Финансовые системы и фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрены такие темы как
финансы и финансовые системы , а так же в частности сущность и структура
финансовой системы с разных точек зрения. В следующем вопросе рассмотрены
механизм и основные законодательные и правовые основы регламентирующие
функционирование финансовой системы т.е. фискальная политика.

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Финансы и финансовые системы
1.1. Финансы современного общества 7
1.2. Сущность финансовой системы 10
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разных
точек зрения 15
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы 23
2.2.Фискальная политика и законодательные и правовые основы
регламентирующие функционирование финансовой системы 26
2.3. Проблемы финансовой стабильности в Украине 34
2.4. Пути совершенствования финансовой системы и её
механизма 37
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45

Работа содержит 1 файл

Финансовая система Украины.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

стран Запада, то в  ней выделяется 4 звена: государственный  бюджет; местные

финансы,  специальные  фонды,  финансы  государственных   корпораций   (ФРГ,

Англия, Франция, Италия).

     Каждое  звено финансовой системы в  свою очередь  можно  подразделить  на

подзвенья  в  соответствии  с  внутренней  структурой  содержащихся  в   нем

финансовых  взаимосвязей.  Так,  в  составе  финансов,  функционирующих   на

коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут  быть

вычленены    финансы    промышленных,    сельскохозяйственных,     торговых,

транспортных предприятий и т.д., а в зависимости  от  форм  собственности  —

финансы государственных  предприятий, кооперативных, акционерных,  частных  и

других.  В  составе  финансов  общественных  организаций  выделяют   финансы

профсоюзов,  политических  партий  и  общественных  движений,   специальных,

целевых и благотворительных  фондов. В сфере страховых  отношений  каждое  из

звеньев,  представленное  особой  отраслью  страхования,  подразделяется  по

видам  страхования,  например  имущественное   страхование   появляется   на

страхование  личного  имущества,  транспортное  страхование...   В   составе

государственных финансов группировка  финансовых  отношений  внутри  звеньев

осуществляется  в  соответствии  с   уровнем   государственного   управления

(федеральный, субъектов федерации, местный).

     Финансовая  система характеризуется не только  составом  входящих  в  нее

частей,  но  и  потоками   финансовых   ресурсов   (финансовыми   потоками),

связывающими главных  агентов финансовых отношений. Такими  агентами  следует

считать   государственный   бюджет,   предприятия   и    предпринимательские

структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают  этих

агентов с кредитной  системой  и  с  иностранными  государствами  в  лице  их

правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных

финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.

      Рисунок.2 Схема финансовых связей  в экономике 
 
 

      За каждой из указанной на  схеме стрелок стоит множество   разнообразных

финансовых  связей,  потоков,  отношений.   Основываясь   на   общей   схеме

финансовых потоков  между  экономическими  агентами,  рассмотрим  отдельные,

наиболее представительные связи и финансовые отношения  на разных уровнях.  К

ним  относятся: “государство-предприятие”  (ГП),  “предприятие-государство”

(ПГ),   “государство-государство”   (ГГ),   “предприятие-население”    (ПН),

“население-государство” (НГ),  “население-предприятие”  (НП),  “предприятие-

предприятие”  (ПП),  “население-население”   (НН),   “государство-население”

(ГН).  Связь   “государство-государство”   характеризует   перераспределение,

переток  денежных  средств  из  одних  каналов  государственного  бюджета  в

другие. Связь “предприятие-предприятие”  отражает  финансовые  потоки  между

предприятиями, а  связь “население-население”  определяет  движение  денежных

средств между  отдельными группами населения. 

  1.3. Состав и  структура финансовой системы  Украины с разной точки зрения 
 

     Выделение   форм  финансовых   отнощений   характеризует   относительное

отдаление  отдельных  составных  финансов.   Совокупность   этих   составных

определяется термином «финансовая система». Как и любая  другая  система  она

является не  простым  набором,  а  совокупностью  взаимосвязаных  элементов,

которые имеют  однородные признаки.

      Состав и структуру финансовой  системы Украины многие ученые-экономисты

видят  по-разному.  Это  происходит  в  основном   из-за   того,   что   нет

действующего законодательства о финансовой  системе  Украины,  а ряд точек

носит проблематичный дискуссионный характер.

      Доктор экономических наук профессор  Василин  О.Д.(1)  выделяет  состав

финансовой  системы  так,  что  основным  его  звеном  и  основой   являются

государственные финансы (см.схему №1). Он говорит  о  том,  что  государство

для выполнения своих  функций должно иметь в своем  распоряжении  определенную

величину    финансовых    ресурсов,    которые    производятся     в     его

народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую

деятельность, законодательно определяя формы мобилизации  доходов и  расходов

для  достижения   экономического   и   социального   прогресса   в   стране.

Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства.  Оно

……средствует  около  80%  всех  финансовых  отношений  и  содержит  различные

финансовые  институты,  с  помощью  которых  государство  осуществляет  свою

финансовую деятельность. Государственные финансы  включают:  государственный

бюджет, централизованные и  децентрализованные  фонды  целевого  назначения,

финансы  предприятий  и  организаций  государственной  и  коммунальной  форм

собственности,   государственный   кредит,    государственное    личное    и

имущественное страхование.

       Все  сферы   государственных   финансов   имеют   собственную   сферу

функционирования,   однако   они   тесно   связаны   между   собой.   Основу

государственных  финансов  составляют  финансы  предприятий  и   организаций

государственной и комунальной форм собственности.  Тут  производится  больше

чем 90% валового национального  продукта, который является  главным  объектом

финансовых  отношений.  В  условиях  становления  раночных  отношений  часть

государственного  сектора уменьшается, однако еще  долгое время этому  сектору

будет  принадлежать   решительная   роль   в   процессах   распределения   и

перераспределения,  осуществляемого  с  помощью  финансов.  Это  была  точка

зрения профессора Василина О.Д.

      А вот  совершенно  иначе   представляет  структуру  финансовой  системы

Опарин В.В.(см.схему №2). Он производит  выделение  составных  элементов  по

признаку движения каналов денежных потоков и места  концентрации  финансовых

ресурсов.  В  основу  выделения  сфер  он   рекомендует   положить   уровень

экономической системы (2). Выделяется  4  сферы:  уровень  микроэкономики  –

финансы субъектов  хозяйствования, уровень макроэкономики  –  государственнае

финансы, уровень  мирового  хозяйства  –  международный  финансы,  обобщенный

уровень – финансовый рынок.

       Звено  показывает  обособленную  часть финансовых   отношений.   Его

выделение  проводится  по  признаку   ………ности   или   обособленного   фонда

финансовых ресурсов, или спецефических форм и методов  финансовых отношений.

      Сфера финансовых субъектов   хозяйствования  не  делится  на  отдельные

звенья, так как  они  имеют  общие  принципы  организации  и  методы  ведения

хозяйственной деятельности.[1] 

     Существуют  особенности, связанные с формой  собственности или отраслевой

спецификой. Однако, считает  Опарин  В.В., они не  настолько существенны,

чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти  отрасли. Эти  особенности

влияют на организацию  финансовых отношений, но не изменяют их суть.

      Сфера государственных финансов  характеризует  финансовую  деятельность

государства.   Она   включает   такие   звенья:   государственный    бюджет,

государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы  государственного

сектора.

         Сфера    международные    финансы    отображает     обменную      и

перераспределительную функцию на мировом рынке  и  включает  3  направления:

международные расчеты; финансы  международных  политических,  экономических,

гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

      Сфера финансового рынка охватывает  кругооборот финансовых ресурсов как

специфического  товара. Финансовый рынок делится  на рынок денег и  капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы  выступает  страхование,  которое  не

принадлежит к  конкретной сфере.

      Такой является структура финансовой  системы  по  мнению  Опарина В.В.

Данный подход дает возможность  провести  полную  структуризацию  финансовых

отношений, выделить и охарактеризовать денежные  потоки.  Это  также  делает

предпосылки, чтобы  организовать  четкую  систему  управления  финансами  на

каждом уровне, так как отслеживаются все  денежные потоки и  между ними.

      Следующая  трактовка  структуры   финансовой  системы  Украины   доктора

экономических  наук  Шокуна  В.В  (1).  Он  предлагает  в  условиях   реалий

существования Украины  как  независимого,  демократического,  социального и

правового государства  перестроить  собственную  финансовую  систему(см.схему

№3).

      Предложенная концепция финансовой  системы Украины рассматривается   как

основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна  определить

влияния государства  на управление движением  ВВП  в  процессе  распределения

его стоимости.

      Финансовая система Украины определена  как взаимосвязанное соединение  в

экономико-правовом просторе объективного  процесса  распределения  стоимости

ВВП и субъективного  процесса влияния  на  него  политики  страны.  Концепция

перестройки финансовой системы Украины основывается на:

      >  осмыслении  экономической   сущности   процессов   формирования   и

        направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

      > включения в ее  состав  совокупных  элементов,  которые  связаны   с

        проведением   законодательно   обеспеченой   финансовой    политики

        государства;

      >  использовании  системного  подхода,   который   дает   возможность

        рассматривать составные финансовой  системы в единой взаимосвязи.

     Научно-практическое  назначение  положений  этой  концепции  состоит  в

Информация о работе Финансовые системы и фискальная политика