Финансовые ресурсы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы объясняется тем, что эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство. В условиях рынка состояние финансов предприятий интересует непосредственных участников экономического процесса.
Основной поставленной задачей деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........4
1 Понятие финансовых ресурсов…………….…………………………….....…6
2 Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов……………………………………………...............…....17
2.1 Источники формирования централизованных финансовых ресурсов…..17
2.2 Источники формирования децентрализованных финансовых ресурсов..19
3 Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов..............................................................………………………………....21
Заключение…………………………………………………............................…29
Список использованных источников……………………….……………….....30

Работа содержит 1 файл

Готовая.docx

— 66.48 Кб (Скачать)

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны  с уровнем развития производства: чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем  больше размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов.

Основой увеличения финансовых ресурсов является рост и совершенствование  производства.

Разграничим понятия финансовые ресурсы и финансовые средства. Финансовыми  средствами называются средства, которые  немедленно могут быть использованы предприятием как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие  средства целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности. Например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными  деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами.

Финансовые же ресурсы - более  емкое понятие, включающее наряду с  финансовыми средствами (для обеспечения  текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть  получены при необходимости (либо в  перспективе, либо с некоторым дисконтом  от реализации активов предприятия). Данное положение исходит из того, что, деятельность предприятия не ограничивается текущим временем и может быть спланирована на перспективу. Кстати, в понятие "ресурс" уже заложена определенная предназначенность. В  данном случае ресурс обеспечения производственной деятельности и если мы говорим о  повторяющихся циклах производства, то - источник финансирования воспроизводственной  деятельности предприятия (здесь имеется  ввиду и перспективная деятельность субъекта хозяйствования), что предполагает учет всевозможных ресурсов.

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Усовершенствование финансовых отношений – главное условие функционирования рыночной экономики.

Финансы – инструмент рыночной экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Финансы как научное понятие  обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Распределение и перераспределение  стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Субъектом государственных  финансовых ресурсов является само государство. Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы выступают  материальными носителями финансовых отношений. Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов. Таким образом, финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций  возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.

Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных  средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения.

Принципиальное различие между источниками собственных  и заемных средств кроется в юридической причине — в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Признаки финансовых ресурсов:

1. всегда являются денежными  средствами, но не все денежные  средства являются финансовыми  ресурсами.

2. финансовые ресурсы  всегда имеют собственника или  лицо которое распоряжается ими.

3. целевая направленность то есть конкретное использование финансовых ресурсов на определенные цели (расширение воспроизводства, материальное стимулирование, социальные нужды, оборудование, управление и тд.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Источники   формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов

2.1 Источники формирования  централизованных финансовых ресурсов

Централизованные финансовые ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального  богатства, поступлений от внешней  экономической деятельности, находящиеся  в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на расширение воспроизводства и удовлетворение других общегосударственных потребностей.

       Государственный бюджет - самый значительный из всех общегосударственных фондов. Объем его доходов и расходов постоянно растет, что связано с объективными экономическими процессами и прежде всего с ростом ВВП, а так же с девствующим в конкретном государстве законодательством. Другая часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов является основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический уровень.

      Если децентрализованные финансовые ресурсы являются главной формой обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

      Источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды (фонд социальной защиты населения, дорожный фонд, фонд занятости и др.).

     Централизованные финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет использования средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т. д. Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей и др.)

 Размер аккумулируемых  финансовых ресурсов, а именно  части ВВП, характеризуется показателем  «уровень централизации финансовых  ресурсов». Он устанавливается  ежегодно при разработке БНП  в процентах от ВВП. Характеризуется  следующими данными:

2008 - 47,7%

2009 - 46,1%

2010- при плане 44,7%, фактически - 48,8%

2011 - по плану 46,4%

Основные виды централизованных финансовых ресурсов:

- налоговые доходы

- неналоговые доходы, уплачиваемые юридическими и физическими                      лицами

- взносы по государственному  социальному страхованию

 В составе централизованных  финансовых ресурсов основную  долю занимают налоговые доходы. По консолидации бюджета на 2011 год, эта группа составляет 72,1%, а в составе этой группе наибольшую долю составляют НДС (30,7%), но без учета средств ФСЗН и средств государственных целевых бюджетных фондов.

 Кроме того, налог на  доходы и прибыль (13,2%) приносит  большую прибыль, подоходный налог  с ФЛ (10,2%), акцизы примерно 10%.

 Доходы от внешней  экономической деятельности, запланированы  примерно 21%, не налоговые доходы по плану на 2011 год 4,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Источники формирования децентрализованных финансовых ресурсов

 

  Чистый доход в составе валового внутреннего продукта (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения части ВВП, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т. е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса, проведение мероприятий по охране природы и т. д. Осуществление этих затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс элементов общественного труда и их расширенного воспроизводства.

  Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства второго элемента совокупного общественного продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на обеспечение социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т. п.

 Второй по величине  источник формирования децентрализованных  финансовых ресурсов — амортизационные  отчисления — образуется за  счет стоимости основных производственных  фондов. Учитывая долговременный характер замещения изношенных основных фондов, амортизационные отчисления в отличие от других элементов финансовых ресурсов несут в большей мере функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через долговременный период, то и замещение их происходит на принципиально новой технической основе (амортизационный фонд выступает не как источник простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технико-технологической основе бессмысленно).

 Амортизационные отчисления  совместно с другим основным  источником, частью чистого дохода  становятся важным источником  расширенного воспроизводства. Эти  денежные средства направляются  на новое строительство, реконструкцию,  расширение и модернизацию действующих  основных фондов, приобретение более  производительного оборудования  и современных технологий, что  соответствует сложившейся практике  использования средств амортизационного  фонда. В результате долговременного характера замещения основных фондов происходит отрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Безусловно, в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.

 Источниками формирования  децентрализованных финансовых  ресурсов являются также экономия  от снижения стоимости строительно-монтажных  работ, выполняемых хозспособом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.

 В формировании децентрализованных  финансовых ресурсов участвуют  заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская  задолженность, средства, полученные  от выпуска акций, операций  с другими ценными бумагами, и  др.).

 Осуществление перечисленных  затрат за счет использования  децентрализованных финансовых  ресурсов позволяет обеспечивать  денежными средствами процесс  расширенного воспроизводства на  микроуровне. Такой порядок осуществления  воспроизводственного процесса  является объективным и независимым  от форм собственности. Другое  дело, что субъективизм может  иметь место в пропорциях распределения  децентрализованных финансовых  ресурсов между элементами ВВП,  относящихся к компетенции властных  структур, которые могут ускорять  процессы развития производства  и замедлять их. В условиях  рыночных отношений пропорции  распределения этих финансовых  ресурсов должны определять сами  хозяйствующие субъекты. В дореформенный  период в нашем государстве  порядок формирования децентрализованных  денежных фондов финансовых ресурсов, создаваемых у хозяйствующих  субъектов, довольно жестко регламентировался  государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).

Информация о работе Финансовые ресурсы государства