Финансовое планирование предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть финансовое планирование предприятия и его совершенствование.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и цели финансового планирования;
изучить основные финансовые коэффициенты и показатели;
исследовать пути и проблемы совершенствования финансового планирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Финансовое планирование предприятия
1.1 Понятие и цели финансового планирования
1.2 Организация и процесс планирования
1.3 Финансовый план
Глава 2. Важнейшие финансовые коэффициенты и показатели
2.1 Производные относительные показатели
2.2 Показатели доходности
2.3 Затоваривание
Глава 3 Пути и проблемы совершенствования финансового планирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

2Финансовое планирование предприятия.doc

— 227.00 Кб (Скачать)
 

 

     Первичные относительные  показатели. Среди них прежде всего следует выделить возврат от вложенного капитала (окупаемость), который равен прибыли после налогообложения, поделенной на разность между общей стоимостью имущества и краткосрочными долговыми обязательствами и умноженной на 100%. Если подставить в формулу данные табл. 1, получим

    (48/276) х 100 = 17.4%

    Под вложенным капиталом понимается общая стоимость имущества (по рыночной цене) минус краткосрочные долговые обязательства. Существуют и другие определения, но для всех них отправной точкой является вышеизложенное. Отдача от вложенного капитала (ОВК) является важным показателем эффективности менеджмента.

    Норма прибыли характеризуется соотношением между чистой прибылью и объемом продаж. Этот показатель оценивает приемлемость продажных цен и эффективность производства. Он равен прибыли после налогообложения, разделенной на объем сбыта, умноженный на 100%, то есть

(48/400) х  100 = 12.0%

    Оборот  капитала. Этот показатель характеризует соотношение между объемом сбыта и вложенным капиталом, то есть оценивает степень, до которой чистые вложенные активы генерируют сбыт. Отметим, что этот показатель выражается как коэффициент, а не как процент. Если объем сбыта равен 400, а вложенный капитал — 276, то оборот капитала составит то есть каждая единица вложенного капитала обеспечила сбыт на 1,45 у.е.

400/276 = 1.45

    Соответствующий агрегатный первичный показатель равен норме прибыли, помноженной на оборот капитала:

12.0 х  1.45 = 17.4

    Соотношение оборотного капитала и суммы краткосрочных обязательств. Этот показатель увязывает объем действующего капитала и платежеспособность предпринимателя.

    
Оборотный капитал       192   3
—————————————— = ———— =
Краткосрочные обязательства       64   1
        

    Уровень ликвидности означает оценку способности фирмы к удовлетворению краткосрочных долговых обязательств. Определяется как отношение ликвидных фондов (т. е. оборотные фонды минус запасы) к краткосрочным обязательствам. Если ликвидные средства равны 120, а краткосрочные обязательства — 64, то уровень ликвидности составит[11, 391]

120/64 = 1.9 : 1.

2.1 Производные относительные показатели

 

    Оборот  запасов указывает на эффективность контроля запасов. Следует избегать чрезмерных запасов в целях препятствования неэкономичному связыванию действующего капитала. Вычисляется как соотношение издержек сбыта и среднего уровня запасов, то есть 

300/((88 + 72)/2) = 3.75 (раза, или примерно каждые 97 дней). 

    Средний период погашения покупательской задолженности указывает на уровень, в пределах которого потребители оплачивают продажу в кредит. Является мерой измерения эффективности кредитного контроля. Получается при делении дебетовой части счетов на средний ежедневный объем продаж: 

(100/400) х  365 = 91 (день) 

    Оборачиваемость кредитов вычисляется как соотношение между кредитовой частью счетов и издержек сбыта или закупок (если они известны). Полученное умножается на 365 дней: 

(64/384) х 365 = 60 (дней)

2.2 Показатели доходности

 

    Уровень доходности дивидендов — это уровень отдачи от обычных акций по отношению к их рыночной цене. Определяется как отношение дивиденда и рыночной цены акций, умноженное на 100%: 

(15/2.5) х  100% = 6% 

    Доходность акции — указание держателю обычной акции о возможном доходе, если бы вся достигнутая прибыль была распределена. Доход означает прибыль после налогообложения применительно к держателю обычной акции, включая любые преференциальные дивиденды и т. п.

    Доходность акции определяется как отношение между доходами от обычной акции и рыночной ценой акции, умноженное на 100%: 

(48 : 150)/2.5 х 100 = 12.8 % 

    Соотношение курса акции и  доходов оценивает число лет, в течение которых акция окупится (при неизменной рыночной цене).

    
       Рыночная цена        2.5    
—————————— = ———— = 7.8 (лет)
      Доходы от акции   48 : 150    
        

    Уровень «джиринга» капитала (Gearing) является показателем взаимосвязи между капиталом с фиксированными процентами (привилегированные акции и долговые обязательства) и обычными акциями. Компания с большим объемом обычных акций именуется низкоприводной, а компания с преобладанием капитала с фиксированными процентами — высокоприводной. Этот показатель определяется как отношение суммы привилегированных акций (если таковые имеются) и долговых обязательств к капиталу от обычных акций:

50/150 = 1 : 3

2.3 Затоваривание

 

    Затоваривание является проблемой, возникающей в  связи со слишком быстрым увеличением  сбыта. В конечном счете возникает  серьезный дефицит наличности, означающий, что требования по выплате зарплаты, налогов и долгов не будут удовлетворены.

    Типичным  примером является ситуация, когда  компания принимает дополнительные заказы. Это означает наем дополнительных рабочих или сверхурочные. В то же время необходимы дополнительные закупки сырья в кредит. Если производственный цикл достаточно продолжителен, то, несмотря на то что наличные будут выплачиваться более или менее последовательно, в рассматриваемый период может и не быть дополнительных поступлений средств. Дополнительно произведенная продукция будет продаваться без замедлении, но в определенных обстоятельствах может принять форму накопления запасов. В таком случае нехватка наличности может привести к снижению цен на продукцию в целях увеличения сбыта, но это скажется на прибыльности.

    Анализируя  ситуацию, показанную в отчетном балансе, очень важно обнаружить признаки затоваривания. Наиболее значимыми  из них являются следующие:

  • бизнес занимает гораздо больше времени, чем требуется для выплаты всех кредитов. Это не всегда просто обнаружить. Указателем может стать увеличение общих заимствований;
  • увеличение запасов без увеличения их оборачиваемости;
  • рост уровня заимствований до тех пор, пока доля заимствований по отношению к активам держателей акций не станет чрезмерной;
  • общая прибыль начинает уменьшаться;
  • любые неожиданные взлеты или падения различных показателей.

    Необходимо  напомнить, что лучше сравнить данные за три и более лет, чтобы исключить  вероятность случайных изменений  данных.

    Сравнения

    Внутренние сравнения

    Внутренние  сравнения должны делаться между  подразделениями и группами продукции. Однако во многих случаях такие сравнения  затруднительны, поскольку вложенный капитал и прибыль по каждому подразделению различны.

    Внешние сравнения

    Результаты  деятельности компании должны сравниваться с итогами конкурентов, хотя это и имеет ограниченную ценность по следующим причинам:

  • счета подготавливаются на основе длительного периода;
  • разные компании имеют различия в прибылях и издержках;
  • влияние различий в направлениях деятельности;
  • использование трансфертных цен между компаниями одной группы, обусловливающее несопоставимость данных.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    Наряду  с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:

  • высокая степень неопределённости на рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
  • незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;
  • отсутствие нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

    Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

    На  небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность  в финансовом планировании больше, чем у крупных. Малые фирмы  чаще нуждаются в привлечении  заёмных средств для обеспечения  своей хозяйственной деятельности, в то время, как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие- будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо.

    Для казахстанских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в  применении планирования:

    1)Вновь  созданные частные фирмы. Бурный  процесс накопления капитала  привел к  увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.

 

    Главная проблема, связанная с применением  планирования в этой сфере, - недоверие  к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес ¾ это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.

    2)Государственные  и бывшие государственные, ныне  приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их  опыт  планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

      Поэтому, как организациям первого  типа, так и государственным и  приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования. [12, 411]

    Вообще  в планировании всегда присутствовал  элемент неоправданного обобщения  частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, использовались практически без изменений во всех регионах, отраслях, для всех предприятий холдингов и групп, почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами, региональными и отраслевыми особенностями предприятий. Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.

    Анализ  причин недостаточной эффективности  функционирования целого ряда предприятий  позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

  • процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;
  • планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;
  • должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;
  • нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т.д.;
  • следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
  • система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;
  • обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Информация о работе Финансовое планирование предприятия