Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:43, контрольная работа
Одним из показателей характеризующих финансовое положение предприятия является платёжеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платёжные обязательства наличными осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше времени, тем выше его ликвидность.
Одним из показателей характеризующих
финансовое положение предприятия
является платёжеспособность, т.е. возможность
своевременно погашать свои платёжные
обязательства наличными
Ликвидность баланса – это возможность хозяйствующего субъекта обратить активы в наличность и погасить свои обязательства. Ликвидность предприятия это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платёжных средств только за счёт внутренних источников , но предприятие может привлекать и заёмные со стороны. Понятие платёжеспособности и ликвидности очень близкие, но второе более ёмкое. От степени ликвидности баланса зависит платёжеспособность. В то же время ликвидность характеризуется как состояние расчётов, так и перспективу. Предприятие может быть платёжеспособным на отчётную дату, но иметь при этом неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот. Из всего сказанного можно сделать вывод, что ликвидность баланса основа платёжеспособности. Если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платёжеспособным, то ему легче поддерживать свою ликвидность. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства актива предприятия подразделяются на следующие группы:
А1 – наиболее ликвидные в мировой практике. К ним относятся денежные средства предприятия и ценные бумаги.
А2 – быстрореализуемые активы, краткосрочная дебиторская задолженность и прочие активы
А3 – медленно реализуемые актив, статьи запасов, долгосрочные инвестиции
А4 – труднореализуемые активы – это статьи первого раздела баланса “Долгосрочные активы”.
Пассивы баланса группируются по срочности их оплаты:
П1 – наиболее срочные пассивы: кредиторская задолженность, ссуды не погашенные в срок прочие краткосрочные обязательства
П2 – краткосрочные обязательства, кредиты и займы
П3 – долгосрочные обязательства, кредиты и займы
П4 – постоянные обязательства статьи третьего раздела баланса “Собственный капитал”.
Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если соблюдается следующее соотношение:
А1 ≥ П1
А2 ≥ П2
А3 ≥ П3
А4 ≤ П4
Рассмотрим на примере ТОО “Еламан - А” ликвидность баланса.
Таблица 1
А |
На начало |
На конец |
П |
На начало |
На конец |
Изменения на начало |
На конец |
А1 |
841441 |
837970 |
П1 |
977485 |
424128 |
-136044 |
+413842 |
А2 |
2551910 |
2540851 |
П2 |
961960 |
576007 |
+1589950 |
+1964844 |
А3 |
678203 |
766333 |
П3 |
1215000 |
1684000 |
-536797 |
-917667 |
А4 |
11270044 |
12839896 |
П4 |
12187153 |
14300915 |
+919109 |
+1461019 |
Б |
15341598 |
16985050 |
Б |
15341598 |
16985050 |
* |
* |
Анализируемое предприятие
не является абсолютно ликвидным, причём
уровень ликвидности к концу
года увеличился. Если предприятию
в начале года для расчётов с текущими
долгами не хватало 136044 тыс. тенге, то
в конце года платёжный недостаток
полностью исчез. Кроме того необходимо
определить уровни общей, текущей, абсолютной
ликвидности, чтобы дать рекомендации
по реструктуризации активов. Наиболее
точно каждый уровень ликвидности
характеризуется с помощью
Ко.л. = а1А1+а2А2+а3А3=А1+0,5А2+0,3А3
а1П1+а2П2+а3П3=П1+0,5П2+0,3П3
Ка.л. = Денежные средства+Ценные бумаги
Текущие обязательства
Кб.л. = Денежные средства+Ценные бумаги+ДЗ+Просроченные активы
Текущие обязательства.
Кт.л.= Текущие активы
Текущие обязательства
Рассмотрим данные коэффициенты на примере предприятия ТОО
“Еламан - А”
Ко.л. на начало года = 841441+0,5*25519100,*678203 = 1,3
977485+0,5*961960+0,3*1215000
Ко.л. на конец года = 837970+0,5*2540851+0,3*766333 = 1,9
424128+0,5*576007+0,3*1384000
Ка.л. на начало года = 841441 =0,43
1939445
Ка.л. на конец года = 837970 =0,84
1000135
Кб.л. на начало года = 841441+2551910 = 1,7
1939445
Кб.л. на конец года = 837970+2540851=3,4
1000135
Кт.л. на начало года = 407 1554 = 2,1
1939445
Кт.л. на конец года = 4145154 = 4,1
Оценка ликвидности активов ТОО “Еламан - А” Таблица 2
Показатели |
На начало |
На конец |
Норма |
Изменения |
|
1,3 |
1,9 |
Не менее 0,9 |
+0,6 |
|
0,43 |
0,84 |
Больше или равно 0,2+0,5 |
+0,41 |
|
1,7 |
3,4 |
Больше или равно 1 |
+1,7 |
|
2,1 |
4,1 |
Больше или равно 2 |
+2 |
Расчёты, приведённые в таблице 2 свидетельствует, о том, что ликвидность в целом на конец года возросла по сравнению с началом. Так коэффициент общей ликвидности повысился на 0,6, коэффициент абсолютной ликвидности также увеличился на 0,41, а это свидетельствует, что предприятие способно погашать свои обязательства. Коэффициент быстрой ликвидности составил на начало года 1,7 по сравнению с нормой 1. Это говорит о том, что все обязательства предприятия могут быть погашены за счёт денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности увеличился и составил на конец
Года 4,1, т.е. полностью соответствует норме, что положительно характеризует предприятие с точки зрения платёжеспособности.
Различают текущую
и ожидаемую
Текущая платёжеспособность
определяется на дату составления баланса.
Предприятие считается
Ожидаемая платёжеспособность
определяется на предстоящую дату сопоставления
платёжных средств и
В качестве платёжных средств
выступают денежные средства, краткосрочные
финансовые вложения и та часть дебиторской
задолженности и готовой
Первоочередными обязательствами могут быть: краткосрочные кредиты банков, кредиты банков для работников, краткосрочные займы, кредиторская задолженность.
При анализе финансового состояния определяется коэффициент платёжеспособности, он равен:
Платёжные средства (ПС)
Обязательства (СО)
Если 1, то предприятие платёжеспособно.
Таким образом, проводится анализ финансового состояния фирм, не зависимо от форм собственности.
В современных условиях развития экономики Республики Казахстан роль республиканского бюджета приобретает все большее значение. Он стал основным инструментом реализации экономической и социальной политики государства, оказывая значительное влияние на темпы экономического роста, на финансовое регулирование экономики и, в конечном счете, на повышение ее конкурентоспособности.
Республиканский бюджет — это централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом. Республиканский бюджет предназначен для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. В соответствии с Концепцией по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, утвержденной постановлением Правительства РК от 26 декабря 2007 года № 1297 и Бюджетным кодексом РК (04.12.2008 г.) (раздел 3, статьи 62 — 68) с 2009 года осуществляется бюджетное планирование, ориентированное на результат с расчетом на среднесрочный трехлетний период.
Республиканский бюджет является первым уровнем бюджетной системы страны. Унитарность государственного устройства в Казахстане определила необходимость централизованного подхода к управлению бюджетной системой. Наряду с этим, перераспределительный характер механизма республиканского бюджета позволяет обеспечивать эффективную финансовую политику государства. Значимость республиканского бюджета проявляется в маневрировании денежными ресурсами, использовании их на финансировании приоритетных направлений социально-экономического развития страны и регионов, стимулировании экономического роста.
Средства республиканского бюджета являются важным источником финансирования посткризисного развития национальной экономики, реализации государственных программ форсированного индустриально-инновационного развития. Большую роль играет республиканский бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, которое происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета — специфических форм функционирования самого государственного бюджета, выражающих отдельные этапы стоимостного распределения. Через проявление и взаимозависимость данных категорий осуществляется формирование и использование централизованного фонда денежных средств. Доходы и расходы объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Состав и структура доходов и расходов отражают основные направления реализации фискальной политики государства, отвечающих текущим запросам национальной экономики.
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов государственной власти республики и органов местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством доходы республиканского бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, поступлений от продажи основного капитала и официальных трансфертов, в том числе за счет целевых трансфертов Национального фонда РК. Состав и величина доходов республиканского бюджета определяются налоговым законодательством, рассчитываются на основе важнейших макроэкономических показателей среднесрочного плана социально-экономического развития страны. В формировании доходов республиканского бюджета просматривается четкая связь между бюджетной и налоговой политикой государства. При этом налоговая политика государства основывается на экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога, на простоте и ясности положений и норм налогового законодательства и ориентируется не только на обеспечение поступлений в бюджет, но и выступает в качестве важнейшего инструмента управления экономикой.