Финансовые ресурсы общества. Источники формирования и направления использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Сущность финансовых ресурсов общества
Понятие финансовых ресурсов, источники их формирования…………...
Направления использования финансовых ресурсов на макроэкономическом и микроэкономическом уровне………………….
Анализ источников формирования и направления использования финансовых ресурсов
Анализ доходной (налоговой) части федерального бюджета РФ за период с 2008 по 2010 год…………………………………………………………
Анализ расходной части федерального бюджета РФ за период с 2008 по 2010 год……………………………………………………………………
Повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов общества…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая.docx

— 61.77 Кб (Скачать)
  • целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки);
  • максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах;
  • соблюдения режима экономии - системы форм и методов минимизации затрат денежных средств для получения запланированного результата, связанного с сокращением расходов, но главным образом - с наиболее целесообразным использованием денежных средств;
  • осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.

    Сметно-бюджетное  финансирование - это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.

    На  сметно-бюджетном финансировании находятся  учреждения социальной сферы: образовательные учреждения, учреждения охраны здоровья и физической культуры, учреждения культуры. Также в сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

    Важное  направление использования государственных  средств - расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления. Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.

    Финансовые  ресурсы предприятия  - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

       Основным  источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей предприятия является прибыль. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов, интересы отдельных работников. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении организации. Распределение оставшейся части прибыли - прерогатива предприятия.

    Использование финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне осуществляется по многим направлениям, главными из которых являются:

    • платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств (налоговые платежи, уплата банкам процентов по кредитам, страховые платежи);
    • инвестирование собственных средств в капитальные затраты, связанное с расширением производства и его техническим обновлением, использование «ноу-хау»;
    • покупка ценных бумаг других эмитентов, в том числе, государства;
    • образование денежных фондов поощрительного и социального характера
    • благотворительность, спонсорство.

    Кроме того, могут быть дополнительные расходы: нарушение сроков поставки материалов и других ресурсов, ошибки в транспортном обеспечении, несвоевременная оплата.

    Распределение прибыли может производиться  путем образования специальных  фондов - фонда накопления, фонда  потребления, резервных фондов - или  путем непосредственного расходования чистой прибыли на отдельные цели. В первом случае на предприятии дополнительно  составляются сметы расходования фондов потребления и накопления как  приложение к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли  отражается в финансовом плане.

       Фонд  накопления используется на научно - исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы; на разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов; на затраты, связанные с технологическим перевооружением и реконструкцией; на погашение долгосрочных и краткосрочных ссуд и уплату процентов по ним и др.

    Фонд  потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, а также осуществляется выплата некоторых специальных премий, оказание материальной помощи, доплата к пенсиям, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т.п.

       Прибыль – основной источник формирования резервного фонда. Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, он является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

    В современных условиях хозяйствования распределение и использование прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов.

       При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счет заемных финансовых ресурсов. Привлеченные заемные финансовые ресурсы наиболее часто встречаются в форме:

    • банковских кредитов и ссуд;
    • средств от выпуска и продажи облигаций;
    • займов от других небанковских субъектов рынка.

    Таким образом, при распределении прибыли, определении основных направлений ее использования важно учитывать рыночную конъюнктуру, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. 

       
 
 

  1. Анализ  источников формирования и направления  использования финансовых ресурсов

    В процессе исследования налоговых поступлений и расходов федерального бюджета РФ было выявлено, что федеральный бюджет в 2008 году имел результат 1 705 млрд. руб. (профицит). В 2009 году дефицит составил 2 322,3 млрд. руб., а в 2010 – 692,6 млрд. руб. Анализ сальдо бюджета позволяет сделать вывод о том, что доходы конца периода значительно снизились по сравнению с началом периода, что привело к образованию дефицита бюджета. Таким образом, в начале анализируемого периода (2008 год) наблюдается профицит бюджета, но к 2009 году образуется дефицит в размере 2 322,3 млрд. руб. К концу исследуемого периода дефицит бюджета снижается до 692,6 млрд. руб.

    С целью выявления причин отрицательной  динамики сальдо федерального бюджета  необходимо провести детальный анализ доходов и расходов бюджета по статьям.

    1. Анализ доходной (налоговой) части федерального бюджета РФ за период с 2008 по 2010 год

    Налоговые доходы федерального бюджета за исследуемый период снизились, так, в 2008 году они составляли 9 275,9 млрд. руб. (См. Приложение 1 «Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2008 году»), в 2009 – 7 337,8 млрд. руб. (См. Приложение 2 «Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2009 году»), а в 2010 – 6 008,6 млрд. руб. (См. Приложение 3 «Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2010 году»)

    Темпы прироста доходов составили:

    2008 к 2009: (7 337,8 – 9 275,9)/ 9 275,9*100 % = -20,9 %

    2009 к 2010: (6 008,6 - 7 337,8)/ 7 337,8*100 % = -18,1 %

    2008 к 2010: (6 008,6 - 9 275,9)/ 9 275,9*100 % = -35,2 %

    Как показали расчеты, темпы прироста имели  отрицательный характер, однако увеличились, что в долгосрочной перспективе  может привести к росту доходов  бюджета.

    По  сравнению с началом периода, доходы сократились на 35,2 %. Постатейный анализ доходов федерального бюджета позволит определить тот вид налоговых поступлений, который повлек за собой максимальное изменение дохода.

    Исследования  показали, что большую часть налоговых  поступлений за все периоды занимают таможенные пошлины.

    Темпы прироста таможенных пошлин:

    2008 к 2009: (2 482 – 3 423,2)/ 3 423,2*100 % = -27,5 %

    2009 к 2010: (2 081 – 2 482)/ 2 482*100 % = -16,1 %

    2008 к 2010: (2 081 - 3 423,2)/ 3 423,2*100 % = -39,2 %

    Объем данного налога на конец периода  снизился на 39,2% по сравнению с началом  того же периода (с 3 423,2 млрд. руб. в 2008 году до 2 081 млрд. руб. к 2010).

    Удельный вес таможенных пошлин, в связи с сокращением объема доходов в целом, в 2010 году по сравнению с данными 2009 года вырос на 2,3% и составил 34,7 %, что на 2,1 % меньше значения этих поступлений на начало периода.

    Таким образом, при значительном сокращении объема таможенных пошлин, их удельный вес снизился незначительно, т.е. темпы снижения абсолютного значения данного вида налогов выше темпов снижения их доли в структуре доходов федерального бюджета.

    Стоит рассмотреть ввозные и вывозные таможенные пошлины. На ввозные в 2008 году приходится 625,6 млрд. руб., в 2010 - 343,3 млрд. руб.; на вывозные: 2008 год – 2 797,6 млрд. руб., 2010 – 1 737,7 млрд. руб. Размер ввозных пошлин на конец периода по сравнению с началом того же периода сократился на 45,1 %, а вывозных – на 37,9 %.

    Из  вывозных таможенных пошлин большую  часть составляют вывозные таможенные пошлины на нефть сырую (1 784,8 млрд. руб. в 2008 году, 1 194,6 млрд. руб. в 2010), которые уменьшились на 33 %

      Второе место в структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ занимает налог на добавленную стоимость. Его абсолютное значение снизилось с 2 132,2 млрд. руб. на начало исследуемого периода до 1 782,2 млрд. руб. на конец того же периода.

    Темпы прироста НДС составили:

    2008 к 2009: (2 050 – 2 132,2)/ 2 132,2*100 % = -3,8 %

    2009 к 2010: (1 782,2 – 2 050)/ 2 050*100 % = -13 %

    2008 к 2010: (1782,2 - 2 132,2)/ 2 132,2*100 % = -16,4 %

    Объем данного налога сократился на 16,4 %, однако доля НДС в структуре доходов  увеличилась с 23 % в 2008 году до 27,9 % в 2009 и в 2010 составила 29,8%.

    Третье  место в структуре налоговых  поступлений федерального бюджета  занимает налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. В 2008 году на него приходится 1 591, 8 млрд. руб. или 17,2%. В 2009 году наблюдается спад объема данного налога на 39,1 %, однако в 2010 году происходит небольшое увеличение (на 2,5 %) до 993 млрд. руб.

    Немаловажное  место занимает налог на прибыль  организации. Размер данных поступлений  в 2008 году составлял 761,1 млрд. руб., но к 2010 году он сократился до 182,9 млрд. руб.

    Темпы прироста налога на прибыль составили:

    2008 к 2009: (195,4 – 761,1)/761,1*100 % = -74,3 %

    2009 к 2010: (182,9 – 195,4)/195,4*100 % = -6,3 %

    2008 к 2010: (182,9 – 761,1)/761,1*100 % = -75,9 %

    Исследования  показали, что размер данного налога за период сократился на 75,9 %, что не могло не отразиться на общем объеме поступлений в федеральный бюджет России. Такое резкое снижение налога на прибыль организаций связано, в первую очередь, с кризисом, в период которого многие предприятия обанкротились или получали меньшее количество прибыли.

    В 2008 и 2009 годах в федеральный бюджет поступал единый социальный налог в  размере 506,8 и 509,8 млрд. руб., однако с 1.01.2010 он был заменен отчислениями во внебюджетные фонды, которые не учитываются в  федеральном бюджете.

    Существуют  также прочие налоговые доходы. В  начале анализируемого периода они  составляли 860,8 млрд. руб., в конце – 969,3 млрд. руб. Темп прироста абсолютного значения данного поступления составил 12,6 %, а удельного веса – 73 %. Таким образом, доля прочих поступлений возросла с 9,3 % до 16,1 %, а их количество снизилось с 860,8 млрд. руб. до 969,3 млрд. руб.

Информация о работе Финансовые ресурсы общества. Источники формирования и направления использования