Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа
При написании курсовой работы была определена цель – выявить финансовые риски в деятельности предприятия, провести их анализ. Исходя из поставленной в работе цели.Предметом исследования являются финансовые риски в деятельности предприятия.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам риск-менеджмента, материалы периодических изданий. Данная проблема изучена следующими учеными: Ковалевой А.М., Крейниной М.Н., Продановой Н.А., Черкасовым В.В., Шапкиным А.С., Яковлевой И.Н.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми рисками предприятия
1.1 Сущность и классификация финансовых рисков предприятия и основы управления финансовыми рисками
1.2 Методика проведения анализа рисков
1.3 Методология оценки финансовых рисков предприятия
Глава 2. Анализ финансовых рисков хозяйственной деятельности ОАО «Магнит»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Магнит»
2.2 Анализ рисков в деятельности предприятия ОАО «Магнит»
2.3.Оценка финансовых рисков деятельности предприятия ОАО «Магнит»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Около 640 наименований товаров под частной маркой.
Гибкая ценовая политика и ассортиментная матрица, регулируемая в соответствии с уровнем доходов потребителя;
Масштабная инвестиционная программа на 2011 год: план капитальных затрат на сумму около 1,5 млрд. долл.;
Планируемое открытие до 800 магазинов у дома в течение 2011 года;
Работа над повышением эффективности;
Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов "Магнит":
Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России;
Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети "Магнит" проникать в небольшие города и населенные пункты.
Дальнейшее развитие сети фокусируется на укреплении позиций сети "Магнит" в Уральском и Центральном регионах:
Стратегия снижения цен для региональной экспансии;
Наличие достаточных средств, обеспечивающих открытие не менее 250 магазинов в год. дальнейшее усовершенствование эффективности логистической системы
2.1 Организационно-правовая характеристика ОАО «Магнит»
«Магни́т» — крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети — Закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира — в городе Краснодаре.
Сеть «Магнит» - лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России — 58 филиалов, более 3228 магазинов в более чем 1048 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц.
ОАО «Магинт» в основном осуществляет розничную торговлю, на долю оптовой торговли приходится менее 5% всего оборота предприятия.
Более 75745 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам.
В среднесрочной перспективе компания собирается сохранять высокие темпы расширения сети: планируется открыть не менее четырехсот тридцати «магазинов у дома» в текущем году, и до трехсот ежегодно – в последующие два-три года.
Региональная структура оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью: 49% оборота розничной торговли приходится на 10 субъектов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области). При этом доля крупнейших субъектов РФ снижается (на 1.5-2% в год), что обусловлено более низкими, чем в других регионах темпами роста розничного товарооборота в Москве и Санкт-Петербурге. Компания управляет собственной логистической системой, насчитывающей 9 современных дистрибуционных центров, три из которых расположены в городах Кропоткин, Батайск и Славянск-на-Кубани, Южный Федеральный округ, два – в Приволжском регионе, в городах Энгельс и Тольятти, три распределительных центра находятся в Центральном Федеральном округе, в городах Тверь, Орел и Иваново, один – в городе Челябинск, Уральский Федеральный округ.
Компания располагает автоматизированной системой управления запасами и автопарком, состоящим из 1,165 автомобилей.
В перспективе 2-3 лет Общество планирует сохранять высокие темпы роста бизнеса, открывая ежегодно не менее 300 магазинов традиционного формата в городах с населением до 500 тыс. человек.
Ключевыми территориями присутствия для Обществ остаются Южный, Приволжский и Центральный регионы, планируется увеличение числа торговых точек на Урале. В долгосрочной перспективе менеджмент сети не исключает выход на рынки Сибири и Дальнего Востока
В результате деятельности в 2009 году менеджментом Компании были достигнуты результаты, отраженные в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты деятельности ОАО «Магнит» Показатели 2008 2009 Отклонение в 2009 г. от 2008 г.
выручка, тыс. руб. 192477 215147 22670
численность магазинов, шт 2568 3204 636
количество покупателей, млн чел. 860,34 1013,44 153,1
доля продаж товаров под собственной торговой маркой, % 12,12 12,08 12,28 0,2
количество наименований товаров под собственной торговой маркой 700 700 530 -170
объем товаров, доставляемых через распределительные центры, % 68 72 78 6
среднесписочное количество сотрудников, чел 51246 59135 75745 16610
средняя заработная плата, руб. 9920,32 11252,12 13714,21 2462,09
Выручка Компании выросла на 11,8% с 192477 тыс. руб. в 2008 году до 215147 тыс. руб. в 2009 году.
Рисунок 1 – Динамика численности магазинов
Количество магазинов Компании увеличилось с 2568 «магазинов у дома» и 14 гипермаркетов в 2008 году до 3204 и 24 соответственно в 2009 году, совокупная торговая площадь магазинов увеличилась с 823.51 тыс. кв.м. до 1 059,87 тыс. кв.м.
Количество покупателей увеличилось на 17,80% с 860,34 млн. в 2008 году до 1 013,44 млн. в 2009 году.
Доля продаж товаров под собственной торговой маркой в 2009 году незначительно выросла и составила 12,28%, в то время как количество наименований товаров под собственной торговой маркой сократилось с 700 в 2008 году до 530 в 2009 году.
Компания планирует в дальнейшем наращивать долю продаж товаров под собственной торговой маркой в первую очередь за счет расширения предложения этих товаров в гипермаркетах «Магнит», прежде всего в непродовольственном сегменте.
Рисунок 2 - Количество SKU и доля в объеме продаж за 2003-2009 г.
В 2009 году Компания открыла распределительный центр в Тольятти. Открытие логистического комплекса повысил качество сервиса в Приволжском регионе. Общая площадь 9 распределительных центров на 31 декабря 2009 года составила 185 537 кв.м.
В отчетном году автопарк Компании увеличился на 288 грузовых автомобилей, общее количество единиц составило 1 453, что позволило значительно сократить транспортные издержки. В 2009 году Компания увеличила объем товаров, доставляемых через распределительные центры, до 78% с 72% в 2008 году, что также является драйвером роста валовой маржи.
Компания активно работала с персоналом, повышая лояльность своих сотрудников и развивая корпоративную культуру. В 2009 году среднесписочное количество сотрудников Компании составило 75 745, из которых 58 606 – это персонал магазинов, 10 638 заняты в логистической составляющей Компании, 4 419 работают в филиалах, 2 082 – сотрудники Головной Компании. Средняя заработная плата по Компании в 2009 году составила 13 714 руб.
Утвержденное 23 декабря 2009 года Советом Директоров ОАО «Магнит» Положение о Программе по премированию и Комитете при Генеральном директоре по кадрам и вознаграждениям ЗАО «Тандер» направлено на дополнительную мотивацию ключевого персонала, обеспечивающего высокие темпы развития Компании. Максимальный объем программы за 2009 год составила 147 357 акций Компании (количество бумаг, общая стоимость которых на дату принятия решения не превышает 7% от чистой прибыли Компании по МСФО за 2008 год). Реализация текущего этапа программы будет завершена в 2011 году. Участниками данной программы могут стать сотрудники, проработавшие в Компании не менее 8 лет, в том числе не менее 2 лет на должности не ниже начальника отдела, а также ключевые сотрудники, деятельность которых обеспечивает высокие темпы роста Компании.
В 2009 Компания продолжила активно работать с покупателями и развивать маркетинговую программу. Тем не менее, сокращение доходов населения отразилось на показателях сопоставимой выручки, среднего чека и трафика. Рост сопоставимых продаж 2009 года к 2008 году в рублевом выражении составил 4,1% и был обусловлен ростом сопоставимого среднего чека на 5,8%, в то время как трафик имел отрицательное значение в -1,5%.
Рисунок 3 - Показатели сопоставимой выручки, среднего чека и трафика за 2007-2009 г.
Валовая маржа Компании увеличилась с 21,7% в 2008 г. до 23,5% в 2009 г. Валовая прибыль в рублях выросла на 13,5% с 160433 тыс. руб. до 182171 тыс. руб.
По состоянию на 31 декабря 2009 года уставный капитал открытого акционерного общества «Магнит» составляет 889 750, 73 рублей. Он состоит из 88975073 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля.
Общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции в количестве 111 874 927 штук номинальной стоимостью 0,01 рубля (объявленные акции). 2009 году на основании решения Совета директоров от 02.09.2009 г. (Протокол б/н от 02.09.2009 г.) размер уставного капитала ОАО «Магнит» был увеличен.
02.10.2009 г. ФСФР России был зарегистрирован дополнительный выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая в количестве 11 154 918 штук.
http://www.bestreferat.ru/
2.2 Анализ рисков в деятельности предприятия ОАО «Магнит»
Для проведения анализа компании по критерию риска использовалась отчетность за 2008–2009 гг. на основании «Бухгалтерского баланса» (форма №1), который представлен в Приложении А, Б и В, и «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2), который представлен в Приложении Г, Д и Е. Результаты анализа сгруппированы в таблицы.
Выводы
Получение большей информации о предстоящем выборе и результатах. Любое управленческое решение принима-
Рис. 3.9. Основные методы нейтрализации рисков
ется в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Общими в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
не забывать о последствиях риска;
не рисковать многим ради малого.
1. Антонян, Л. Роль и место риск-менеджмента в управлении компанией / Л. Антонян // Общество и экономика. – 2008. – №2. – С.100-114.
2. Ахтулов, А.Л. Управление рисками: принципы и этапы / Ю.В. Бармотина // Российское предпринимательство. – 2009. – №3. – С.45-48.
3. Бартон, Т. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься / Т. Бартон, У. Шенкир, П. Уокер. – М.: Вильямс, 2003. – 300 с.
4. Батурин, В.Ю. Механизм формирования и реализации политики предприятия по управлению финансовыми рисками / В.Ю. Батурин // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2007. – №2. – С.35-38.
5. Батурин, В.Ю. Финансовый риск как система управления экономическими отношениями / В.Ю. Батурин // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2007. – №1. – С.17-21.
6. Бурдина, А.А. Влияние рисков на конкурентоспособность предприятия / А.А. Бурдина // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – №2. – С.7-15.
7. Буянова, В.П. Рискология (управление рисками) / В.П. Буянова, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов. – М.: Экзамен, 2003. – 384 с.
8. Варечкина, А. Риск-менеджмент в системе управления / Таран С. // Общество и экономика. – 2007. – №1. – С.139-152.
9. Галиева, Г.М. Экономическая сущность и определение риска / Г.М. Галиева // Вопросы экономических наук. – 2009. – №6. – С.8-9.
10. Грабовой, В.Г. Риски в современном бизнесе / В.Г. Грабовой. – М.: АЛАНС, 1999. – 342 с.
11. Дорохина, Е.Ю. Управление рисками в строительном концерне / Е.Ю. Дорохина // Российское предпринимательство. – 2009. – №6. – С.107-114.
12. Есипов, В.Е. Оценка бизнеса / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
13. Журавлева, Н.А. Вперед-вперед к высотам обновленья! Риск-менеджмент компаний инфраструктурного комплекса страны в условиях выхода из кризиса / Н.А. Журавлева // Креативная экономика. – 2009. – №12. – С.97-101.
14. Зайченко, В.Ю. Риск-менеджмент – неотъемлемая часть деятельности предприятий-недропользователей в условиях рыночной экономики / В.Ю. Зайченко // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2007. – №6. – С.31-34.
15. Золотарев, В.С. Финансовый менеджмент / В.С. Золотарев. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 224 с.
16. Исаева, Н.А. Управление рисками предприятия с учетом требований современной экономики / Н.А. Исаева // Экономические науки. – 2009. – №5. – С.145-148.
17. Кайль, В.Н. Место и роль рисков в современной экономике / В.Н. Кайль // Справочник экономиста. – 2008. – №9. – С.33-41.
18. Кайль, В.Н. Управление рисками на основе комплексного подхода / В.Н. Кайль // Справочник экономиста. – 2008. – №6. – С.107-112.