Финансовые аспекты вступления Российской Федерации в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……....……………………………………………..4
Глава 1. Характеристика ВТО………………………………………….4
1.1 История ВТО…………………………………………………………...4
1.2 Структура и функции ВТО……………………………………………8
1.3 Основные цели и принципы ВТО……………………………………11
1.4 Преимущества торговой цели ВТО………………………………….13
Глава 2. Россия и ВТО……………………………………………….….19
2.1 Вступление России в ВТО………………………………………...….19
2.2 Последствия вступления России в ВТО: за или против?..................25
2.3 Что получат другие страны от вступления России в ВТО?..............33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….39

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
  • международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
  • возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
  • защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы стандарты, правила сертификации и т.п.);
  • получение лучших в сравнении с существующими, недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

     Однако не следует забывать, что при вступлении России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.

     Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики главным образом из-за снижения экспортных пошлин, отрывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%.      Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Поэтому сегодня отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов и усилить свои бизнесы, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой. Рассмотрим, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний. К сильным сторонам резидентов относятся:

  • Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.
  • Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.
  • Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от предков ни одной стране мира.
  • Дешевые научные специалисты, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не для, а во имя доказательства превосходства социалистической системы.
  • Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, они составляют 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии «вредное» производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги. Преимущества нерезидентов:
  • Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Люди там рачительные, они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово - заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами.
  • Применение современных производственных и управленческих технологий.
  • Превосходство в производительности труда. Использование новейших технологий приводит к четырехкратному (в среднем) превосходству американских компаний над российскими в производительности труда.
  • Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.

     Основная причина превосходства развитых иностранных компаний - использование современных производственных и управленческих технологий. Поэтому необходимо рассмотреть возможность ликвидации отставания отечественных предприятий в данной сфере. Внедрение современных производственных технологий требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия непрозрачны и малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов, поскольку не гарантирована их возвратность. Поэтому для получения инвестиций на модернизацию производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным. Достичь этого можно с помощью внедрения в них современных управленческих технологий, которые не столь затратные и могут дать не меньший экономический эффект, чем производственные технологии, потому что обеспечивают более рациональное использование финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому, применив их в своей практике, российские предприятия смогут значительно приблизиться к эффективности западных компаний и повысить свои шансы на успех после прихода на наш рынок предприятий-ветеранов, которые десятки и сотни лет выживают в жестокой борьбе на суровом капиталистическом рынке, и будут конкурировать, прежде всего, друг с другом за наш рынок сбыта. После вступления России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться, поскольку международные инвесторы окажут давление на президента России и заставят его обеспечить их безопасность, потому что сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он вынужден будет начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой обесценивание административного ресурса, и бизнесы, основанные на административном ресурсе, станут слабеть. Поэтому придется учиться работать с "парадного крыльца" - на равных конкурировать на рынке.

     Рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты предложат высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся менее грамотным специалистам. Кроме того, грядет подорожание энергетических ресурсов. Это и условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики. Лучшие научные умы тоже потянутся к нерезидентам - и не за зарплатой, она их мало интересует, они соблазнятся инвестициями в научные разработки, потому что главное для них - не личное благополучие, а реализация своих идей. В России денег на науку нет, потому что мы не научились на ней зарабатывать. А вот на     Западе ситуация противоположная. Нерезиденты предложат финансирование нашей науки, предварительно купив ее. Экологические требования усугубятся, потому что законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами. Иными словами, наши сильные стороны будут нивелироваться, а преимущества нерезидентов начнут выходить на первый план и станут решающим фактором успеха на новом международном российском рынке. Иностранные компании переместят производство в Россию, принесут самые современные технологии и будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Это даст им возможность получить огромное конкурентное превосходство. А наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов позволит им быстро развернуть свои бизнесы. Одно крупное российское предприятие, производящее осветительные приборы (не будем приводить его название), несколько лет назад провело исследование и сравнило свою производительность труда с аналогичным предприятием концерна Philips. Результаты ошеломляющие - производительность труда оказалась ниже в 17 раз! Осталось только представить, как после вхождения России в ВТО концерн Philips строит рядом с этим предприятием свой завод и получает доступ к тем же дешевым ресурсам... "Если это произойдет, нам можно расходиться по домам", - констатировали специалисты отечественного предприятия.

     В настоящее время мы значительно отстаем от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не можем конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с нерезидентами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента. Важно не упустить время. Тем не менее необходимо отметить, что очевидна выгода свободной торговли для потребителя ведь это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния. 
Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности. Этот факт позволяет надеяться, Россия больше выиграет от вступления в ВТО, чем потеряет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

2.3 Что получат другие страны от вступления России в ВТО? 

     Несмотря на формально оптимистичные заявления, лидеры делового сообщества и чиновники из США, Евросоюза и ВТО совсем не считают вступление России в организацию предрешенным.

     Если она вступит, ей, возможно, будет непросто соответствовать требованиям ВТО, полагают они. Среди прочего, осложнения могут вызвать таможенный союз России с Казахстаном и Белоруссией, высокие пошлины, споры из-за оценки импортируемых товаров и коррупция.

     «Деловое сообщество по-прежнему настроено скептически», - считает Анка Шильд (Anka Schild), аналитик базирующегося в Брюсселе альянса предпринимательских объединений Business Europe.

     Вопрос о членстве России крайне важен для мировой торговли, так как эта страна остается единственной в мире крупной экономикой, не связанной ограничениями, которые ВТО накладывает на импортные пошлины, и не участвующей в общей правовой системе разрешения торговых споров.

     По мнению западных чиновников, Россия, ВВП которой в 2010 году составил 1,48 триллиона долларов при положительном сальдо торгового баланса, достигающем 137 миллиардов долларов и уступающем лишь китайскому и германскому, стала бы намного более привлекательным рынком, будь она более открытой.

     Россия формально считается кандидатом на вступление в ВТО с момента создания организации – то есть с 1995 года. Однако Москва никогда не прилагала больших усилий, чтобы добиться членства в организации, так как ее основные предметы экспорта – нефть и газ – не облагаются пошлинами, а сокращение ее собственных импортных пошлин могло бы угрожать производству и рабочим местам.

     Сейчас, по словам российских чиновников, ситуация изменилась, так как стране отчаянно необходимо плотнее интегрироваться в глобальную экономику. Иностранным инвесторам нужны дополнительные гарантии. «Без доступа в ВТО возникают трудности с модернизацией и инновациями», - заявил в прошлом году в Брюсселе вице-премьер Игорь Шувалов.

     Иностранные компании с энтузиазмом смотрят на открывающиеся перспективы. У производящей потребительские товары фирмы Procter & Gamble в России четыре завода и 4000 сотрудников, и она импортирует в страну сырье и ингредиенты. «Рыночные барьеры станут значительно ниже», - говорит директор Procter & Gamble по вопросам международной торговли Скотт Миллер (Scott Miller). Пошлины, по его мнению, также снизятся и станут более «предсказуемыми».

     Компания Boeing также выиграет от членства России в ВТО. Если Россия вступит в организацию, она, как ожидается, в ближайшие два десятилетия может купить более 1000 новых коммерческих самолетов, пошлины, на ввоз которых должны упасть с 20% до 7,5%.

     Следует также учитывать политические проблемы. Право вето есть у каждой из153 стран-членов ВТО. Например, как ранее в этой работе упоминалось, Грузия, в 2008 году воевавшая с Россией, может заблокировать ее вступление, хотя утверждает, что не будет этого делать. Есть и другие осложняющие дело факторы. Американский      Конгресс так до сих пор и не отменил закон 1974 года, повышавший пошлины для России в ответ на ограничение еврейской эмиграции. Москва, в свою очередь, до сих пор не отменила плату за пролет иностранных самолетов над Сибирью.

Информация о работе Финансовые аспекты вступления Российской Федерации в ВТО