Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Термин “охрана окружающей среды” не совсем удачен.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Охрана окружающей среды как актуальная проблема современной России и её финансовый аспект .…………..……………........................... 5
2. Основные положения экономического регулирования в области охраны окружающей среды……………………………………………………. …... 10
2.1 Экономический механизм охраны окружающей среды…….………... 10
2.2 Плата за природопользование………………………………………….. 14
3. Рекомендации по совершенствованию экологического нормирования 16
Заключение………………………………………………………………….. 21
Список литературы………………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Финансы
и кредит»
На тему: «Финансовые вопросы обеспечения охраны окружающей среды»
1. Охрана
окружающей среды как актуальная проблема
современной России и её финансовый аспект
.…………..……………..................
2. Основные положения
экономического регулирования
2.1 Экономический механизм охраны окружающей среды…….………... 10
2.2 Плата
за природопользование………………………………
3. Рекомендации
по совершенствованию
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Проблема защиты экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовал себя масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с экологией на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно. “Озоновая дыра”, радиоактивное загрязнение, глобальное потепление климата, состояние воздушных бассейнов в крупных городах наглядно свидетельствуют о том, что наша среда обитания истощена до предела. От нашей активности в сфере охраны окружающей среды зависит решение вопроса о выживании, сохранение здоровья людей и создание нормальных условий их жизнедеятельности. Термин “охрана окружающей среды” не совсем удачен. Под ним понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее “пределом прочности”.
Попытки решения экологических проблем без устранения причин их возникновения не могут быть успешными, поскольку любое увеличение техногенного воздействия на природу в результате экстенсивного промышленного роста приводит к усилению процессов ее деградации и требует все большего количества материальных и финансовых средств на ее восстановление.
Сегодня весьма актуальным становится экономический аспект проблемы. В самом деле, благие призывы - “не сорить”, в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях.
Глава 1
Охрана
окружающей среды
как актуальная проблема
современной России
и её финансовый аспект .
Законодательство в области охраны окружающей
среды призвано обеспечить гармоничное
сочетание корпоративных интересов хозяйствующих
субъектов и физических лиц, участвующих
в производственной деятельности, с интересами
общества в целом, при условии не нанесения
ущерба окружающей природной среде и сохранения
ее для будущих поколений.
В настоящее время необходима гармонизация
федерального природоохранного законодательства
с международными нормами в области природопользования
и охраны окружающей среды. Вместе с тем
не следует решать серьезную проблему
перехода к экологически чистым технологиям
только путем введения жестких экологических
требований (стандартов), установленных
для промышленных предприятий в развитых
странах с устойчивой экономикой. Переход
к новому более высокому технологическому
уровню производства, обеспечивающему
более высокий уровень экологической
безопасности, должен происходить поэтапно.
Россия не сумела осуществить переход
на новый технологический уровень в период,
когда это происходило в развитых европейских
странах, поскольку осуществляла сложный
переход к рыночной экономике. Это отставание
должно быть поэтапно ликвидировано в
сроки, сопоставимые с теми, которые потребовались
странам Европы для введения жестких экологических
стандартов. Только в этом случае можно
надеяться, что переход на новый технологический
уровень промышленного производства произойдет
без нанесения значительного ущерба интересам
предприятия, государства в целом и без
социальных потрясений.
В настоящее время совершенствуется законодательство
Российской Федерации с целью обеспечения
требований соблюдения производителями
экологических нормативов и стандартов,
составной частью которого должно стать
стимулирование предприятия на переход
к наилучшим существующим технологиям.
Только в этом случае будет достигнуто
сокращение энерго- и ресурсопотребления,
уменьшение загрязнения окружающей среды.
В период перехода промышленности на новый
технологический уровень законодательство
об охране окружающей среды должно отражать
поэтапный характер перехода и содержать
нормы, регулирующие необходимые издержки
на природоохранную деятельность, которые
не явились бы чрезмерно обременительными
для предприятия, в частности, и для общества
в целом. В случае нарушения баланса между
интересами промышленности, экологической
безопасностью и решением социальных
вопросов рассчитывать на успех перехода
промышленности на новый технологический
уровень вряд ли следует. Поэтому корректно
построенная нормативная правовая база
и создание механизмов ее реализации вопрос
исключительно важный и требующий быстрого
решения.
Россия долгие
годы добивалась членства в ВТО, приводя
технологии производства и продукцию
к международным экологическим
стандартам. Многое было сделано в
плане модернизации производства, финансирования
региональных природоохранных мероприятий
и т.п. И теперь, когда мы практически стали
частью ВТО, Россия довольно далеко продвинулась
в сфере охраны окружающей среды, хотя,
безусловно, многое еще предстоит сделать.
Правовое регулирование должно стимулировать
создание действенной, мощной экологической
службы организаций, оказывающих значительное
негативное воздействие на окружающую
среду. Переход на новую модель хозяйствования
с соблюдением международных стандартов
природопользования и охраны окружающей
среды (ISO 14000) в части технологии производства
и продукции позволит осуществить комплексной
подход к решению проблем экологии, эффективно
использовать ресурсы предприятия, оптимизировать
затраты на природопользование и частично
или полностью предотвратить ущемление
интересов российских производителей
на международном рынке по экологическим
причинам.
Необходима гибкая политика поэтапного
снижения налоговой нагрузки на предприятия
по НДС, налогу на прибыль и пополнения
доходной части бюджета за счет введения
рентной платы (природной ренты). Плата
за загрязнение окружающей среды должна
иметь компенсационный, неналоговый характер
и направляться на решение экологических
задач в местах оказания негативного воздействия.
Завышенные требования к предприятиям
по скорейшей коренной модернизации производства,
выплате экологических платежей и налогов
в увеличенном в 5-10 раз размере, долевом
финансировании региональных природоохранных
мероприятий могут подорвать Российскую
промышленность.
Учитывая финансовые возможности России
и нерешенные социальные проблемы, стратегическим
направлением совершенствования законодательства
на ближайшие годы должно быть обеспечение
развития в стране производства продукции,
конкурентоспособной на мировом рынке,
при значительном улучшении условий жизни
населения и уменьшении вредного воздействия
на окружающую среду путем модернизации
производства и достижения допустимых
для России норм экологической безопасности.
ООН также определяет в числе мировой
«наилучшей практики» устойчивого развития
достижение одновременно экономических,
экологических и социальных результатов.
Совсем недавно были внесены изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды» в которых предусматривается :
«Создание единой системы государственного экологического мониторинга, в рамках которой должны осуществляться комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, а также оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
создание государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, который определяется как федеральная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку и анализ данных о состоянии окружающей среды;
установление порядка эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, в том числе определение перечня видов включаемой в него информации, условий её представления и обмена» 1
Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, которые мы видим в недавно принятом законе, но эту работу нужно продолжать.
Наиболее слабым
звеном действующего механизма управления
природопользованием является недостаточная
экономическая
В системе мер
по стимулированию природоохранной
и энергосберегающей
Если экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработать у субъектов права отношения к ней с позиции - не навреди. Он включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Информация о работе Финансовые вопросы обеспечения охраны окружающей среды