Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть систему финансового планирования и прогнозирования.

Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:

- дать определение и раскрыть сущность финансового планирования и прогнозирования. Рассмотреть систему финансового планирования;

- раскрыть управление финансами на государственном уровне: рассмотреть планирование на уровне государства и хозяйствующего субъекта

Содержание

Введение 3
1 Сущность финансового планирования и прогнозирования 5
1.1 Сущность, цели и принципы финансового планирования и прогнозирования 5
1.2 Система финансового планирования. Финансовый план 8
1.3 Финансовые показатели 16
2 Управление финансами 20
2.1 Планирование на уровне государства и его субъектов 20
2.2 Планирование на уровне хозяйствующего субъекта 22
3 Основные направления совершенствования финансового планирования 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Финансовое планирование РК.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РК, субъектов государства, правовыми актами органов местного самоправления.

     Наряду  с бюджетами на республиканском уровне, уровне субъектов, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

     На  общегосударственном и территориальном  уровнях в систему финансового  планирования включается разработка и  реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

     Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации  экономического и социального развития и финансовой политики, а также  комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

     Перспективные финансовые планы разрабатываются  на три года, из которых первый год  — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

     Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного  среднесрочного прогноза социально-экономического развития РК, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

     Баланс  финансовых ресурсов представляет собой  совокупность всех доходов и расходов РК, субъектов РК, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

     Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РК с участием Министерства финансов РК. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе Экономического и социального развития государства; выявить резервы Исполнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики. В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

     •  заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

     •  доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операции;

     •  социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т. п.).

     Расходы подразделяются на: (а) потребительские расходы; (б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы; (в) денежные накопления и сбережения.

     Баланс  денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая даст представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации Называется прогнозированием. Прогноз — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

     Финансовое  прогнозирование — это прежде всего обоснование показателен финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнгапропание.

     Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы. В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

     • методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);

     • методы обработки пространственных и временных совокупностей;

     • методы ситуационного анализа и  прогнозирования, в том числе  методы имитационного моделирования, модели роста;

     • методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек. [5]

     2.2 Планирование на уровне хозяйствующего субъекта

 

     Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях Казахстана, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

     Выделяют  различные виды финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

     Стратегический  финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.

     Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

     Главными  функциями текущего планирования являются:

     • определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления:

     •  планирование  себестоимости  производства  и  реализации  продукции (работ, услуг);

     •  планирование денежных потоков;

     • планирование (прогнозирование)  прибыли от деятельности предприятия в целом;

     •  планирование доходности инвестиций.

     Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

     Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т. д. Выделяют следующие этапы финансового планирования:

     • исследование финансовых результатов деятельности предприятия;

     • разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на оснве изменения оперативных планов;

     Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по пути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д.

     Существуют  разные подходы как к технике разработки бизнес-плана, так и к степени детализации, глубине проработки вопросов, его структуры. Однако независимо от того, как решаются указанные выше вопросы, неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовые план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.

     Финансовый план выступает в качестве инструмента финансового обеспечения всей деятельности предприятия и одновременно характеризует финансовые результаты этой деятельности. Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:

     •  разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объема продаж;

     •  расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе  производственной, прямой и др.); здесь  важное значение имеет  учет затрат,  связанных  с  маркетинговыми   исследованиями, рекламой, освоением рынков;

     •  проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых платежей и т. п.; расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и перспективным потенциалом предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;

     •  определение   необходимых   размеров   инвестиций,   источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.

     При разработке финансового раздела  бизнес-плана необходимо учитывать, что предприятиям различных отраслей, сфер деятельноcти присущи специфические финансовые характеристики. Для одних типичным может быть относительно высокая задолженность по краткосрочным займам, для других — по долгосрочным. Может быть разной и оборачиваемость активов и отдельных их элементов, и рентабельность, и эффективность использования имеющихся у предприятия средств.

     Таким образом, финансовый план, равно как  и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия.

     Сведение  планирования к разработке формальной модели деятельности предприятия и на ее основе определению системы плановых финансовых показателей, что зачастую используется на практике, можно рассматривать лишь как рабочую схему финансового планирования. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие неформализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия. [6]

     3 Основные направления совершенствования финансового планирования

 
 

     Рыночные  отношения в национальном хозяйстве  предполагают изменение места финансового  планирования в финансовом механизме, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики. Рыночные отношения наряду со стихийными несут в себе и регулирующее начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государственный заказ, контрольный пакет акций. В этих условиях, безусловно, необходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого - финансовое планирование. Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики.

           Важное место в  государственном регулировании занимает индикативное планирование (прогнозирование), в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Неотъемлемой его частью является индикативное финансовое планирование, главная цель которого - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития.

           Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер. Последнее достигается путем использования экономических инструментов - регулируемых цен, субсидий, кредитов, налоговых ставок и льгот, ускоренной амортизации. Важнейшими индикаторами выступают: курс валюты, прогнозируемый уровень инфляции, ставка рефинансирования Национального банка, нормы амортизационных отчислений.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование