Финансовые риски предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы была определена цель – выявить финансовые риски в деятельности предприятия, провести их анализ. Исходя из поставленной в работе цели.Предметом исследования являются финансовые риски в деятельности предприятия.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам риск-менеджмента, материалы периодических изданий. Данная проблема изучена следующими учеными: Ковалевой А.М., Крейниной М.Н., Продановой Н.А., Черкасовым В.В., Шапкиным А.С., Яковлевой И.Н.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми рисками предприятия
1.1 Сущность и классификация финансовых рисков предприятия и основы управления финансовыми рисками
1.2 Методика проведения анализа рисков
1.3 Методология оценки финансовых рисков предприятия

Глава 2. Анализ финансовых рисков хозяйственной деятельности ОАО «Магнит»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Магнит»
2.2 Анализ рисков в деятельности предприятия ОАО «Магнит»
2.3.Оценка финансовых рисков деятельности предприятия ОАО «Магнит»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

1 cдача.doc

— 796.00 Кб (Скачать)

Область, в которой потери не ожидаются, т. е. где экономический результат хозяйственной деятельности положительный, называется безрисковой зоной.

Зона допустимого риска — область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемой прибыли и, следовательно, коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли.

 Зона критического риска — область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли вплоть до величины полной расчетной выручки (суммы затрат и прибыли). Здесь предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести прямые убытки в размере всех произведенных затрат.

 Зона катастрофического риска — область вероятных потерь, которые превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной собственному капиталу организации. Катастрофический риск способен привести организацию или предпринимателя к краху и банкротству. Кроме того, к категории катастрофического риска (независимо от величины имущественного ущерба) следует отнести риск, связанный с угрозой жизни или здоровью людей и возникновением экономических катастроф.

 Наглядное представление об уровне коммерческого риска дает графическое изображение зависимости вероятности потерь от их величины — кривая риска.

 Построение такой кривой базируется на гипотезе, что прибыль как случайная величина подчинена нормальному закону распределения и предполагает следующие допущения.

  1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине — Пр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна и значение П можно считать математическим ожиданием прибыли. Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, монотонно убывает по мере роста отклонений.
  2. Потерями считается уменьшение прибыли (ДП) в сравнении с расчетной величиной. Если реальная прибыль равна П, то ДП = Пр — П.

 Принятые допущения в определенной степени спорны и не всегда справедливы для всех видов рисков, но в целом достаточно верно отражают наиболее общие закономерности изменения коммерческого риска и дают возможность построить кривую распределения вероятностей потерь прибыли, которую и называют кривой риска.

Рис. Кривая риска

 Главное в оценке коммерческого риска — возможность построения кривой риска и определения зон и показателей допустимого, критического и катастрофического рисков.

 Анализ риска основан на методологии, с помощью которой анализируется будущая неопределенность для того, чтобы определить влияние риска на предполагаемые результаты. Это прием, с помощью которого математическая прогнозная модель подвергается ряду имитационных прогонов обычно с помощью компьютера. В ходе процессов имитации строятся последовательные сценарии, в которых используются данные, являющиеся исходными для основных неопределенных переменных проекта. Результаты имитации подвергаются статистической обработке, для того чтобы получить вероятностное распределение возможных результатов проекта и оценить степень риска. Таким образом процесс анализа риска включает следующие стадии:

        создание прогнозной модели;

        определение переменных риска;

        определение вероятностного распределения отобранных переменных и определение диапазона возможных значений для каждой из них;

        установление наличия или отсутствия корреляционных связей среди рисковых переменных;

        прогоны моделей;

        анализ результатов.

 

1.3. Методология оценки финансовых рисков предприятия

В процессе измерения оценки рисков предприятия могут использовать следующие методы:

1) статистический метод;

2) метод аналогий;

3) метод экспертных оценок;

4) расчетно-аналитический метод.

5) метод оценки финансовой устойчивости

6)нормативный метод

Мы рассмотрим только два из них: метод оценки финансовой устойчивости и нормативный.

Метод оценки финансовой устойчивости (анализа целесообразности затрат) ориентирован на оценку финансовой устойчивости предприятия (проекта) и на идентификацию на этой основе потенциальных зон риска (Риски, 1994).

Выделяют две его разновидности: фиксация финансового положения предприятия ( оценка финансовой устойчивости); сопоставление финансовой устойчивости предприятия до и после внедрения анализируемого проекта ( оценка целесообразности затрат). Соотнесение фактического или прогнозируемого (в результате внедрения проекта) положения предприятия к одной из областей финансовой устойчивости (неустойчивости) и соответственно областей риска выполняется на основе анализа достаточности оборотных средств (собственных или заемных) для формирования запасов и покрытия затрат, связанных с выполнением рассматриваемых видов деятельности (проектов).

Для этого используют следующие показатели:

        +Есизлишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств необходимых для функционирования предприятия или реализации проекта;

        +Ет излишек (+) или недостаток (-) собственных, а также среднесрочных и долгосрочных заемных оборотных средств;

        +Енизлишек (+) или недостаток (-) общей величины оборотных средств (с учетом среднесрочных и долгосрочных, а также краткосрочных кредитов и займов).

Эти показатели соответствуют показателям обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.

Для их определения используют балансовую модель устойчивости финансового состояния предприятия, которая имеет следующий вид:

О+Z+Rа=Ис+Кс.д+КК+RК, (4.2)

где О - основные средства и вложения; Z - запасы и затраты; R а- денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие активы; И с- источник собственных средств; К с.д- среднесрочные, долгосрочные кредиты и заемные средства; К К - краткосрочные кредиты (до 1 года), ссуды не погашенные в срок; R К - кредиторская задолженность и заемные средства.

Величина собственных оборотных средств определяется как разница между величиной источников собственных средств и величиной основных средств и вложений:

Ес=Ис-О, (4.3)

соответственно их излишек (+) или недостаток (-)

+Ес=Ес-Z. (4.4)

Излишек (+) или недостаток (-) собственных, а также среднесрочных и долгосрочных заемных средств

+Ет=(ЕС+Кс.д)-Z. (4.5)

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных средств

+Ен=(Ес+Кс.д+КК)-Z. (4.6)

Вычисление трех показателей финансовой устойчивости позволяет идентифицировать финансовое состояние предприятия выделенным финансовым областям.

При идентификации области финансовой устойчивости используется следующий трехкомпонентный показатель

S={S(+Eс),S(+Eт),S(+Eн)}, (4.7)

Функция S(Х) определяется следующим образом:

S(x) = 1, если x ≥0

S(x)=0,еслиx<0. (4.8)

В зависимости от значений , +Eс, +Eт, +Eн выделяют пять областей финансовой устойчивости и соответствующих им областей риска:

1) область абсолютной устойчивости, когда минимальная величина запасов и затрат соответствует безрисковой области

2) область нормальной устойчивости соответствует области минимального риска, когда имеется нормальная величина запасов и затрат:

3) область неустойчивого состояния соответствует области повышенного риска, когда имеется избыточная величина запасов и затрат:

4) область критического состояния соответствует области критического риска, когда присутствуют затоваренность готовой продукцией, низкий спрос на продукцию и т.д.:

5) область кризисного состояния соответствует области недопустимого риска, когда имеются чрезмерные запасы и затоваренность готовой продукцией, т.е. предприятие находится на грани банкротства:

При этом +Ес ≈+Еа, исходя из формул 4.9 и 4.10. Практическое применение анализа финансовой устойчивости предприятия (оценки целесообразности вложений в проект или вид деятельности) рассмотрим на примере.

Нормативный метод

Он основан на использовании системы финансовых коэффициентов:

        коэффициент ликвидности, рассчитывается как отношение средств высокой и средней ликвидности (денежных средств и дебиторской задолженности) к краткосрочной задолженности. Он должен быть не менее 0,5;

        коэффициент задолженности. Выражается отношением суммы заемных средств и суммы собственного капитала. Нормативное значение - не более 0,3-0,5.;

        коэффициент автономии. Рассчитывается как отношение общей суммы собственных средств к активу финансового баланса предприятия. Нормативное значение - не более 0,5.

        коэффициент маневренности. Рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала (сума дебиторской задолженности и запасов товарно-материальных ценностей за вычетом кредиторской задолженности и задолженности по ссудам) к собственному капиталу предприятия. Должен быть не менее 0,5.

        коэффициент иммобилизации (реальной стоимости основных фондов). Представляет собой отношение реального уставного капитала или стоимости основных фондов (за вычетом износа) к итогу баланса предприятия. Его величина на должна превышать 0,6;

        коэффициент покрытия. Определяется как отношение суммы оборотных средств предприятия к сумме краткосрочной задолженности. Нормативное значение - не менее 2,0-2,5.

Фактические значения коэффициентов, рассчитанные для конкретного предприятия, сравнивают с нормативными значениями. По степени отклонения фактических значений от нормативных судят о величине риска.

К достоинствам нормативного метода следует отнести простоту и оперативность расчетов, однако, как и рассмотренные выше аналитический метод и метод оценки финансовой устойчивости, он не учитывает влияния отдельных факторов риска. То есть он может быть рекомендован в основном для "отсечения" явно неприемлемых решений, а оценку оставшихся следует вести другими методами.

Кроме того, разные коэффициенты могут свидетельствовать о различном уровне риска. В этой ситуации, для каждого из коэффициентов определяют диапазон отклонений от норматива соответствующий определенному уровню риска. Например, отклонения в пределах 25% от норматива свидетельствуют о минимальном уровне риска, 50% - повышенном, 75% - критическом, 100% - недопустимом. Далее определяют значимость каждого из коэффициентов (сумма весомостей равна 1,0). Поскольку каждый из рассмотренных методов не лишен недостатков, то в практической деятельности необходимо использовать несколько различных методов, это даст возможность более точно прогнозировать степень риска достижения намечаемых результатов.

Глава 2. Анализ финансовых рисков хозяйственной деятельности

2.1 Общая характеристика организации

Тип

Наименование вида деятельности

Основной вид деятельности

Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

Дополнительный вид деятельности

Розничная торговля алкогольными и другими напитками

Дополнительный вид деятельности

Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами

Дополнительный вид деятельности

Розничная торговля товарами бытовой химии, синтетическими моющими средствами, обоями и напольными покрытиями

Миссия компании: работает  для повышения благосостояния покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.

 

Цель компании: Обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей

                                          Сеть магазинов "Магнит" это:

        Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России —  64 филиала, 1 представительство, более 4 593 магазинов формата "у дома" и 76 гипермаркетов и 98 магазинов косметики в более чем 1 325 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц;

        Более 130 000сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам;

        Новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя;

        Сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины;

        Предприятие, имеющее крупный парк автомобилей и осуществляющее междугородние перевозки грузов по всей европейской части России;

Информация о работе Финансовые риски предприятия