Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:25, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения.
Введение 2
Глава 1. Финансовый контроль 3
1.1. Сущность и значение финансового контроля. 3
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля. 5
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль. 8
1.4. Негосударственный контроль. 12
Глава 2. Организация контрольной работы органов КРУ. 15
2.1. Правовая и законодательная основа. 15
2.2. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финаннсируемых за счёт средств федерального бюджета. 17
2.3. Контроль за бюджетными средствами. 22
Глава 3. Пути совершенствования контрольной работы в России. 24
Заключение 27
Список использованных источников: 28
3. Анализ современного состояния проблемы
Интенсивный рост финансового сектора является важнейшей составляющей ускоренного развития Казахстана, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на продукты и услуги финансового сектора. Так, по данным Национального Банка Республики Казахстан, объем кредитов банков экономике вырос на 81 % до 4 691 миллиардов тенге (около 37,2 миллиардов долларов). Показатель отношения кредитов банков экономике к валовому внутреннему продукту (далее — ВВП) в 2006 году по сравнению с 2005 годом повысился с 34,1 % до 48,2 %. При этом, рост кредитов в национальной валюте носил опережающий характер по сравнению с кредитами в иностранной валюте. Кредиты в национальной валюте за 2006 год выросли на 92,8 % до 2 422 миллиардов тенге, в иностранной валюте — на 69,8 % до 2 269 миллиардов тенге (18 миллиардов долларов). В результате, удельный вес тенговых кредитов повысился с 48,4 % до 51,6 %. Приведенные данные свидетельствуют о том, что население в достаточной мере осведомлено о динамике курсов валют, о «плюсах» и «минусах» тенговых и валютных кредитов, что позволяет ему делать соответствующие выводы и отдавать предпочтения в пользу той валюты, в которой брать и возвращать кредит является наиболее выгодным. В течение 2006 года позитивные изменения произошли также в структуре кредитов по срокам, где рост долгосрочных кредитов (со сроком более 1 года) носил опережающий характер по сравнению с краткосрочными кредитами. Долгосрочные кредиты выросли почти в 2 раза до 3 434,3 миллиардов тенге, краткосрочные кредиты — на 44,6 % до 1 256,7 миллиардов тенге. Удельный вес долгосрочных кредитов увеличился с 66,5 % до 73,2 %. В 2006 году объем кредитов физическим лицам к ВВП за аналогичные периоды вырос с 8,8 % до 15,8 %. Данный рост обусловлен значительным расширением таких видов банковских продуктов, как ипотечное и потребительское кредитование. Так, в течение 2006 года потребительские кредиты выросли в 2,4 раза, составив 777,0 миллиардов тенге, ипотечные кредиты выросли на 79,6 % до 396,1 миллиардов тенге. Депозиты физических лиц выросли на 73,6 % до 1 020 миллиардов тенге. При этом, важным моментом развития депозитного рынка в 2006 году стал значительный рост депозитов в национальной валюте. Это говорит как о росте доверия к тенговым инструментам, так и о понимании клиентами выгод от вложений в депозиты в тенге, поскольку предпочтения обусловлены разницей в ставках вознаграждения по валютным и тенговымдепозитам. Удельный вес тенговых депозитов в общем объеме депозитов увеличился с 58,1% до 64,8%. Растет популярность такого инструмента осуществления розничных безналичных расчетов, как платежные карточки: в настоящее время в среднем на 4 человека республики приходится одна платежная карточка, тогда как по состоянию на 1 января 2006 года одна платежная карточка приходилась в среднем на 5 человек. За последние годы значительно расширился сегмент услуг, предлагаемых для клиентов на рынке платежных карточек, внедряются новые карточные продукты. Количество держателей данных карточек увеличилось на 27,9 % и на 1 января 2007 года составило 3,93 миллионов человек, или 49 % от общей численности экономически активного населения страны (для сравнения, на 1 января 2006 года данное соотношение составляло 39 %). Перечисленные показатели свидетельствуют, с одной стороны, о наличии той активной части населения, которая пользуется и готова воспользоваться новыми услугами агентов финансового рынка, а с другой стороны — об эффективности широкого рекламирования услуг, в первую очередь, банков. Предварительные результаты кампании по легализации имущества также свидетельствуют о действенности широкой пропаганды возможностей населения реализовать свои права, а также — о наличии у населения средств, которые могут быть направлены в экономику Казахстана посредством вложения в ценные бумаги: на конец марта 2007 года в виде сборов за легализацию имущества поступило 7 700 миллионов тенге, из них за легализацию денег — 5 400 миллионов тенге. Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста финансового сектора, существует ряд проблем в его развитии. Состояние рынка потребительских кредитов, который хотя и растет из года в год, вызывает определенную тревогу: население берет кредиты, не рассчитав собственные возможности, и становится должником. Клиенты не вникают в условия контракта, не считают нужным консультироваться со специалистами, прежде чем заключать договор о кредитовании. Существует категория самозанятых работников, которая не пользуется услугами пенсионных фондов, с которой необходимо проводить просветительскую работу относительно возможностей пенсионной системы. Добровольные пенсионные взносы населения, которые отчасти могут служить показателем инвестиционной активности и грамотности населения, весьма скромны: по состоянию на 1 февраля 2007 года количество открытых индивидуальных пенсионных счетов составляет 35 174, или 0,43 % от общего числа индивидуальных пенсионных счетов. Объемы такой части финансового сектора, как рынок ценных бумаг, в Казахстане остаются незначительными. На сегодняшний день количество зарегистрированных брокерских счетов очень невелико: порядка 3800 по состоянию на 1 апреля 2007 года, из которых около 2200 открыты в результате размещения акций акционерного общества «Казахтелеком». Другими словами, услугами посредников, работающих на фондовом рынке, пользуется 0,04 % населения. При этом, в числе зарегистрированных брокерских счетов существуют и неработающие счета. По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы, количество индивидуальных инвесторов на Казахстанской фондовой бирже не превышает 2000 человек. В 2006 году доля заключенных с участием населения сделок в общем объеме торгов составила: по акциям — 15,1 %, по облигациям — 15,9 %. Большая часть внутренних накоплений в виде активов пенсионных и страховых организаций используется для финансирования банковского сектора (по состоянию на 1 января 2007 года объем пенсионных накоплений составил 909,7 миллиардов тенге, с приростом по сравнению с 1 января 2006 года на 40,26 %, а активы страховых организаций — 135,5 миллиардов тенге (рост — на 84,7 % по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2006 года)). Долевые инструменты рынка ценных бумаг не исполняют функции привлечения инвестиций и не отражают справедливую стоимость эмитентов. Одной из указанных проблем является низкий уровень вовлеченности населения в процессы инвестирования средств в экономику, в первую очередь, ввиду слабого владения основами знаний в области инвестирования. Отсутствие базового финансового образования у населения не только делает из них «жертв различных злоупотреблений», но и мешает им обеспечить, благосостояние, а также тормозит экономическое развитие страны. Это также объясняется настороженным отношением населения к инвестированию средств в финансовые инструменты, фонды и так далее, обусловленное, в свою очередь, негативным опытом его взаимодействия с финансовым и банковским сектором. В системе среднего образования предусмотрены курсы обучения основам финансовых знаний: с 1996 года в общеобразовательных школах республики разрабатываются и реализуются программы Общественного фонда «Junior Achievement Казахстан» по экономическому и бизнес-образованию для школьников через партнерство между образовательными учреждениями и бизнес-структурами. Программы «Junior AchievementКазахстан» сфокусированы на семи ключевых областях: бизнесе, экономике, предпринимательстве, этике, финансовой грамотности и навыках, связанных с развитием карьеры. В настоящее время в реализации данной программы задействованы 948 общеобразовательных школ республики с количеством учащихся — 215 629. В перечень предметов, изучаемых в рамках среднего и высшего профессионального образования, включен курс «Основы экономики». Кроме того, система образования ведет подготовку кадров для финансового сектора экономики в 42 профессиональных школах по 6 профессиям «Финансовый агент», «Бухгалтер», «Предприниматель малого бизнеса», «Коммерческая деятельность», «Агент банка», «Страховой агент», и в 258, в том числе 178 частных колледжах по 13 специальностям — «Статистика», «Финансы», «Экономика, бухучёт и аудит» «Экспертиза качества потребительских товаров», «Биржевая деятельность», «Коммерция», «Менеджмент», «Оценка», «Налоговое дело», «Банковское дело», «Страховое дело», «Финансы и финансовое право», «Казначейское дело». Вместе с тем, следует учитывать, что часть населения, имеющая финансовое образование, также нуждается в специальных знаниях относительно возможностей фондового рынка, поскольку, не нуждаясь в основах финансовых знаний, она, тем не менее, может быть информирована о более сложных и тонких явлениях рынка ценных бумаг с целью увеличения собственных доходов и сокращения рисков, присущих процессам инвестирования. Однако, рели система образования готовит специалистов, являющихся финансово грамотными, и, таким образом, способных стать активными участниками процесса инвестирования в инструменты фондового рынка, то вопрос об образовании всего населения в этой области остается открытым. Таким образом, целевой группой Программы является население Казахстана, способное и желающее инвестировать свободные денежные средства в инструменты фондового рынка. Проблема недостаточной финансовой грамотности населения актуальна не только для Казахстана. Слабое понимание финансовых продуктов и рынков широко распространено в промышленно развитых странах. Это вынуждает правительства этих стран принимать срочные меры по повышению финансовой грамотности населения за счет использования комплексных мер: нормативного правового обеспечения финансовых услуг, совершенствования школьных программ и сотрудничества с частным бизнесом. В 2002—2003 годах такие развитые страны, как США, Великобритания, Австралия запустили национальные проекты в целях повышения качества финансового образования населения, а в 2006 году национальную стратегию в этой сфере приняла Чехия. Другими словами, для многих стран работа в финансовом образовании переведена в плоскость государственной стратегии. Наиболее интересен в этой связи опыт США, где эта проблема стала предметом пристального внимания властей на рубеже 80—90 годов прошлого столетия. США и в настоящее время уделяет большое вниманиеповышению финансовой грамотности населения, применяя разнообразные формы и методы решения этой задачи: федеральные и местные программы, а также программы, проводимые по инициативе общественных организаций, ассоциаций и партнерств. Большой популярностью пользуется федеральная программа «Финансовая грамотность в США», цель которой — обучить население практическим знаниям и навыкам для принятия компетентных финансовых решений на протяжении всей жизни. К сферам, в которых принятие компетентных решений имеет ключевое значение, отнесены основы накопления, управление кредитами, домовладение и пенсионное планирование. Федеральные власти координируют и финансируют осуществление этой программы. Результаты, полученные по итогам ее реализации, учитываются в национальной стратегии. В реализации этой программы властям помогают банки и инвестиционные компании. Результатом данной программы в США явилось увеличение доли частных инвесторов — более 55 % населения. Таким образом, для решения задачи по обучению основам фондового рынка требуются совместные усилия как государства, так и негосударственных структур, чья деятельность связана с работой на фондовом рынке. Особую роль в повышении уровня инвестиционной культуры населения играют средства массовой информации (далее — СМИ). На сегодня государственные органы, к чьей компетенции относятся вопросы развития финансового сектора, осуществляют соответствующую информационно-разъяснительную деятельность. Однако эти меры являются недостаточными, поскольку не охватывают широкие слои населения и, как правило, носят специфичный характер: такой информацией может воспользоваться только весьма осведомленная в сфере финансов часть населения. При этом, эфирное время и печатные площади в СМИ для обеспечения повышения инвестиционной культуры и грамотности среди широких слоев населения недостаточны.
4. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы являются повышение инвестиционной активности и обеспечение привлечения сбережений населения в экономическом росте страны. Задачами Программы являются: выявление целевых групп потребителей услуг фондового рынка для выбора оптимальных мер воздействия на принятие населением решений по инвестированию своих денежных средств; широкая пропаганда инвестиционных возможностей финансовых инструментов среди населения Казахстана, создание общедоступной системы информирования граждан о возможностях инвестирования в ценные бумаги на основе актуальной и прозрачной информации, в том числе обеспечение населения базовыми знаниями в области использования различных финансовых инструментов, а, также оценки рисков, связанных с вложением в инструменты фондового рынка.
5. Основные направления и
Исходя из указанных целей и задач, а также анализа текущего состояния проблем инвестирования в инструменты фондового рынка, определены следующие механизмы реализации настоящей Программы.
5.1. Определение целевых групп для создания и продвижения единой рекламной кампании информационного воздействия на население
Для осуществления данного элемента механизма реализации Программы необходимо определить целевые группы потребителей услуг фондового рынка (возраст, пол, душевой и совокупный доход, стиль жизни, бизнес-статус, социальный статус семьи и так далее). Полученная информация будет являться основой для составления четкого графика медиа-плана проведения основного этапа информационно-разъяснительной кампании для населения Республики Казахстан. При этом, предусматривается разработка концепции по связям с общественностью (далее — PR концепция), единый стиль, учитывающие особенности каждой из целевых групп.
5.2. Инструменты пропаганды
Информационно-просветительская работа будет проводиться с акцентом на объективно существующие положительные стороны инвестиционного процесса в Республике Казахстан. Данная работа будет содержать информацию о правилах грамотного инвестиционного поведения населения, критериях самостоятельной оценки благонадежности финансовых компаний. При этом с целью эффективного восприятия предполагается адаптировать информацию к каждой целевой группе и стилю каждого из изданий. Просветительская работа будет направлена на информирование населения о ведущих казахстанских акционерных обществах. В пропаганде возможностей фондового рынка важную роль будет играть разъяснение населению коллективных форм инвестиций. В рамках данного элемента механизма реализации Программы будут использоваться следующие основные инструменты пропаганды возможностей фондового рынка: составление медиа-плана рекламной кампании по освещению возможностей инвестирования свободных средств населения; разработка и производство видео- и аудиорекламы, информационных сюжетов, специализированных программ и передач на телевидении и радио с участием профессиональных работников рынка ценных бумаг, специалистов соответствующих уполномоченных государственных органов, видных экономических деятелей, в том числе зарубежных; разработка дизайна для полиграфии и наружной рекламы возможностей вложения денежных средств населения; производство и размещение телепередач и роликов на русском и государственном языках по вопросам инвестирования в ценные бумаги; участие представителей соответствующих уполномоченных государственных органов в передачах на телевидении и радио, посвященным вопросам инвестирования сбережений населения в ценные бумаги; размещение рекламных модулей, материалов в прессе, посвященные вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги; производство и размещение наружной рекламы (билборды, растяжки, лайтбоксы); производство и распространение рекламной и обучающей полиграфической продукции по вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги; организация различных игр, викторин на финансовую тематику с вручением призов и освещением в СМИ; интернет-реклама, в том числе создание финансового портала, посвященного вопросам инвестирования денежных средств населения в ценные бумаги.
5.3. Создание общедоступной
Одной из наиболее важных задач развития фондового рынка является создание реальных возможностей для населения совершать операции с ценными бумагами в части создания системы просвещения и информирования населения на основе актуальной и прозрачной информации. Решение этой задачи возможно, в том числе, путем предоставления консультационных и информационных услуг по широкому спектру вопросов в области рынка ценных бумаг. При этом, основными направлениями в этой области должны стать: создание информационного центра для консультационной поддержки индивидуальных инвесторов и акционеров; открытие в городе Алматы «call-центра» по вопросам фондового рынка; проведение на системной основе информационно-разъяснительной работы с участием представителей заинтересованных государственных органов по достижению высокого уровня информированности населения о возможностях инвестирования в финансовые инструменты. Необходимость проведения такой работы обусловлена преимуществом, которое имеет «живая» работа с населением по разъяснению механизмов инвестирования свободных денежных средств перед другими инструментами пропаганды возможностей инвестирования (реклама, телевидение, радио и другое). Для углубления знаний в области инвестирования в инструменты фондового рынка необходимо введение в системе образования (в высших и средних учебных заведениях) специальных тематических курсов по основам работы на фондовом рынке в рамках вузовского компонента. Составной частью просветительской работы является организация системы повышения квалификации государственных служащих в сфере управления собственностью, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов; специалистов предприятий-эмитентов, журналистов общенациональных и региональных СМИ в области инвестирования денежных средств населения в инструменты фондового рынка, введения курсов в вузах по изучению студентами основ работы на фондовом рынке за счет дисциплин компонента по выбору, проведения обучающих семинаров, конференций, тренингов по вопросам инвестирования сбережений населения в инструменты фондового рынка, повышение квалификации преподавателей организаций образования, дающих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование на базе одного из вузов Казахстана.
Назад
Казахстанский
фондовый рынок - актив, недооцененный
как зарубежными, так и отечественными инвесторами.
Но в сравнении с иностранцами, по большей
части имеющими богатый опыт «игры» на
фондовой бирже, наши граждане в основной
своей массе финансово безграмотны. И
этот факт является серьезным поводом
для беспокойства, ведь с учетом темпов
развития и перспектив KASE зарубежные игроки
на отечественном фондовом рынке могут
занять серьезные позиции.
В рамках программы повышения инвестиционной
культуры и финансовой грамотности населения
Республики Казахстан в Астане Клуб частных
инвесторов и ряд брокерских компаний
страны провели Неделю фондового рынка.
Корреспонденту «ДК» удалось побеседовать
с руководителем Клуба частных инвесторов
Сериком Омаром.
Лед тронулся...
...говорит руководитель Клуба частных
инвесторов Серик Омар. С каждым днем интерес
населения к фондовому рынку растет. Так,
только в рамках Недели фондового рынка
повысить свою инвестиционную культуру
выразили желание более 200 человек. А в
прошлом году участниками информационно-образовательных
встреч клуба стали свыше одной тысячи
человек.
Однако на сегодняшний день казахстанскому
фондовому рынку присущи разнонаправленные
тенденции. С одной стороны, высока заинтересованность
населения, а с другой - существует ряд
мифов относительно работы на KASE, играющих
на понижение инвестпривлекательности
фондовой биржи.
Во-первых, как отмечает Серик Омар, несмотря
на то, что многие казахстанцы слышали
о рынке ценных бумаг, они все же имеют
весьма смутное представление об этом
альтернативном инструменте инвестирования.
Во-вторых, наши граждане, в свое время
пострадавшие от ваучеров и финансовых
пирамид, настороженно относятся к новым
способам заработка денег. Проще говоря,
обжегшись на молоке, они дуют на воду.
С одной стороны, высока заинтересованность
населения, а с другой - существует ряд
мифов относительно работы на KASE, играющих
на понижение инвестпривлекательности
фондовой биржи
В казахстанском обществе бытует еще одно
мнение: на фондовом рынке могут реально
зарабатывать только миллионеры. Между
тем, возражает Серик Омар, ценовой диапазон
на KASE широк и доступен для каждого, кто
имеет стабильный, пусть даже и невысокий
доход. При этом инвестору дается право
самостоятельно выбрать стратегию действий.
Он может работать с акциями, если готов
рисковать капиталом, чтобы заработать
потенциально больше, а может вкладываться
в высоконадежные облигации, имеющие небольшую
доходность, но минимальные риски.
В развитых странах, продолжает спикер,
инструменты фондового рынка занимают
серьезную долю в личных инвестиционных
портфелях. К примеру, в Америке, где фондовая
биржа является сердцем экономики, 80 процентов
населения так или иначе связаны с рынком
ценных бумаг.
Медленно, но верно...
...котировки казахстанского фондового
рынка ползут вверх, отмечает Серик Омар.
По его мнению, за столь короткий период
существования KASE добилась неплохих результатов.
На сегодняшний день в представительском
списке индекса KASE семь «голубых фишек».
Скептикам, считающим указанную цифру
незначительной, можно возразить, говорит
Серик Омар. Все рынки когда-то начинали
раскручиваться с нескольких компаний.
Так, самый популярный индекс Dow Jones в свое
время включал всего 12 компаний.
Без сомнения, на KASE необходимо привлекать
как можно большее число инвесторов, но
куда важнее диверсифицировать отечественный
рынок ценных бумаг, уверен руководитель
Клуба частных инвесторов. В настоящее
время на фондовом рынке Казахстана задействовано
более 100 компаний, в основном представляющих
добывающий и банковский секторы. Поэтому
сегодня как никогда важно работать не
только с частными инвесторами, но и с
эмитентами. Их также необходимо готовить
к игре на фондовом рынке, причем не только
в информационном плане, но и в моральном.
Как отмечает Серик Омар, менталитет большинства
местных руководителей не позволяет им
делиться долей собственного бизнеса
и терять над ним контроль. Между тем, поясняет
спикер, для того чтобы компания вышла
на фондовый рынок, ее финансовая деятельность
должна быть абсолютно прозрачной, а корпоративное
управление - на высоком качественном
уровне.
на KASE необходимо привлекать как можно
большее число инвесторов, но куда важнее
диверсифицировать отечественный рынок
ценных бумаг, уверен руководитель Клуба
частных инвесторов
В целом, по словам Серика Омара, государство
проводит целенаправленную политику по
развитию фондового рынка. В прошлом году
на бирже появился новый финансовый инструмент
- фьючерсы. Планируется ввод индексной
торговли, привлечение на KASE национальных
компаний и инвесторов.
Казахстан может выгодно использовать
и свой сырьевой потенциал, считает спикер,
развивая на действующей товарной бирже
ETC фьючерсы сырья.
В настоящее время ценные бумаги эмитентов
KASE недооценены, пройдет время, и они будут
стоить в разы дороже, констатирует собеседник.
Краткосрочные «проседания» наблюдаются
на любых рынках, но в долгосрочном плане
KASE имеет огромный потенциал. Поэтому
казахстанцам важно и нужно инвестировать
здесь и сейчас, пока рынок торгуется на
низких уровнях. Надо научиться работать
на перспективу, как это делают зарубежные
инвесторы, отмечает Серик Омар.
Тем более что Таможенный союз несомненно
расширит инвестиционные возможности
участников фондового рынка.
Справка «ДК»
Клуб частных инвесторов открыт на базе
Академии РФЦА. Это своеобразная площадка,
созданная для объединения людей, которых
связывают общие цели - получение профессиональных
знаний о рынке ценных бумаг, изучение
стратегий грамотного инвестирования,
обмен опытом и знаниями.
Участниками семинаров клуба могут быть
как профессионалы рынка ценных бумаг
- брокеры и опытные инвесторы, так и те,
кто делает первые шаги на фондовом рынке.
1 Н.И.Химичева «Финансовое право»: Учебник – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.
2 Е. Леонов, «МВД дает прогноз от которого мороз…», Экономика и жизнь № 6
3 Письмо МФРФ от 16. 04.96 г. № 3-А 2-02
4 В. Головачев, «Минфин-авторитет, правительство в законе», Экономика и жизнь № 6, 1999г., с.1
5 Н.И.Химичева «Финансовое право»: Учебник – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.