспектор
вправе изъять необходимые документы.
В этом случае составляется акт изъятия,
и к делу прилагается опись или копия изъятых
документов. Вмешиваться в оперативную
деятельность проверяемых объектов, а
также предавать гласности свои выводы
до завершения проверки инспекторы не
вправе.
О результатах проведенных проверок Счетная
палата информирует обе палаты Федерального
Собрания. Эти материалы публикуются в
периодическом издании “Бюллетень Счетной
палаты Российской Федерации”, а также
на официальном сайте www.ach.gov.ru.
Если в ходе ревизии были выявлены нарушения,
наносящих государству прямой ущерб и
требующие немедленного пресечения, Счетная
палата выдает предписания администрации
проверяемого предприятия, учреждения
или организации. Предписание подписывается
Председателем Счетной палаты или его
заместителем. Оно является обязательным
для исполнения. Если же организация его
не исполняет или исполняет ненадлежащим
образом, Счетная палата вправе по согласованию
с Государственной Думой принять решение
о приостановлении всех видов операций
по ее банковским счетам. Если проверка
показала такие нарушения, которые влекут
за собой уголовную ответственность, соответствующие
материалы передаются Счетной палатой
в правоохранительные органы.
Экспертно-аналитическая
деятельность Счетной палаты включает
экспертизу проектов законов, международных
договоров, федеральных программ и других
документов, касающихся федерального бюджета,
государственных внебюджетных фондов и
федеральной собственности, а также подготовку
аналитических материалов по вопросам
финансового контроля. В Счетной палате
существует единая система контроля федерального
бюджета, в основу которой положен непрерывный
контрольный цикл продолжительностью
три года. Этот цикл включает несколько
последовательных стадий:
Таким образом, в течение каждого
года Счетная палата одновременно работает
с бюджетами трех лет – прошлого, текущего
и будущего. Бюджет прошлого года находится
в стадии комплексной ревизии, текущего
– в стадии оперативного контроля, и будущего
года – в стадии предварительного контроля.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
В ходе предварительного
контроля показатели, заложенные в
проект бюджета на очередной год, проходят
экспертную проверку. Они сопоставляются
с данными о ходеисполнения бюджета текущего
года, состоянии отдельных статей доходов
и расходов, внешних и внутренних заимствований.
Учитывается информация о социально-экономическом
положении страны, прогнозы развития экономики
в целом, отдельных отраслей и регионов.
На этой основе составляется заключение на проект федерального
бюджета, которое утверждается Коллегией
Счетной палаты. В нем отражаются следующие
основные положения:
Счетная палата может также вносить
предложения по корректировке различных
параметров бюджета на этапе его обсуждения
Государственной Думе.
Оперативный контроль исполнения
бюджета проводится в течение года. Счетная
палата в проверяет полноту и своевременность
поступлений денежных средств, расходование бюджетных
ассигнований, сопоставляет эти данные
с утвержденными показателями, выявляет
отклонения и нарушения, проводит их анализ
и на этой основе вносит предложения по
совершенствованию бюджетного процесса.
Основными приемами оперативного контроля
являются:
На основе данных оперативного контроля
Счетная палата составляется ежеквартальный
отчет об исполнении федерального бюджета.
Форма отчета утверждена Государственной
Думой по согласованию с Советом Федерации.
В нем отражаются фактические показатели
доходов и расходов бюджета, а также их
сопоставление с утвержденным планом
за три, шесть, девять и двенадцать месяцев
текущего года. Показатели рассчитываются
нарастающим итогом, то есть за истекший
период с начала года. Отчет утверждается
Коллегией Счетной палаты и после этого
направляется обеим палатам парламента.
После окончании финансового года Счетная
палата проводит комплексную документальную
ревизию уже исполненного бюджета.
Для этого создается специальная рабочая
группа. Проверке подлежат все платежные
документы по остаткам, приходу, расходу
и заимствованию бюджетных средств, лицевые
счета казначейства, документы по исполнению федерального
бюджета в Центральном банке и других финансовых
учреждениях. Одновременно проводятся
контрольные мероприятия во всех департаментах
Минфина России, во всех министерствах
и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные
управления и отделения казначейства.
По результатам комплексной ревизии составляются
первичные акты, число которых измеряется
несколькими сотнями, и сводный акт. На
этой основе Счетная палата готовит заключение
на проект закона об исполнении федерального
бюджета за соответствующий год, который
составляется Правительством и представляется
в Государственную Думу.
Экспертно-аналитической
деятельность Счетной палаты заключается
в экспертизе проектов законов, международных
договоров, федеральных программ и других
документов, касающихся федерального бюджета,
государственных внебюджетных фондов и
федеральной собственности, а также в
подготовке аналитических материалов
по вопросам финансового контроля.
Счетная палата проводит экспертизу проектов: