Финансовое обеспечение здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:03, доклад

Описание работы

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три таких модели.

Работа содержит 1 файл

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников.docx

— 28.38 Кб (Скачать)

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения  осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три таких модели.

1. Бюджетно-страховая  модель. В ее рамках здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).

2. Бюджетная  модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).

3.  Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в нашей  стране при финансировании здравоохранения применялась бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85%.

Отсутствие  в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям в экономике привели к реформе в здравоохранении. В 1991 г. был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан, которая призвана обеспечивать интересы населения в охране здоровья.

Закон предусматривал введение нового источника общественного финансирования - взносов работодателей на страхование работающего населения — и перевод финансирования основной массы медицинских услуг на страховые принципы. Главными задачами на этапе мобилизации средств, направляемых на финансирование здравоохранения, являлись:

•  введение нового целевого внебюджетного источника финансирования;

•  создание структуры управления для осуществления ОМС;

•  сосредоточение основной суммы средств, направляемой на финансирование предоставления медицинской помощи, в системе ОМС.

Основной задачей  на этапе распределения финансовых средств являлось изменение механизмов распределения финансов как по горизонтали (от покупателя до медицинского учреждения), так и по вертикали (между регионами).

В целях достижения поставленных целей Закон предусматривал создание двух систем общественного финансирования: системы ОМС и «государственной, муниципальной системы».

Источником  финансирования системы ОМС являются взносы работодателей на страхование  работающего населения и бюджетные платежи на страхование неработающего населения. Источником финансирования «государственной, муниципальной системы» являются бюджеты всех уровней. Наряду с этим Закон предусматривал создание системы добровольного медицинского страхования (ДМС), основанного на принципе расчета риска и частного финансирования предоставляемых в рамках этих программ-услуг.

Наиболее  важными направлениями расходования средств «государственной, муниципальной системы» являются следующие:

•  финансирование целевых программ;

•  финансирование научных исследований и подготовки кадров;

•  субсидирование территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС;

•  оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

•  финансирование служб скорой помощи;

•  финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях.

Базовая программа ОМС должна охватывать все остальные виды медицинской помощи, оказываемые по медицинским показаниям.

Законодательство  о медицинском страховании предусматривало  изменение системы управления отраслью — создание системы фондов ОМС и страховщиков.

Основными функциями  ТФОМС являются:

•  аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан;

•  финансирование на основе дифференцированных подушевых нормативов страховых медицинских организаций, заключивших договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программы ОМС;•  осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.

Основными функциями  страховых медицинских организаций  являются:

•  организация медицинской помощи застрахованным;

•  оплата в соответствии с договорами с медицинскими учреждениями предоставленных застрахованным медицинских услуг в рамках программ ОМС;

•  контроль качества предоставляемых медицинских услуг; защита прав и интересов застрахованных.

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.

Средства  бюджетной системы расходов на здравоохранение  перечисляются из всех звеньев бюджетной  системы.

Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты.

Виды расходов

Код расхода

КБ с учетом ВБФ, млрд.руб.

ФБ, %

КБ субъекта РФ, %

Расходы бюджета - ИТОГО

 

8375,2

51,2

43,7

Здравоохранение и спорт

0900

962,2

15,3

62,5

Здравоохранение

0901

855,6

14,9

60,3

Спорт и физическая культура

0902

58,6

13,1

86,9

Социальная политика

1000

2359,1

8,5

18,2

Пенсионное обеспечение

1001

1677,9

8,4

0,3

Социальное обслуживание населения

1002

117,7

2,8

92,8

Социальное обеспечение  населения

1003

490,1

10,5

56,0

Борьба с беспризорностью, опека, попечительство

1004

13,5

1,2

98,8


 

 

Подавляющая часть расходов на здравоохранение (65%) направляется на финансирование больниц.

Размер  расходов на содержание больниц зависит  от ряда факторов. Одним из них является величина больниц. Значительное влияние на расходы по финансированию больниц оказывает уровень использования коечного фонда. Чем выше этот уровень, тем ниже стоимость одного койко-дня, меньше потребность в бюджетных ассигнованиях на содержание больниц.

Основными показателями, характеризующими использование  коек в больницах, являются:среднее число дней использования койки в году, среднее число дней пребывания больного на койке, оборот койки, среднее время простоя койки.

При определении  объема бюджетных ресурсов на содержание больниц большое значение имеет показатель среднего числа дней функционирования одной койки в году.

Прирост числа госпитализированных больниц может быть рассчитан по формуле:

Пр= К*(Др-До)/Со

Где Пр – прирост числа госпитализированных больных

К – количество коек в больницах

До – число дней использования койки в отчетном году

Др – расчетное число дней использования койки

Со – среднее  число дней пребывания больного в  отчетном году

Объем коечного фонда (К), который потребуется для госпитализации такого количества больных, рассчитывается по формуле:

К= Пр*Со/До

Финансирование  здравоохранения осуществляется на основе принимаемой Правительством РФ Программы государственных гарантий обеспечения населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Финансирование  Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:

•  из средств бюджетов здравоохранения всех уровней;

•  из средств фондов ОМС;

•  из других источников поступления средств в здравоохранение.

В Программах устанавливаются следующие нормативы  финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:

• стоимость одного дня лечения в больнице;

• стоимость одного посещения в поликлинике;

• стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;

• стоимость одного койко-дня.

Общий размер финансовых ресурсов, которые нужны для реализации Программы, определяется по формуле: 

 

Со=Зд*Ч

Зд – затраты на реализацию программы

Ч- численность населения

 

http://www.rfbudgetse.ru/lektsii-po-byudzhetnoj-sisteme.html

 

 

 

В законе РФ «Основы  законодательства Российской федерации  об охране здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует  каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья.

В соответствии с  номенклатурой медицинские учреждения сгруппированы в 3 крупных блока:

−лечебно-профилактические;

−государственная  санитарно-эпидемиологическая служба;

−аптеки.

Другим важным документом в области здравоохранения является закон РФ «О медицинском страховании  в РФ», который принят в 1991 году.

Создание и развитие системы обязательного медицинского страхования позволило изменить порядок финансового обеспечения  расходов отрасли, возложить значительную часть затрат на работодателей. На основе федеральной программы осуществляется финансирование из бюджета скорой медицинской  помощи, амбулаторно-поликлинической  помощи. Социальная значимость системы  обязательного медицинского страхования (ОМС) заключается в том, что с  одной стороны, она представлена составной частью государственной  системы социальной защиты населения, а с другой – фонды ОМС дополняют, а в ряде случаев и заменяют бюджетные ассигнования на здравоохранение. Механизм ОМС включает следующие уровни:

1.      Первый уровень представляет федеральный уровень ОМС, который осуществляет нормативное и организационное руководство системой ОМС. Основной функцией ФФОМС является предоставление субвенций территориальным фондам ОМС для выравнивания условий обеспечения медицинскими услугами населения различных по экономическому развитию регионов. За счет этих средств фонда осуществляются целевые медицинские программы, оказывается медицинская помощь при ЧС, а также развитие медицинской науки.

2.      Второй уровень представлен территориальными фондами ОМС. Главной задачей является обеспечение медицинскими услугами в рамках территориальной программы ОМС на принципах всеобщности и социальной справедливости.

3.      Третий уровень представляют страховые медицинские организации, которые получают финансирование на осуществление ОМС из территориального фонда ОМС по душевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованных категорий населения и осуществляют оплату медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

Финансирование  здравоохранения осуществляется по бюджетно-страховой модели (ее координацию  осуществляет Министерство здравоохранения).

На практике применяется  несколько способов оплаты медицинских  услуг:

−         по смете расходов (из бюджета);

−         по средней стоимости пролеченного больного (финансирование осуществляет ФОМС);

−         по клинико-статистическим группам и медико-экономическим стандартам;

−         по числу койко-дней (так финансируются стационары);

−         по дифференцированному по душевому нормативу;

−         за отдельные услуги.

Основным документом, определяющим общий объем, целевое  направление и поквартальное  распределение средств медицинского учреждения является смета доходов  и расходов. Планирование расходов осуществляется по типам учреждений, предусмотренных Номенклатурой  учреждений здравоохранения, утвержденной Министерством здравоохранения  РФ. Смета разрабатывается на календарный  год по установленной форме по экономическим статьям бюджетной  классификации. В ней отражаются все доходы учреждения, получаемые из бюджета, государственных внебюджетных фондов от предпринимательской деятельности самого учреждения (от предоставления платных услуг). Все предусмотренные  в смете расходы должны быть обоснованы расчетами по статьям затрат. К  смете прилагаются штатное расписание и тарификационный список персонала. Планирование расходов каждого учреждения осуществляется на основе производных  сетевых показателей. Такими показателями являются, например, в стационарах  – число коек по профилю отделений, количество дней функционирования койки  в году, длительность пребывания больного в стационаре, численность медицинского персонала и другие показатели. Число  больничных коек отражается на начало и на конец периода. Расходы по смете определяются на основании среднегодового количества больничных коек. 

Информация о работе Финансовое обеспечение здравоохранения