Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования. Особенности финансов предприятий кооперативной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение финансовых ресурсов предприятий, классификации их источников и особенности финансов кооперативной торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………..................... 3
1. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования........ 6
2. Особенности финансов предприятий кооперативной торговли………... 17
3. Задача………………………………………………………………...……... 25
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

   Оптовой торговлей является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием, а розничной торговлей соответственно называется торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

   Основная  задача розничных торговых предприятий  – продвижение товаров конечному  потребителю. Именно в розничной торговле товары переходят в сферу личного потребления. Финансы розничного товарооборота связаны с финансами домашних хозяйств, с объемом расходов населения на покупку товаров. В сфере спроса ограничителем деятельности предприятий розничной торговли является платежеспособный спрос населения. Предприятия оптовой торговли продают товары другим предприятиям либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для обеспечения хозяйственных нужд. Из сферы оптовой торговли товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление.

   На  макроуровне на розничную торговлю отрицательно влияют снижение жизненного уровня населения, увеличение доли продовольственных и уменьшение доли непродовольственных товаров, а также рост мелкорозничной, неорганизованной торговой сети (вещевые рынки, челночный бизнес и т.д.), а на: первом этапе приватизации – смена торгового профиля, социальная сегментация потребительского рынка.

   В оптовом звене торговли кризисные  явления обостряются из-за снижения товарных запасов и оборотных  средств, их обесценивания, появления  неоправданно большого количества частных  посредников, роста цен на товары, неэффективной налоговой политики, использования необоснованного налогового пресса.

   Существенной  особенностью финансов торговли  является  то,  что  в отличие  от  других  отраслей  народного  хозяйства  выручка  от  реализации товаров поступает преимущественно в налично-денежной форме. До 80  процентов всех  поступлений  наличных  денег  в  кассы   банков   идут   от   торговых предприятий. В связи  с  этим  важной  задачей  организации  здесь  финансов являются правильное ведение кассового хозяйства, контроль за поступлением  в кассы магазинов выручки,  за  инкассированием выручки и правильным   ее использованием.

     Еще одной особенностью торговли  является большое число  работников, несущих личную ответственность  за сохранность и  использование   материальных и  денежных  средств.  Отсюда  вытекает  необходимость  систематического   и строгого финансового контроля.

   Торговые  предприятия образуют фонды материальных и денежных средств. Фонды материальных средств подразделяются на основные, оборотные и фонды обращения. Фонды денежных средств торговых предприятий являются формой авансирования и обращения основных и оборотных фондов.

   Денежные  средства авансируются в основные фонды, оборотные средства и фонды обращения. Оборотные средства (оборотный капитал) являются составной частью имущества предприятия. Временной критерий оборотных средств – это время эффективности оборота, после которого они возмещаются и вступают в следующий оборот. Основная масса оборотных средств торговых предприятий авансируется в торгово-материальные ценности, прежде всего, – в запасы (около 80% оборотных средств).

   Оборотные средства торгового предприятия  формируются за счет собственных, заемных  и привлеченных источников финансирования. Размеры заемных средств, которые  представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, в торговле превышают размеры собственных оборотных средств.

   При анализе финансового состояния  торгового предприятия следует  учитывать исключительно важную роль заемных средств. Коэффициент  автономии (самостоятельности), отражающий отношение собственного капитала к итогу баланса (сумме собственного и заемного капитала) у промышленных предприятий будет выше, чем у торговых. Точно так же коэффициент финансовой устойчивости, отражающий долю суммы собственных и долгосрочных заемных средств в валюте баланса, у промышленных предприятий будет выше, чем у торговых. Что касается коэффициента маневренности, отражающего отношение собственных оборотных средств к общему объему собственных средств, у торговых предприятий он может быть выше, чем у промышленных.

   Эти особенности связаны со спецификой структуры издержек обращения и  многообразием экономических факторов, влияющих на их образование. Издержки обращения минимальны при торгово-посреднической деятельности и оптовой торговле, они возрастают при мелкооптовом бизнесе и максимально увеличиваются в розничной торговле. Немаловажным фактором является групповая структура товарооборота. Так, уровень издержек обращения в продовольственной группе товаров в два раза выше, чем в промышленной группе.

   Порядок, условия и формы финансирования движения оборотных средств торговых предприятий во многом зависят от заключенных между продавцом и покупателем договоров. Основные показатели сделки: цена, условия поставки, период поставки, размеры и сроки авансовых платежей, уровень процентной ставки, пени, методы и сроки погашения задолженности. Существенные различия имеются в финансировании сделок с реальным товаром и фьючерсных сделок. Сделки, касающиеся реальных товаров, могут заключаться на основе цены, сложившейся на момент заключения договора (контракта), справочной котировочной цены, которая публикуется на бирже за определенный биржевой период. Фьючерсные сделки заключаются в основном с целью страхования товара от возможного неблагоприятного изменения цен.

   Финансовое  состояние торговых  организаций  во  многом  зависит  от оптимальности издержек обращения и длительности времени  реализации  товаров покупателям.  Поэтому  важным  финансовым  показателем   является   скорость обращения оборотных средств, то есть время от момента оплаты  полученных  от поставщиков товаров до  их,  реализации  населению.  Основными  показателями торговой  деятельности  предприятий  всех   форм   собственности   являются: товарооборот в денежном  выражении,  издержки  обращения,  валовый доход, прибыль и рентабельность.

   Особенностью  сферы торговли является функционирование потребительских коопераций.

   Потребительская кооперация – совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих  на основании устава в целях удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.

     Потребительская кооперация исторически  сложилась как массовая общественно-хозяйственная  организация, основанная на кооперативной  собственности, осуществляющая товарный  обмен между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.

   Основу  потребительской кооперации составляют потребительские общества (кооперативы), которые в целях взаимопомощи объединились в территориально-производственные союзы.

   Пайщиками потребительских обществ могут быть граждане, достигшие 16- летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

   Потребительская организация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном, движении.

   Пайщики имеют право: 

   1. объединяться на добровольной основе в потребительские общества и свободно выходить из них с возвращением паевого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества,

   2. получать долю дохода, подлежащего  распределению между пайщиками,  передавать по наследству свой пай и дивиденды на него;

   3. участвовать в управлении потребительским  обществом, избирать и быть  избранным в распорядительные  и контрольные органы,

   4. пользоваться преимуществом при  сбыте и переработке продукции  личного хозяйства и промысла, через предприятия потребительской кооперации,

   5. быть принятым в первоочередном  порядке на работу в потребительское  общество.

   Потребительские общества являются юридическим лицом. Они могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими.

   Высшим  органом потребительского общества является собрание пайщиков (их уполномоченных), которое принимает устав, определяет размер вступительного и паевого взноса, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, устанавливает средства на их содержание, заслушивает отчеты о деятельности общества.

   Деятельность  потребительского общества прекращается по решению общего собрания пайщиков (их уполномоченных).

   Потребительские общества по решению пайщиков могут  объединяться в союзы, ассоциации и  другие объединения, им права свободного выхода из них с получением своей доли имущества и соответствующей вкладу части имущества, приращенного за время совместной деятельности.

   Собственность потребительских обществ образуется за счет взносов пайщиков, дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности и иных источников. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на правах частной (общей долевой, общей совместной) собственности.

   Органы  государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность потребительских обществ. Они самостоятельно разрабатывают программу своего экономического и социального развития. Потребительские общества и их союзы ведут бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством.

   Потребительские общества и их союзы могут создавать  заготовительные, торговые, производственные и другие предприятия, учебные заведения, научные организации, а также  учреждать страховые общества.

   Имущество закрепляется за ними на правах полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

   Организация хозрасчета и финансов потребительской  кооперации имеет свои особенности, обусловленные характером кооперативной  собственности и организационным  построением системы потребительской кооперации.

   Кооперативная собственность по сравнению с  государственной характеризуется  более низким уровнем обобществления производства, она является групповой  собственностью отдельных коллективов  предприятия.

   Средства  потребительских обществ при  организации формируются из паевых и вступительных взносов пайщиков, а впоследствии пополняются из прибыли и других средств.

   Каждый  член потребительского общества имеет  долю в его собственности в  размере внесенного паевого взноса, а также приобретенных акций  облигаций, других ценных бумаг и начисленных на них дивидендов.

   Члены потребительской кооперации имеют  право на часть прибыли, остающейся у предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей. Размер отчислений зависит от массы полученной прибыли и состояния оборотных средств. Некоторые особенности организации обусловлены многоотраслевым хозяйством потребительской кооперации. В ней предоставлены торговля товарами народного потребления, заготовка сельскохозяйственной продукции и сырья, хлебопечение, общественное питание, звероводство, подсобное сельское хозяйство, автотранспорт и другие отрасли.

   Кооперативные организации и предприятия передают часть своих средств в централизованные фонды. Средства этих фондов используются в основном на финансирование капиталовложений и регулирование оборотных средств.

   Кооперативная форма собственности обусловила также особенности в перераспределении  оборотных средств.

   Оборотные средства перераспределяются кредитным  методом. Это означает, что организация, испытывающая недостачу собственных оборотных средств, может получить от других организаций необходимые средства в виде внутрисменной ссуды на определенный срок.

   Хозяйственный расчет охватывает все звенья потребкооперации: потребительские общества, потребительские  союзы и их предприятия и объединения. Конкретные формы хозрасчета различны. Они зависят от объема и характера деятельности организаций и предприятий, степени их хозяйственной самостоятельности, экономической целесообразности.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования. Особенности финансов предприятий кооперативной торговли