Финансовые прогнозы: виды, сфера применения, роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой является выявление видов, сферы применения и роли финансовых прогнозов
Для достижения поставленной цели в курсовой решаются следующие задачи:
выяснить сущность и виды финансовых прогнозов;
рассмотреть способы и методы разработки финансовых прогнозов;
определить проблемы прогнозирования государственных финансов на современном этапе в России.

Содержание

Введение

3
1

Сущность и виды финансовых прогнозов

1.1

Основные классификации и области применения

5
1.2

Функции и задачи финансового прогнозирования

11
2

Способы и методы разработки финансовых прогнозов

12
3

Проблемы прогнозирования государственных финансов в России на современном этапе

18

Заключение

23

Список литературы

25

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая (2)1.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Для расчета  финансовых показателей используют следующие методы:

  • Математическое моделирование
  • Эконометрическое прогнозирование
  • Экспертные оценки
  • Построение трендов и составление сценариев
  • Стохастические методы

 

 

 

 

 

    1.  Функции и задачи финансового прогнозирования

 

Главные функции  финансового прогнозирования:

  • научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
  • оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;
  • выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.[ 7, с 94]

Задачами финансового прогнозирования являются:

  • увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
  • определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
  • обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

определение и оценка финансовых последствий  принимаемых органами государственной  власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.[23, с 108]

 

 

2. Глава. Способы и методы  разработки финансовых прогнозов.

 

Долгосрочные  прогнозы развития России

В послесоветские десятилетия, в обстановке коллапса и хаотичной трансформации экономической системы, интерес к долгосрочному прогнозированию в России был утерян, и только в последнее время стала осознаваться потребность во всесторонней взвешенной оценке перспектив отечественной экономики. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук представляет первый долгосрочный прогноз, разработанный в новых экономических условиях.

Долгосрочный прогноз  в течение почти двух десятилетий советского периода оставался главным выходным продуктом научного коллектива Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет и соответствующий долгосрочный прогноз являлись важнейшим предплановым документом, обосновывающим приоритетные направления экономической политики. В дальнейшем в условиях хаотичной трансформации экономики России интерес к долгосрочному прогнозированию был утерян, и только сейчас, после нескольких лет восстановительного подъема, вновь возникла потребность в оценке долгосрочной перспективы экономического развития страны. Назрела необходимость использовать накопленный опыт долгосрочного прогнозирования, рассмотреть не только возможные альтернативы, но и проблемы современного экономического развития России через призму будущего.[8, с 50]

Решение Правительства  и связанное с ним поручение  о разработке Министерством экономического развития РФ с участием Российской академии наук долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации стало дополнительным стимулом для поведения такого рода исследования.

Результаты, достигнутые  российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на 68%, промышленного  производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно – это в лучшем случае повторение результата 1990 года, т.е. результата шестнадцатилетней давности. Между тем остальной мир все эти 16 лет не стоял на месте.

Даже развитые страны, темпы роста которых относительно невысоки, продемонстрировали рост не менее чем на 60%. Этот накопленный разрыв – один из главных вызовов современной российской экономике. Ликвидация этого разрыва – одна из важнейших задач, стоящих перед нашим государством в рамках долгосрочной стратегии развития.

При этом содержательно проблема состоит не столько в ликвидации разрыва с развитыми странами, сколько в решении огромного перечня острейших социальных и экономических проблем один из ключевых вопросов современной экономической ситуации состоит в объяснении причин и факторов высокой динамики российской экономики в 2000-2006 гг. Общепризнанно, что важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор – динамичный рост мировой экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли эти факторы большую часть экономической динамики или же их совокупное воздействие достаточно ограничено.

Результаты факторного анализа показывают, что рост экспорта, вызванный благоприятной внешней  конъюнктурой, обеспечивал 4 и более процентных пункта прироста в 2002-2004 гг. (см. табл.1). Но уже в 2005 г. вклад экспорта в экономический рост значительно снизился. Снижение роли экспорта в экономическом росте в 2005-2006 гг. было отчасти компенсировано увеличением вклада потребительского и инвестиционного спроса.

В то же время возникает  вопрос, в какой мере импульс внутреннего  спроса сможет и в дальнейшем компенсировать относительное ухудшение внешнеэкономической  конъюнктуры, каковы в принципе основные тенденции и каковы возможности российской экономики по ускорению экономического роста.[10, с 166]

Приходится констатировать, что базовые тренды и соотношения, связанные с формированием конечного  спроса и определяющие в итоге  динамику ВВП, имеют понижательный  характер.

  • Динамика экспорта в связи с ограниченными возможностями сырьевых отраслей существенно замедлилась и, при сохранении структуры экспорта, эта тенденция может только усилиться. Согласно прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ темпы роста экспорта углеводородов к 2010 г. снизятся (в среднем) до менее одного процента в год.
  • Потребление населения демонстрировало в последние годы чрезвычайно высокую и даже ускоряющуюся динамику. В то же время эта динамика в значительной степени опиралась, во-первых, на дополнительные доходы экономики связанные с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а во-вторых, на бурное развитие системы потребительского кредитования. Позитивное воздействие этих факторов на динамику потребления и экономический рост в среднесрочной и долгосрочной перспективе в существенной мере утрачивается.
  • Несмотря на определенный рост инвестиций, в последние годы доля накопления в ВВП остается на достаточно низком уровне – порядка 18%. Сохранение такой нормы накопления в условиях неизбежного роста капиталоемкости означает неизбежное замедление экономического роста.
  • Государственное потребление как в силу проводимой финансовой политики, так и вследствие замедления роста доходов бюджета, не в состоянии выполнить роль акселератора экономической динамики.
  • Опережающий (по сравнению с динамикой производства) рост импорта является наиболее мощным негативным фактором экономической динамики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

Высокая и даже ускоряющаяся динамика внутреннего спроса сигнализирует о том, что экономика стремится расти гораздо быстрее - на уровне 10-11% в год, однако ей это не удается. Достаточно интенсивный внутренний спрос последних лет не может трансформироваться в адекватную динамику внутреннего производства (см. рис. 2) именно в силу чрезмерно быстрорастущего импорта.

Помимо рассмотренных  выше макро тенденций, действующих  в сторону снижения потенциальной  экономической динамики, существуют также целый ряд значимых барьеров и ограничений, без преодоления  которых невозможно конструктивное решение стоящих перед обществом проблем. К их числу относятся:

· отсутствие эффективной  системы перелива капитала, не позволяющее  в условиях избытка финансовых ресурсов профинансировать развитие обрабатывающей промышленности;

· низкая заработная плата в производственной сфере экономики, препятствующая росту эффективности производства и распространению инноваций;

· общее технологическое  отставание российской экономики, не позволяющее  обеспечивать должную конкурентоспособность  продукции и услуг.[9, с 54]

При этом важно понимать, что данный сценарий по своей природе  всегда опирается на уже сложившиеся  тенденции, всегда исходит из того, что именно эти тенденции и  в будущем останутся доминирующими  и по этой причине всегда несколько  консервативен.

Анализ инерционного сценария чрезвычайно важен, поскольку, во-первых, он дает представления о долгосрочных последствиях развития в рамках инерции, а во-вторых, позволяет понять, какие механизмы и какого масштаба и структурного наполнения затраты необходимо задействовать, чтобы преодолеть ограничения роста.

Прогнозно-аналитические  исследования и расчеты показывают, что совокупное понижательное воздействие  макроструктурных факторов, определяющих трендовую динамику со сторон конечного  спроса, достаточно значимо и оценивается нами на долгосрочную перспективу в 1.5 – 2.3 процентных пункта снижения темпов роста ВВП по сравнению с достигнутым в настоящее время уровнем (6.7%).

Эта общая оценка включает:

· 0.2 – 0.4 процентных пункта вследствие замедления сырьевого экспорта;

· 0.5 – 0.8 процентных пункта как результат замедления динамики мировых цен на сырьевые ресурсы;

· 0.3 – 0.5 процентных пункта вследствие замедления динамики потребительского кредитования;

· 0.5 – 0.6 процентных пункта как следствие опережающего роста импорта

Таким образом, в рамках инерционного сценария неизбежно на интервале 2007 – 2030 гг. постепенное снижение темпов экономического роста до 4.4-5.2% в год.

При такой динамике роста  возможности решения актуальных социально-экономических задач становятся весьма ограниченными. В результате масштабы разрывов в экономике России - по дифференциации доходов, по уровню экономического развития регионов, по технологическому состоянию различных секторов экономики - останутся практически неизменными. Это означает, что задачи развития в рамках данного сценария решены быть не могут.

Следует подчеркнуть, что  принятая здесь гипотеза возможного негативного воздействия опережающего роста импорта на динамику ВВП  является весьма умеренной. В действительности в последние полтора-два года наблюдается значительное увеличение эластичности импорта по темпу укрепления рубля. Это приводит к тому, что даже при замедляющемся укреплении рубля импорт ускоряется. Между тем ускорение импорта по отношению к динамике ВВП на 1 процентный пункт эквивалентно снижению темпа роста ВВП на 0.3 процентных пункта.

Таким образом, приведенная  выше вероятная оценка экономической  динамики в рамках инерционного варианта развития отражает, скорее, верхний  диапазон инерции. Нижняя граница диапазона инерции оценивается нами в 3.5-4.0% роста ВВП к концу прогнозного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Глава. Проблемы  прогнозирования государственных  финансов в России на современном  этапе.

 

Как таковой  системы финансового прогнозирования  на макроэкономическом уровне в РФ не существовало. Это объективно объясняется следующими факторами: статистические концепции были не адаптированы к изменениям, связанным с переходом от плановой системы к рыночной экономике, малая база данных макроэкономических эмпирических параметров, отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие государственного финансирования на создание института финансового прогнозирования. Эти и, возможно, многие другие факторы препятствовали созданию государственного института прогнозирования. Поэтому инициатива создания института прогнозирования должна была прийти извне, что в итоге и произошло.

Инициатором создания института социального и экономического прогнозирования стала программа  Европейского союза – ТАСИС «  Долгосрочный научный прогноз экономического и социального развития. » Этот проект стартовал 8 апреля 1998 г. и был завершен 12 августа 2000г. Донорские услуги предоставило Европейское Экономическое Общество на общую сумму 1135265 USD

В рамках этого  проекта ТАСИС по « Долгосрочному  научному прогнозу экономического и социального развития» Министерством финансов и Центром экономических и социальных реформ была сформирована Группа оценки и планирования политики (ОПП). Группа ОПП призвана заниматься долгосрочными вопросами экономики страны и разрабатывать предвидения, касающиеся развития экономики и общества. В соответствии с Техническим заданием, группа ОПП получила аналитические рамки для оказания содействия в построении сценариев и анализе экономической политики или, другими словами, систему, предназначенную для долгосрочного прогнозирования.[11, с 35]

Система прогнозирования  не может учитывать все определяющие факторы, постулированные с помощью  теорий. Необходимо принять во внимание проблемы, связанные с наличием данных. Работающая модель не может быть слишком сложной. Тем не менее, она должна охватывать важнейшие факторы и учесть следующие связи:

  1. Связи с тем, что РФ является малой открытой экономикой, следует принимать во внимание взаимодействия с глобальной экономикой и влияние международной конкурентоспособности;
  2. В силу того, что РФ относится к развивающимся странам, капитал становится основным сдерживающим фактором  для роста и повышения производительности;
  3. Будучи развивающейся страной, в случае роста экономики РФ столкнется с тем, что ее производственные функции, отраслевая структура и позиции значительно изменятся;
  4. В любой экономике существуют сильные связи между производительностью, уровнем дохода и уровнем и структурой спроса, которые изменяются посредством фискальной и экономической политики.

Информация о работе Финансовые прогнозы: виды, сфера применения, роль