Финансовые ресурсы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:32, реферат

Описание работы

Фонды финансовых ресурсов. Основные направления использования финансовых ресурсов государства. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая 2.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

 

    3.1..Основные направления использования финансовых ресурсов:

    1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий). Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование НИОКР.

    2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.

    3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.

          Финансовое планирование - один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.

          Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование  на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей

3.2 Проблемы эффективности использования финансовых ресурсов

Говоря о финансовых ресурсах государства, мы говорим прежде всего о распределении государственных доходов и целевых внебюджетных фондов. Поэтому проблема эффективности распределения финансовых ресурсов - это проблема управления государственным бюджетом в наибольшей степени.

В учебной и научной литературе очень часто говорится о функциях бюджета. Но бюджет государства, как и любого экономического субъекта, отражает намерения и решения своего «хозяина». Поэтому правильнее говорить не о функциях бюджета, а о финансово-экономических функциях государства, которые и проявляются при составлении и исполнении бюджета. Да и в реальной жизни бюджет - это просто документ, содержащий текст закона, принятого соответствующим уровнем власти. В этом документе отражены функции государства, и он способствует выполнению этих функций, но приписывать какие-то самостоятельные функции самому бюджету, видимо, не следует, чтобы избежать ненужных сложностей.

Другими словами, бюджет -- главное орудие в руках государства при проведении им финансово-экономической политики. В зависимости от решений, принимаемых государством, меняется объем и структура бюджета.

Использование бюджета как средства управления экономическим и социальным развитием и потому, что он является одним из главных экономических макро показателей в любой стране. Разработаны международные правила расчета и включения его данных в систему национальных счетов, рекомендованную ООН для всех стран. Одна из основных характеристик бюджета -- это его доля во всех доходах (расходах) общества. Под доходами (расходами) общества обычно понимается валовой внутренний продукт (ВВП). Методика расчета этого показателя хорошо отработана, и увязка бюджета с его величиной позволяет точно судить о мере воздействия государства на экономические и на другие социальные процессы, происходящие в обществе. Обычно сравниваются с ВВП расходы бюджета, так как наиболее часто встречающимся соотношением между доходами и расходами бюджета является превышение расходов над доходами.

Можно назвать некоторые направления финансовой (бюджетно-налоговой) политики, которые могут способствовать экономическому росту. В расходах бюджета и внебюджетных фондов велика доля заработной платы и других выплат населению. За счет этих доходов формируется существенная часть платежеспособного спроса. В рыночной экономике именно платежеспособный спрос дает импульс развитию производства. Речь идет о заработной плате работников бюджетных учреждений. Это не только чиновники из аппарата, но и сотрудники сферы образования, воспитания, науки, армии, правоохранительной системы и т.д. Сюда же входят расходы на заработную плату, содержащиеся в государственных заказах на производство военной и другой продукции, а также в дотациях, кредитах, ссудах за счет бюджета. Нынешние внебюджетные социальные государственные фонды так же в основном состоят из денежных выплат населению, кроме медицинского обслуживания. Государство очень существенно влияет на объем платежеспособного спроса населения и, конечно, должно использовать эту возможность.

Бюджетная политика, безусловно, может способствовать экономическому росту и финансовому оздоровлению хозяйства, и эти возможности должны быть использованы. При этом речь должна идти не только о расходной, но и о доходной стороне бюджета. Ведь система сбора доходов бюджета существенно влияет на поведение экономических субъектов, от ее построения во многом зависит получение государством необходимого ему объема финансовых ресурсов. Правовая база сбора государством нужных ему средств должна решать множество очень сложных и тонких задач. Главная из них - оптимальное сочетание формирования нужных обществу ресурсов с сохранением действенных стимулов для всех экономических субъектов, занятых созданием продукции и доходов. Бюджет создает экономическую базу для функционирования государства, но он же является важнейшим средством регулирования экономического развития со стороны государства.

Для Беларуси проблема эффективности использования также имеет ряд проблем. Поэтому финансовый механизм в современных условиях призван:

а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь;

б) обеспечить экономическое регулирование в условиях действия общегосударственного рынка многоуровневой экономики.[14, с. 97]

В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:

1. Развитие многообразных форм финансовых отношений.

2. Обеспечить развития инициативы всех форм хозяйственной деятельности.

3. Использование эффективных финансовых рычагов стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов.

4. Развитие конкуренции товаропроизводителей.

5. Повышение эффективности общественного производства

6. Привлечение иностранных инвестиций.

7. Образование свободных экономических зон

8. Расширение финансового рынка

Изменяются методы финансового воздействия на развитие национальной экономики и социальной сферы. Современный финансовый механизм предполагает дальнейшее ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования в социально-культурной сфере.

При разработке годовых бюджетов Правительство Республики Беларусь акцентирует внимание на:

- обеспечение низких темпов инфляции;

- сокращение налоговой нагрузки на юридических лиц в целях стимулирования производства;

- укрепление доходной части бюджета;

- усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций.

Основным рычагом государственного финансового регулирования являются налоги. Поэтому большое значение в Республике Беларусь в современных условиях уделяется совершенствованию налогового финансового механизма.

Налоги необходимы, так как для государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Кроме того, от того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Высокий уровень, частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения отрицательно влияет на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. [13]

Обязательным элементом рыночных отношений выступает финансовый рынок, который является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства. Расширение финансового рынка в Республике Беларусь - одно из направлений совершенствования финансового механизма.

В Республике Беларусь выделяется финансовый механизм республиканских и местных органов власти и управления. Каждое звено финансового механизма содержит определенные элементы (мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.) имеющие количественную (проявляется в сумме финансовых ресурсов, проводимых тем или иным звеном финансового механизма) и качественную (связана с тем, каким образом осуществляется формирование финансового ресурса, как происходит их движение к использованию) определенность.

Функционирование финансового механизма характеризует 2 метода финансового воздействия на развитие экономики:

1.Финансовое обеспечение (реализуется посредством установлением системы, которая может осуществляться в нескольких формах (самофинансирование, кредитование, безвозвратное финансирование).

2.Финансовое регулирование (установление государством определенных правил формирования фондов денежных средств и их использование). Финансовое обеспечение и финансовое регулирование взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовое планирование и прогнозирование - это планирование и прогнозирование позволяет обеспечивать взаимоувязку результатов, заданий и показателей в финансовой сфере, как на уровне централизованных финансов (бюджета), так и на уровне децентрализованных финансов (субъектов хозяйствования).

Финансовое прогнозирование - система научных разработок о возможных направлениях движения финансовых ресурсов, их объеме в прогнозном периоде, предвидении как позитивных, так и негативных моментов финансовых рисков при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Финансовое планирование - определяет реальные пути показателей, задания финансовой деятельности, дает их обоснование и определяет последовательность решения задач, а также наиболее приемлемые в данных условиях формы и методы финансовых отношений.

Финансовое планирование может быть:

- директивным (утвержденный государством набор определенных заданий в области финансов).

- индирективным (фиксируется широкий круг экономических регуляторов, налогов, процентов, цен и т.д.),

- регулятивным (предполагает активное сочетание плана и рыночных отношений),

- индикативным (определение лишь общих ориентиров финансовой деятельности с предоставлением широких возможностей самим предпринимателям).

Таким образом, можно отметить, что проблема накопления-распределения финансовых ресурсов сегодня является весьма актуальной. Основная проблема - это неустановившаяся система правильных финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования. В Беларуси к примеру наряду с отмеченными проблемами существует проблема финансовых рынков. Как известно, в Беларуси фондовый рынок начал развиваться лишь недавно.

3.3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства