Финансовое регулирование территориального развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:00, доклад

Описание работы

В рамках первой группы исследуемых проблем рассматриваются общетеоретические и финансовые основы государственного регулирования экономики. Это диктуется, с одной стороны, необходимостью углубленной разработки теоретико-методологической базы целесообразности централизованного вмешательства государства в территориальные процессы по реализации в рамках рыночной экономики тех функций, которые в принципе не могут быть реализованы, либо выполняются с меньшим эффектом для общества с рыночной организацией.

Работа содержит 1 файл

финрегулировтерразвития.doc

— 150.50 Кб (Скачать)


 

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ.

В рамках первой группы исследуемых проблем рассматриваются общетеоретические и финансовые основы государственного регулирования экономики. Это диктуется, с одной стороны, необходимостью углубленной разработки теоретико-методологической базы целесообразности централизованного вмешательства государства в территориальные процессы по реализации в рамках рыночной экономики тех функций, которые в принципе не могут быть реализованы, либо выполняются с меньшим эффектом для общества с рыночной организацией. С другой стороны, они обусловлены потребностями повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности, способствующей формированию собственной доходной базы территорий, исходя из имеющегося ресурсного потенциала и факторов, модифицирующих содержание управления хозяйством в современных условиях.

В целях структурирования целей и задач финансового регулирования развития в диссертационной работе предложена совокупность методов, элементов и процессов обуславливающих социально-экономическое развитие территории. Территориальное развитие, с точки зрения автора, - это поступательная динамика натурально-вещественных и стоимостных форм движения финансовых ресурсов, их непрерывный кругооборот в целях обеспечения целостного функционирования всей территориальной системы, то есть системы взаимосвязи ее структурных элементов (природно-климатической, геополитической, экономической, финансовой, демографической, информационной и институциональной структуры территорий).

Использование системного подхода к раскрытию сущности финансового регулирования, позволило сделать вывод о том, что степень воздействия его должна отражать общественную продуктивность на определенный момент с учетом применения эффективных технологий и нормативно-правовой базы. Это обусловлено тем, что функционирование некоторых экономических сегментов непривлекательного для частного бизнеса в производстве товаров и услуг, а значит, рыночный механизм здесь не срабатывает ввиду отсутствия или искажения ценовых сигналов. Это, естественно, является сдерживающим фактором динамичного социально-экономического развития территорий, что обосновывает объективную потребность в производстве тех общественных товаров и услуг, которые потребляются всеми субъектами территориальной системы, но их производство не выгодно для частных предпринимательских структур. Действие закона спроса и предложения в этой ситуации иррационально с позиций совокупных интересов населения региона.

В ходе проведенного исследования сущности государственных финансов, в работе делается вывод о том, что процесс формирования и использования финансовых ресурсов через государственные централизованные и децентрализованные денежные фонды и влияние государства на структуру совокупного потребления, смягчает амплитуду циклических колебаний территориальной экономики, оптимизирует структурное изменение регионального хозяйства. Такое косвенное регулирование темпов территориального развития свидетельствуют о том, что государственные финансы становятся частью управленческой системы и играют важную роль в регулировании функциональных параметров экономики территории.

В развитие традиционного представления о государственном регулировании сущность финансового регулирования территориального развития автору видится в реализации корректирующих свойств финансов. Это дает основание предположить, что финансовое регулирование территориального развития представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых рычагов в целях корректировки параметров социально-экономических показателей функционирования территорий.

По мнению автора, в качестве базовых категорий, определяющих процесс финансового регулирования территориального развития, выступают региональные (муниципальные) финансы, основным элементом которых является территориальный бюджет (система бюджетов субъекта Федерации, муниципальных образований), где обозначены источники формирования валового регионального продукта, а также институциональные (имущественные) права территориальных органов управления.

Проведенное диссертационное исследование дает основание утверждать, что регулирование становиться необходимым условием устойчивого роста территориальной экономики с их чрезмерно усложненной структурой и многообразием взаимосвязей, а финансовое регулирование территориального развития, основываясь на применении конкретных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и осуществления государственных (муниципальных) расходов, оказывает влияние на жизнедеятельность участников территориальной системы, их доходы и расходы. Они выступают как непосредственными объектами регулирования, так и методом или фактором регулирования. В соответствии с положениями экономической теории такое финансовое воздействие на экономику образует систему государственных регулирующих стабилизаторов.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования территориального развития, связана с установлением пропорций распределения накоплений и инвестиций, обеспечивающих максимально возможное на данном этапе удовлетворение потребностей экономики федерального, регионального и муниципального уровней. Это предполагает наиболее оптимальное сочетание личных, коллективных и публичных интересов, и отражает сочетание системы государственного финансового воздействия с работающим рыночным механизмом на территории.

Характерная особенность финансового регулирование территориального развития видится в том, что оно выступает только одним из ориентирующих начал развития территориальных процессов и не является альтернативой управления функционирующей территории. Именно поэтому направленность регулирующих импульсов не всегда сопровождается обязательным совпадением достигнутых и планируемых показателей территориального развития.

Вторая группа проблем посвящена систематизации, дополнению и уточнению методологических и методических основ построения системы финансового регулирования развития территорий по структурным элементам и обоснованию финансового механизма регулирования территориального развития.

Наиболее сложным в формировании финансового регулирования территорий является логическое и последовательное вычленение сфер и звеньев функционирующего механизма финансового регулирования территориального развития, как сложной системы. Направляясь в диссертационном исследовании от прагматически конкретных сторон и через обобщение частных свойств до абстрактных способов выражения их сущности, нами установлена взаимосвязь между такими понятиями, как территория, территориальное развитие, финансовое регулирование и процесс его организации. Применительно к финансовому регулированию территорий данное явление представляет собой организуемую государственными (муниципальными) органами управления деятельность по использованию финансовых отношений корректировке показателей оценки финансового состояния и уровня развития территории. Система финансового регулирования территориального развития предполагает функциональную упорядоченность элементов связей внутри данного явления, а способ взаимосвязи различных сторон его содержания характеризует механизм финансового регулирования территорий. Функционирование этого механизма предполагает последовательную смену состояний финансовой системы регулирования, процесс реализации конкретных регулирующих мероприятий. Таким образом, данный механизм рассматривается в диссертационной работе как комплекс одновременно и последовательно воздействующих видов и форм организации финансового регулирования, мер, методов, процедур и способов планирования и управленческих воздействий, направленных на реализацию стратегических целей и задач и обеспечивающих их достижение.

Финансовый механизм регулирования развития территорий представляет собой многоуровневую иерархическую систему взаимосвязанных элементов и групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т.п.), а также способов их взаимодействия, интеграции и дезинтеграции, в результате которых оптимизируются экономические интересы государства, субъектов хозяйствования, кредиторов (инвесторов) и населения соответствующей территории.

Характеристика элементов финансового механизма регулирования территориального развития представлено на рис. 1.

Рис. 1. Характеристика элементов финансового механизма регулирования развития территорий

Надо отметить, что операционная (текущая) деятельность территориальных органов управления является базовой. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами все остальные виды деятельности группы. Важно подчеркнуть, что инвестиционное и финансовое обеспечение способствуют интенсивности развития операционной деятельности, обеспечивая ее дополнительными источниками финансирования.

Организационно-методологические основы построения системы финансового регулирования развития территорий и их функциональная направленность непосредственно связаны, по мнению соискателя, с мерами прямого или косвенного финансового воздействия. Отсюда следует, что составляющие элементы финансового регулирования территориального развития формируются на базе государственного перераспределения стоимости.

Одним из параметрических показателей регулирования территориальной экономики по согласованию материально-вещест­венного и финансово-стоимостного состава воспроизводственного процесса является "финансово-хозяйственный комплекс". На его основе устанавливается равенство входных и выходных финансовых потоков, часть соответствия платежеспособного спроса и его обеспечена материального покрытия.

За исходную основу в анализе исследуемых в диссертационной работе проблем принят финансово-хозяйственный комплекс как совокупность имущественно-денежных средств, которые используются органами государственной (муниципальной) власти для решения задач устойчивого территориального развития. Опосредуя процесс перераспределения общественного продукта и национального дохода, этот комплекс обеспечивают создание государственных (муниципальных) фондов аккумуляционного характера и распределительного механизма в исполнении государством функциональных полномочий. Таким образом "финансово-хозяйственный комплекс" представляют собой финансово-денежные и имущественные средства конкретного национально-государственного или административно-территориального образования, используемых для финансового регулирования развития территорий.

Разработка организационно-методологических основ построения системы финансового регулирования развития территорий предполагает необходимость анализа институциональных резервов территориальной самостоятельности, сокращения трансакционных издержек финансового регулирования, повышения эффективного взаимодействия различных институтов контроля и аудита, а также совершенствования управления территориальными финансами. В составе институциональных органов входят территориальные налоговые и финансовые органы, органы управления имуществом, Федеральное Казначейство, Федеральная служба государственной статистики, органы судебной системы. В формировании собственных доходов территориального бюджета используются: финансовое право (в части его бюджетно-налоговой составляющей), налоговый потенциал и налоговое бремя. Они специфически отражают институциональное взаимодействие власти и собственности в процессе формирования территориальных доходов. Так, институт собственности, генерируя территориальные доходы, определяет возможности уплаты обязательных платежей.

Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние на процесс территориального развития оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованной (косвенной) форме регулирования, способствующей тому, чтобы распределение в обществе было справедливым, и в то же время не оказывающей резкого воздействия на развитие рынка, отнесено косвенное налогообложение. Среди смешанных форм финансового воздействия выделены местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

В качестве финансовых регуляторов социально-экономических и финансово-хозяйственных процессов выделяются в диссертационной работе также: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты государственных заказов); доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Применяемые в диссертационном исследовании методы финансового регулирования нельзя оценивать однозначно. По своей сути эти регуляторы относятся к экономическим способам государственного финансового воздействия и обладают свойствами совместимости с другими методами управления, а также гибкостью и экономичностью. Однако такие черты, как директивность и санкционированность, позволяют выделить в них принудительно-распределительные и командные черты, присущие административным методам воздействия.

Как известно, выявление закономерностей любого явления обеспечивается посредством структурирования его содержания. В качестве результата реализации идеи системности в диссертационной работе выступила функциональная упорядоченность элементов и интегративных связей финансового регулирования территориального развития. В работе предлагается структура системы финансового регулирования территориального развития, которая отражает совокупность сущностных параметров территориального уровня, целей, объектов, принципов, задач, субъектов, инструментария и мероприятий. Мотивационный механизм финансового регулирования развития территорий, его диапазон, характер и способы практического осуществления определяются условиями исторического развития, типом государственного устройства, сложившейся социально-экономической структурой общества, соотношением политических сил и иными факторами. Поэтому функционирование территориальной системы зависит от конкретных условий региона.

Информация о работе Финансовое регулирование территориального развития в России