Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:40, курсовая работа
Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.
Введение………………………………………………………………………………3
Сущность финансовых ресурсов общества
Понятие финансовых ресурсов, источники их формирования…………...
Направления использования финансовых ресурсов на макроэкономическом и микроэкономическом уровне………………….
Анализ источников формирования и направления использования финансовых ресурсов
Анализ доходной (налоговой) части федерального бюджета РФ за период с 2008 по 2010 год…………………………………………………………
Анализ расходной части федерального бюджета РФ за период с 2008 по 2010 год……………………………………………………………………
Повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов общества…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств, формирующихся в распоряжении государства, субъектов федерации, муниципалитетов, хозяйствующих субъектов и определенных физических лиц, образуемую в процессе распределения и перераспределении части стоимости валового внутреннего продукта. []
В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления.
Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.
Содержание финансовых ресурсов заключается в том, что они выступают:
Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, т.к. их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов. []
Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внутреннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.
Таким образом, можно выделить три источника финансовых ресурсов (рис. 1).
Рис. 1 Источники финансовых ресурсов
Первым этапом создания ресурсов являются ресурсы юридических и физических лиц, создаваемые в процессе их хозяйственной и трудовой деятельности.
Источники формирования финансовых ресурсов на уровне домохозяйств:
Источники формирования финансовых ресурсов на уровне хозяйствующих субъектов:
Характерной особенностью данного этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства, которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов.
Таким образом, именно физические и юридические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества.
Вторым этапом является первичное распределение финансовых ресурсов между непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые результаты деятельности юридических и физических лиц.
Источники формирования финансовых ресурсов на уровне государства:
Инструментом служит налоговая система, полностью организуемая специальными финансовыми органами государства в лице налоговых служб.
В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две задачи:
Оставшаяся
в распоряжении физических и юридических
лиц часть созданных ресурсов
распределяется ими самостоятельно
в децентрализованном порядке и
направляется на удовлетворение собственных
нужд производственного и
Третий этап – перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных, региональных и местных финансов. На этом этапе мобилизованные в принудительном и добровольном порядке финансовые ресурсы централизованно распределяются государством через бюджетные фонды разных уровней. Характерно, что небольшая часть собранных средств потребляется непосредственно государством в лице его органов управления. Основная часть возвращается на уровне конкретных физических и юридических лиц в форме оплаты государственных заказов, бюджетных дотаций, субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий и других выплат социального характера.
В зависимости от сферы образования и их источников финансовые ресурсы можно подразделить на две группы: централизованные (государственные) и децентрализованные (финансовые ресурсы первичных хозяйственных звеньев) (рис. 2).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Таким образом, финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1)
средства, аккумулируемые в
2) средства внебюджетных фондов;
3)
ресурсы, получаемые самими
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:
Государственные расходы – затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.
Финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях срочности, возвратности и платности. Расходы государства финансируются в основном за счет доходов общества, которые концентрируются в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.
Расходы государственного бюджета - это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов:
Информация о работе Финансовые ресурсы общества. Источники формирования и направления использования