Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее действенных механизмов финансового контроля являются финансовые санкции, применяемые к нарушителям финансово-бюджетной дисциплины.
В настоящее время финансовые санкции находят широкое применение в налоговом праве (несвоевременная уплата налогов, непредставление налоговой отчетности и др.), бюджетном праве (нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетной дисциплины и др.), экологическом праве (превышение нормативов загрязнения окружающей природной среды, несанкционированные сбросы вредных веществ в водные объекты и др.), деятельности внебюджетных социальных фондов (несвоевременное перечисление во внебюджетные фонды страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению, несвоевременное представление отчетности) и в других областях.

Содержание

Введение
Организационно-правовые основы финансовых санкций в России
Понятие и сущность финансовых санкций с.4
Классификация финансовых санкций с.7
Анализ применения финансовых санкций в России
Распределение финансовых санкций в бюджеты различных уровней с.9
Анализ применения бюджетных санкций с.13
Анализ применения налоговых санкций с.17
Анализ применения таможенных санкций с.19
Анализ применения валютных санкций с.20
Совершенствование механизма применения финансовых санкций в России с.23
Заключение с.28
Список используемой литературы с.30
Приложения с.31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фбс.docx

— 109.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

 
 

   Институт  финансового менеджмента

   Кафедра финансов, денежного обращения и  кредита 
 

Курсовая  работа по дисциплине « Финансы и  бюджетная система» на тему: «Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования» 
 

Выполнила студентка

Очной формы обучения

Спициальности: финансовый менеджмент

3 курса  1 группы                         _____________               Иванова И.М. (подпись) 

Преподаватель

к.э.н., доцент                                   _____________                  Махалина О.М.

   (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Москва, 2011 

   Содержание 

   Введение

  1. Организационно-правовые основы финансовых санкций в России  
    1. Понятие и сущность финансовых санкций                  с.4
    2. Классификация финансовых санкций                          с.7
  2. Анализ применения финансовых санкций в России
    1. Распределение финансовых санкций в бюджеты различных уровней                                                                             с.9
    2. Анализ применения бюджетных санкций                     с.13
    3. Анализ применения налоговых санкций                       с.17
    4. Анализ применения таможенных санкций                    с.19
    5. Анализ применения валютных санкций                        с.20
  3. Совершенствование механизма применения финансовых санкций в России                                                                                          с.23

    Заключение                                                                                  с.28

    Список используемой литературы                                            с.30

    Приложения                                                                                 с.31 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Введение 

   Одним из наиболее действенных механизмов финансового контроля являются финансовые санкции, применяемые к нарушителям  финансово-бюджетной дисциплины.

   В настоящее время финансовые санкции  находят широкое применение в  налоговом праве (несвоевременная  уплата налогов, непредставление налоговой  отчетности и др.), бюджетном праве (нецелевое использование бюджетных  средств, нарушение бюджетной дисциплины и др.), экологическом праве (превышение нормативов загрязнения окружающей природной среды, несанкционированные  сбросы вредных веществ в водные объекты и др.), деятельности внебюджетных социальных фондов (несвоевременное  перечисление во внебюджетные фонды  страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению, несвоевременное представление отчетности) и в других областях. При этом необходимо признать, что финансовые санкции играют важную роль в укреплении финансово-бюджетной дисциплины. Прежде всего, финансовые санкции оказывают мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм. Это мотивирует потенциальных нарушителей на соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, заставляет их предпринимать необходимые действия по недопущению нарушений финансового законодательства. Также финансовые санкции играют и восстановительную роль, поскольку позволяют восполнить потери от нарушения финансовой дисциплины. Восполнение потерь государственной или муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности.

   Таким образом, рассмотрение механизма функционирования финансовых санкций в России представляется достаточно актуальной задачей, что  и обусловило выбор темы курсовой работы.

   Объектом  исследования в курсовой работе выступают  финансовые санкции за нарушение  финансово-бюджетной дисциплины. Предметом  исследования является механизм функционирования финансовых санкций за нарушение  финансово-бюджетной дисциплины в  Российской Федерации. 
 
 
 
 

Организационно-правовые основы финансовых санкций 

    1. Понятие и сущность финансовых фанкций
 

     Сложность определения понятия «финансовые  санкции» возникает, прежде всего, от того, что в нормативно-правовых актах  Российской Федерации нет четкого определения финансовых санкций.

     Поэтому, прежде всего, стоит разобрать, как  это понятие освещают в научной  литературе.

     Г.Б. Поляк определяет финансовые санкции  как «меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые  к организациям в результате нарушения  ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности»1. Однако же, это определение представляется неполным, так как оно не охватывает меры ответственности для субъектов бюджетных правоотношений, а также финансовые санкции, возникающие в результате несоблюдения договорных условий (неустойки, штрафы и т.д.).

     С этой точки зрения более всеохватывающим  можно назвать определение, данное А.Г. Грязновой, «финансовые санкции - это меры принуждения, выраженные в денежной форме, применяемые к  участникам процесса контроля в результате неисполнения или ненадлежащего  исполнения ими своих прав и обязанностей»2.

     Так, в Бюджетном Кодексе РФ в главе 28 используется понятие «меры ответственности» за нарушение бюджетного законодательства, и могут применяться такие  санкции, как наложение штрафа, начисление пени.

     В значении мер принудительного воздействия по отношению к нарушителям правил, финансовые санкции упоминаются в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в статье 5 пункте 3.

     В Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» идет речь о финансовых санкциях, наложенных на организацию другой организацией по условиям договора или уполномоченным органом. Эти финансовые санкции включены в понятие «обязательные платежи», не включаемые «в состав предприятия»3, признанного несостоятельным.

     В Гражданском кодексе в статье 64 используется понятие финансовые санкции как санкции за нарушение  условий договора между банком, привлекающих средства физических лиц и самим вкладчиком, со стороны банка. В остальных случаях непосредственно указывается вид налагаемых финансовых санкций (штраф, неустойка и т.д.).

     В Налоговом Кодексе РФ используется понятие налоговая санкция –  «недоимки, а также пени, проценты и штрафы», а также определяются размеры применяемых санкций.

     В статьях Бюджетного кодекса РФ, Таможенного  кодекса РФ, в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, что касается размеров штрафов, или порядка их применения, те определяются Кодексом об административных правонарушениях РФ.

     Такое разделение норм, регулирующих процедуру  привлечения лица к ответственности, устанавливающих виды санкций и  конкретный их размер, в известной  мере снижающее эффективность применения мер ответственности, мотивируется требованиями юридической техники.

     К определению финансовых санкций  можно выделить два подхода:

  1. Как санкции за нарушение финансового законодательства

     Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д.

  1. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора

     Здесь мера ответственности выступает  в значении «в какой мере человек  добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в  соответствии с ним»4. Суть в том, что конкретная мера той ответственности, которую в каждом частном случае несет за свои поступки человек, зависит от конкретных условий - от тех реальных возможностей для сознательного отношения к последствиям своих поступков и самоопределения по отношению к ним. Принимая это во внимание, с людей по-разному спрашивается за их поступки. Таким образом, финансовые санкции выступают как «измерители» ответственности в результате проступка.

     Значение  финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.

     Штрафная  функция финансово-правовой ответственности  реализуется в виде наказания  и выступает как реакция государства  на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций  должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ.

     Главной целью превентивной (предупредительной) функции ответственности является недопущение нарушений норм, устанавливающих  порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности  проявляется в том, что возможное  последующее в случае нарушения  норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.

     Часто меры финансово-правовой ответственности  направлены не на фактическое наказание  виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства  и муниципальных образований. В  таких случаях ответственность  выполняет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования).

   Сигнализационная  функция финансово-правовой ответственности  проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового  правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны  органов, осуществляющих финансовый контроль5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация финансовых санкций
 

     Классифицировать  финансовые санкции в России можно  по формам, по основаниям применения и  по отраслям права.

     По  формам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление  операций по счетам в кредитных организациях.

     Неустойка - вид финансовых санкций, который  широко применяется как способ обеспечения  исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки  исполнения.6

     Штраф – денежное взыскание, выплачиваемое  нарушителем обязательства, его  размер определен в твердой денежной сумме.

     Пеня - санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное  выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного  обязательства и начисляется  за каждый день просрочки в течение  определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

     Блокировка  счетов: налоговые органы вправе в  соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету  в следующих случаях:

     - при наличии задолженности по  уплате налогов, пеней и штрафов;

Информация о работе Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования