Финансовое планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть систему финансового планирования и прогнозирования.

Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:

- дать определение и раскрыть сущность финансового планирования и прогнозирования. Рассмотреть систему финансового планирования;

- раскрыть управление финансами на государственном уровне: рассмотреть планирование на уровне государства и хозяйствующего субъекта

Содержание

Введение 3
1 Сущность финансового планирования и прогнозирования 5
1.1 Сущность, цели и принципы финансового планирования и прогнозирования 5
1.2 Система финансового планирования. Финансовый план 8
1.3 Финансовые показатели 16
2 Управление финансами 20
2.1 Планирование на уровне государства и его субъектов 20
2.2 Планирование на уровне хозяйствующего субъекта 22
3 Основные направления совершенствования финансового планирования 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Финансовое планирование РК.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря — подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию.

     Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.

           К первичным относятся  финпланы хозяйствующих субъектов  сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

     Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций.

           К территориальным  финансовым планам относятся: сводные  финансовые балансы регионов, местные  бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.

           Различные виды финансовых планов связаны между собой: так, отраслевые объединяют планы подведомственных организаций; территориальные, как  правило, являются частью общегосударственных или отраслевых.

           Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, республиканский бюджет.

           В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех-, пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.

           Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Министерства госдоходов, Национального банка.

           Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс, показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций плана социально-экономического развития страны.

     При построении на пятилетний период с  разбивкой по годам этот баланс предопределяет масштаб и характер развития финансовых и кредитно-денежных отношений. Сводный финансовый баланс составляется по укрупненным показателям без конкретной привязки их к министерствам и ведомствам.

     Так, предусмотренная в нем сумма  чистого дохода не распределяется по субъектам, то есть по адресам. То же касается и расходов. С помощью данного  баланса подготавливается основа для  адресного финансового планирования, осуществляемого в процессе составления государственного бюджета и финансовых планов хозяйствующих субъектов.

           Важнейшим оперативным  финансовым планом является государственный  бюджет. Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражаются не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели.

     1.3 Финансовые показатели

 

     В управлении и планировании хозяйственно-финансовой деятельностью используются финансовые показатели -плановые, отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности, связанной с образованием и использованием денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей и национального хозяйства в целом. Выражаются в абсолютных и относительных (нормах) величинах. Финансовые показатели количественно и качественно отражают определенную финансовую категорию, субкатегорию, элемент финансовых отношений.

     Важнейшими  финансово-экономическими показателями на уровне предприятий и организаций являются:

           - доход от реализации  продукции (работ, услуг); этот  показатель предопределяет масштабы и возможности дальнейшего распределения и использования денежных средств по фондам целевого назначения;

           - показатели затрат (себестоимость реализованной продукции, удельный вес отдельных элементов затрат в общих затратах, расходы периода);

           - валовой доход;

           - чистый доход;

           - уровень рентабельности (доходности);

           - величина амортизационных  отчислений;

           - объем хозрасчетных  фондов производственного и социального развития (фондов накопления, потребления, резервного, ремонтного, валютного или аналогичных им);

           - показатели состояния  расчетов с поставщиками, потребителями,  бюджетом, банком, другими организациями (кредиторская и дебиторская задолженность, объем обязательств, задолженности по бюджету и др.);

           - объем, сохранность  и источники образования оборотных средств;

           - соответствие между  потребностью в оборотных средствах и их наличием;

           - показатели использования  основных и оборотных средств (фондоотдача, фондоемкость продукции, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность оборота, показатель ускорения оборачиваемости оборотных средств);

           - объем акционерного  капитала и размер дивидендов;

           - величина арендной  платы;

           - показатели ликвидности средств предприятия.

           Ряд показателей  применяется при приватизации имущества  предприятий (остаточная и оценочная  стоимость имущества, показатели образования  и использования фонда приватизации и др.).

           В финансовой работе используются также общеэкономические показатели:

           затраты на одну денежную единицу выпускаемой продукции (на 1 тенге продукции);

           снижение себестоимости  продукции, расходов периода, сокращение издержек обращения в торговле;

           объем капитальных  вложений (инвестиций);

           мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

           При налогообложении  применяются следующие специфические показатели:

           - совокупный годовой  доход, в который включаются  денежные или другие средства (за отгруженную продукцию, выполненные  работы, оказанные услуги и другие операции), подлежащие получению (полученные) налогоплательщиком, направленные в порядке взаиморасчетов третьим лицам или на погашение прямых и косвенных расходов;

           - облагаемый доход,  исчисляемый как разница между  совокупным годовым доходом и  вычетами, разрешенными налоговым законодательством;

           - облагаемый оборот  и облагаемый импорт при взимании  НДС, акцизов, некоторые другие показатели

           Большинство упомянутых финансово-экономических показателей  используется на уровне вышестоящих организаций, министерств, ведомств для характеристики результатов работы в целом по группе предприятий, отрасли. Наряду с ними; в этих организациях могут использоваться и другие специфические показатели, характеризующие только данную отрасль, в строительстве - сметная стоимость и себестоимость строительства, объем незавершенного строительства; издержки обращения посреднических (снабженческих и сбытовых организаций), торговли и другие.

           В бюджетных организациях и учреждениях применяются показатели расходов в целом и по отдельным элементам (категориям, классам), текущие расходы, в том числе расходы на оплату труда, капитальные расходы, в том числе приобретение основного капитала, предоставление кредитов и другие подразделения классификации, капитальный ремонт.

           К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса; суммы дефицитов бюджетов; отношение (в процентах) доходов, расходов, дефицита (профицита) государственного бюджета к валовому внутреннему (национальному) продукту.

           При исчислении финансовых показателей используются нормы  и нормативы. Норма (от лат. - порядок, правило, образец, руководящее начало) - мерило, установленная мера, количество или размер ресурсов.

     Норматив (от лат. - упорядочение) -количество ресурсов в пределах, установленных норм, расчетно-обоснованные величины затрат или распределения ресурсов.

     Норма, как правило, характеризует начальное, единичное измерение, а норматив - это показатель норм, в соответствии с которым производится работа. Например, различается норма оборотных средств и норматив оборотных средств.

           Нормы и нормативы  выражаются в относительных или  абсолютных величинах (процентах, коэффициентах, натуральных единицах измерения продукции, времени, денежном измерении).

     В финансовом планировании применяются  минимальные, средние и максимально предельные нормы и нормативы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

     Нормы и нормативы предназначены для научного обоснования финансовых планов, прогнозов, программ, поскольку исчисляются путем исследований и экспериментальных проработок экономических процессов, прогрессивных направлений технического развития, организации производства и труда; при этом применяются аналитические, статистические и математические методы вычислений норм и нормативов. В сводном финансовом планировании используются преимущественно средние нормы и нормативы, в планировании финансовых результатов конкретных хозорганов -индивидуальные.

           Финансовые нормы  и нормативы подразделяются также на утверждаемые и расчетные. Утверждаемые устанавливаются действующим законодательством, расчетные используются при внутреннем планировании. К утверждаемым относятся ставки налогов, нормы отчислений на социальные нужды во внебюджетные фонды; к расчетным - нормы отчислений и нормативы образования фондов накопления и потребления хозорганов, фонда ремонта основных фондов и другие, регулирующие финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

     Различаются также единые нормы и нормативы, например, нормы амортизационных отчислений для разных хозобъектов и отраслей, и дифференцированные - нормы и нормативы оборотных средств, которые неодинаковы у разных хозяйствующих субъектов.

     2 Планирование на уровне государства и хозяйствующих субъектов

     2.1 Планирование на  уровне государства и его субъектов

 

     Финансовое  планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

     Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование