Финансовые системы и фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и
структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции
ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного
бюджета на примере Украины
- выявить основной принцип формирования финансовой политики
государства;

Содержание

Введение 4
Раздел 1. Финансы и финансовые системы
1.1. Финансы современного общества 7
1.2. Сущность финансовой системы 10
1.3. Состав и структура финансовой системы Украины с разных
точек зрения 15
Раздел 2. Фискальная политика
2.1. Механизм функционирования финансовой системы 23
2.2.Фискальная политика и законодательные и правовые основы
регламентирующие функционирование финансовой системы 26
2.3. Проблемы финансовой стабильности в Украине 34
2.4. Пути совершенствования финансовой системы и её
механизма 37
Заключение 39
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

Финансовая система Украины.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

сформировать такие  условия для субъектов финансового  механизма,  которые  бы

принудили  их  действовать  в  соответствии  с  необходимыми  для   общества

направлениями.  Такое  регулирование  проводится  с   помощью   инструментов

фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

     Финансовый  контроль можно представить в  двух аспектах:

      >  Строго  регламентированная   деятельность   специально   созданных

        контролирующих органов за соблюдением  финансового  законодательства

        и финансовой дисциплины всех  экономических субъектов

      > Неотъемлемый элемент управления  финансами и денежными  потоками  на

        макро-,  и микроуровне с целью обеспечения целесообразности  и

        эффективности финансовых операций.

     Финансовый  контроль  представляет  собой   две   взаимосвязанные,   но

обособленные сферы: государственный финансовый контроль и  негосударственный

финансовый контроль, который в свою  очередь  подразделяется  на  внутренний

(внутрифирменный,  корпоративный) и внешний (аудиторский).

     Государственный  финансовый  контроль  призван   отслеживать  стоимостные

пропорции    распределения    валового   национального     продукта.     Он

распространяется  на все каналы  движения  денежных  ресурсов  и  отслеживает

полноту  и  своевременность  их  поступления  в   бюджеты   и   целевое   их

использование.  Государственные  контролеры  наделены  правом   осуществлять

ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере  частного  и

корпоративного  бизнеса,  если  таковые   предопределены   общенациональными

экономическими  интересами.

     Целями  негосударственного контроля (главным  образом, внутрифирменного),

в   противопоставление   государственному,   является   минимизация    своих

отчислений в  государственную казну  и  других  издержек  с  целью  повышения

нормы прибыли  на вложенный капитал. 

         2. фискальная политика ,законодательные  и правовые основы,

        регламентирующие механизм функционирования  финансовой системы

                                  Украины. 

     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика –   это  система  регулирования

экономики посредством  изменения государственных  расходов  и  налогов.  Цели

фискальной политики :

       a) Сглаживание колебаний экономического  цикла.

       b) Стабилизация экономического роста.

       c) Достижение высокого уровня  занятости и умеренных темпов  инфляции.

        Экономическая наука выделяет следующие типы  фискальной  политики  (

        см.  приложение схема 3):

              > Дискреционная;

              > Автоматическая;

    И дискреционная  , и автоматическая фискальная  политика  играют  важную

роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та   ни  другая

не является панацеей от всех экономических бед. Что касается  автоматической

политики, то присущие ей встроенные  стабилизаторы   могут  лишь  ограничить

эти колебания  они не в состоянии .

    Еще  больше проблем возникает при проведении  дискреционной   фискальной

политики  . К  ним можно отнести:

        > Наличие временного лага между  принятием решений и их воздействием

          на экономику;

        > Административные издержки;

        > Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов- популярное

          в политическом плане мероприятие,  а вот увеличение налогов   может

          стоить парламентской карьеры  ).

    Тем   не  менее   максимально   разумное   применение   инструментов   и

автоматической  и  дискреционной  политики  может  существенно   влиять   на

динамику общественного  производства и занятости , снижение  темпов  инфляции

и решение других экономических проблем.

      Из вышеперечисленных данных  видно какую сложную  систему   представляет

из себя финансовая система Украины. Она состоит из большого количества  сфер

и звеньев и  только  проанализировав  ее  можно  понять  как  такой  сложный

механизм  может  функционировать.  А  источником  и  регулятором  финансовой

системы выступают  законодательные и правовые акты. Именно  на  основании их

можно проследить механизм функционирования финансовой  системы,  понять  как

аккумулируются  и распределяются и перераспределяются финансовые  ресурсы.  В

данной курсовой работе мы рассмотрим несколько  законодательных  и  правовых

актов, которые  составляют основу финансовой системы.

     Государственный  бюджет- центральное звено  финансовой  системы.  В  нём

объединяются все  основные инструменты –  расходы  различные  виды   доходов,

государственные займы.

      Так как отсутствует закон Украины о финансовой системе, то  вторым  по

значению будут  выступать Закон Украины «О бюджетной  системе от 29 июня  1995

года». Государственные  финансы выступают одной из  главных  сфер  финансовой

системы и государственный  бюджет – одно из самых больших их звеньев.  Именно

в нем объединяются самые главные доходы и расходы  государства. Бюджет  своим

инструментарием объединяет такие основные финансовые категории  как  налоги,

расходы, государственный  кредит и другие, в их  взаимодействие  и  динамике.

Рассматривая  социально-экономическую  сущность   государственного   бюджета

следует отметить, что она определяется:

        > Способом производства;

        > Наличием формы собственности  на средства производства;

        > Функционированием основных экономических законов государства;

        > Характером производственных  отношений;

        > Природой, целями и задачами  государства.

      Содержание социально-экономической  сущности  государственного  бюджета

проявляется в  том, что он одновременно является:

     перераспределения  НД;

     Инструментом  государственного регулирования  и стимулирования экономики;

     Инструментом  эффективного   воздействия   на   процессы   расширенного

воспроизводства;

     Ведущим  звеном финансовой и бюджетной системы государства;

     Основной  финансовый план страны;

       доходов  и расходов государства;

     Источником  финансовой  обеспеченности  реализованных   в   государстве

основных социально-экономических  программ.

       В бюджете в условиях современности централизуется значительная  часть

денежных ресурсов, которые  являются  необходимым  условием  для  реализации

государством   своих   функций,   таких   как   экономическая,   социальная,

политическая. Бюджет  является  составной  бюджетной  системы.  А  бюджетная

система регламентируется «Законом Украины о бюджетной  системе»

 О бюджетной  системе»

        В  этом  законе  определено,  что  бюджетная  система   состоит   из

Государственного  бюджета  Украины,  республиканского  бюджета  АР  Крым   и

местных  бюджетов.  Бюджет  является  составной  частью  финансовой  системы

Украины.  Взаимодействие  бюджета  с  другими  звеньями  финансовой  системы

регулируются   настоящим   законом   и   многими   законодательными   актами

Украины.[5]

      Бюджетная  система  строится  на  началах,  определенных  Конституцией

Украины. Она отделена от финансов субъектов хозяйствования  в  части  уплаты

их долгов и  обязательств.

       Налоги и сборы и другие  обязательные  платежи  зачисляются   в  бюджет

полностью, независимо от их целевого назначения.

        Граждане Украины, а также другие  физические лица уплачивают в  бюджет

установленные законами налоги, сборы и друге обязательные платежи.

       Платежи, удержанные  с  субъектов   предпринимательской  деятельности,

перечисляются в  бюджет в первоочередном порядке. Достоинством  этого  Закона

является не только то, что внесли указом механизм наполнения бюджета,  но  и

то,  что   в   нем   регламентирован   механизм   формирования   доходов   и

финансирование  расходов  по  бюджету,  а  также  источники   финансирования

бюджета. 

      Доходы Государственного бюджета  Украины:

    . часть  НДС, которая  определяется  Законом  о  Государственном   бюджете

      Украины на следующий год;

    . часть  акцизного сбора, которая определяется Законом  о  госбюджете  на

      следующий год;

    . налога  на прибыль предприятий и организаций  всех форм собственности  и

      подчинения  в  размере,  равном   30%   от   ставки,   предусмотренной

      законодательством Украины;

   . налога на имущество предприятий и организаций всех форм  собственности

      в размере 30% от ставки, предусмотренной  законодательством Украины;

    . поступлений  от внешнеэкономической деятельности;

    . части  доходов от приватизации государственного  имущества, находящегося

      в общегосударственной собственности;

    . поступлений  от реализации государственного  имущества,  находящегося  в

      общегосударственной собственности;

    . арендной  платы за аренду имущества  целостных имущественных комплексов,

      находящихся в общегосударственной  собственности;

    . взносов  в Пенсионный фонд Украины;

    .  взносов   в  Фонд  для   осуществления   мероприятий   по   ликвидации

      Чернобыльской катастрофы и социальной  защите населения;

    . взносов  в Государственный фонд содействия занятости населения;

    .  взносов   в  другие  государственные   целевые  фонды,  поступлений   от

      внутренних займов;

    . превышение  доходов над расходами НБУ;

    . возвращенных  государству займов и % по кредитам;

    . дивидендов, полученных от акций и иных  ценных  бумаг,  принадлежащих

Информация о работе Финансовые системы и фискальная политика