Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально – экономического развития общества, осуществлять контроль над рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем1. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления. Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом, с банками и иными коммерческими структурами, работников предприятий с работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами.

Содержание

Введение 3
1.Финансовые отношения и финансовая система:
сущность и структура 4-6
2.Государственный бюджет как центральное звено
финансов государства 7-8
2.1.Дефицит государственного бюджета и его
причины 8-9
3.Главные черты финансового развития России в
прошедшем и текущем годах
3.1.Развитие финансовой системы России XVII –
XVIII столетиях 10-11
3.2.Финансовые реформы XIX – XX вв. 11-12
3.3.Финансовая система СССР в период до 1991 г 12-13
3.4.Финансовая система России в современных
условиях 13-16
III. Заключение 17
IV. КТЗ. 18
V. Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Финансовая система.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Главные черты финансового  развития России в  прошедшем и текущем  годах.
 
 

3.1. Развитие  финансовой системы России в XVII – XVIII столетиях. 
 

XVII век известен в России как время смуты и нестабильности. Все это сказалось на развитии финансовой системы:

  • Вводились чрезвычайные сборы;
  • Заново организовывалась финансовая администрация и поступление обыкновенных налогов;
  • Главной статьей дохода казны были таможенные и кабацкие сборы.

В конце века положение с финансами несколько  стабилизировалось: с 1680 по 1701 год объем поступлений в казну удвоился. Основными статьями дохода по – прежнему были таможенные и кабацкие сборы и чеканка монет.

Но уже в  начале следующего века экономический  рост замедлился по причине роста  повинностей, связанных с Северной войной, и Петр Великий провел ряд  мероприятий по укреплению финансов и финансовой системы:

  • С 1704г. В государственную монополию были обращены продажа соли и табака.
  • Казна монополизировала также торговлю нефтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами. Правда, в 1719г. Все это опять было отдано на откуп вольной торговли.
  • В области «винокурения» и «торговли питиями» в 1705г. были введены «поведерная» и «новоуравнительная» пошлины.
  • Был восстановлен монастырский приказ, т.е. казна должна иметь доходы с монастырских вотчин.
  • Выпуск медной монеты за 1705 – 1707гг. увеличился более чем в 10 раз.
  • В 1724 г. (последнем году царствования Петра I) в приходе государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей: «налоги» с бород, с платьев и т.д.
 

Но главный  путь выхода из денежных затруднений  Петр I видел в реорганизации управления финансовым хозяйством. Вместо «приказов» на местах вводилось губернское управление. Согласно новому устройству финансового хозяйства, собранные средства должны были прямо направляться к месту своего использования. Таким образом, общегосударственные росписи доходов и расходов отсутствовали. За последующие после царствования Петра четыре десятилетия (до 1762г.) население России увеличилось почти на одну треть.

Итак, по финансовой системе петровских времен можно  сделать следующий вывод: была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразована местная финансовая администрация, только в конце правления Петра с введением подушной подати государственные финансы России получили прочное обоснование.

      

3.2.Финансовые реформы XIX – XX веков. 

Финансовые реформы  XIX столетия связаны с именем М.М.Сперанского, который, будучи ближайшим советником императора Александра I, в 1810 году представил государственному Совету «План финансов», в котором интересы дворян ущемлялись в угоду общегосударственным интересам. Тем самым М.М. Сперанский внес положительный вклад в развитие финансов России. В «Плане финансов» содержались теоретические основы реформ в области финансов. М.М. Сперанский доказывал, что нужно изменить организацию бюджетного дела, приспособить ее к начавшим проникать во все сферы хозяйства капиталистическим отношениям. «План финансов» вскрывал причину расстройства финансов. М.М.Сперанский утверждал: «Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами». Намечая пути финансовых преобразований, автор также отмечал: «Соразмерность восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и преумножением доходов»2.

Он предлагал  сократить издержки, руководствуясь правилом:

  • Необходимые издержки сохранить;
  • Полезные отложить;
  • Излишние вовсе прекратить.
 

Методологической основой его взглядов была трудовая теория стоимости, проповедовавшаяся классиками политической экономии. М.М. Сперанский одним из первых выступил с обоснованием необходимости создания центрального банка и развертывания кредитных операций. Его план предусматривал такую организацию деятельности банка, которая освобождала бы банк от чрезмерной зависимости от правительства, как это было, когда банк служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита. В 1860 году в России был учрежден Государственный банк. Это связано с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 года. После крестьянской реформы 1861 года был проведен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой системы и, прежде всего, ее главного звена – государственного бюджета. В финансовой системе России XIX столетия определенный интерес представляют финансы земств. Бюджеты земств (земских учреждений) складывались из сборов, которыми земства облагали население. Правительство не финансировало земства. Дальнейшее развитие финансовой системы России в конце XIX века связано с именем С.Ю. Витте, который, будучи министром финансов, осуществлял денежную реформу, суть которой состояла во введении золотого обращения и привлечении иностранного капитала, что способствовало укреплению финансовой системы России. И до 1914 года ее развитие происходило по восходящей линии. 
 

3.3.Финансовая система СССР в период до 1991 года. 

С 1914 по 1924 год  происходит процесс полного разложения российской финансовой системы. Причины  этого были как традиционные (мировая  и гражданская войны), так и нетрадиционные – новые: слом политической системы, ухудшение экономической ситуации. К 1919 году государственные доходы сократились до 1/40 части доходов 1914 года. Вплоть до 1924 – 1925 финансового года подавляющая часть бюджета. Чисто денежный бюджет появился лишь к 1924 – 1925 финансовому году. В целом, финансовая система России до 1991 г. состояла из двух звеньев:

1. государственного  бюджета СССР;

2. финансов объединений,  предприятий и отраслей народного  хозяйства.

Государственный бюджет СССР представлял собой систему различных видов бюджетов, объединенных по единым принципам в одно целое и в своей совокупности образовывал бюджетную систему СССР.

Государственный бюджет СССР объединял:

  • Союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик;
  • Бюджет государственного социального страхования.
 

В состав государственных  бюджетов союзных республик входили:

  • Республиканские бюджеты союзных республик;
  • Бюджеты краев;
  • Бюджеты областей;
  • Бюджеты городов республиканского значения.
 

Государственный бюджет автономной республики объединял:

  • Республиканский бюджет автономной республики;
  • Бюджеты районов
  • Бюджеты городов республиканского подчинения.
 

Бюджеты краев  и областей включали:

  • Краевой бюджет;
  • Областной бюджет;
  • Бюджеты районов и городов областного (краевого) подчинения.
 

И, наконец, в  бюджет районов входили:

  • Районный бюджет;
  • Бюджеты городов районного подчинения;
  • Сельские и поселковые бюджеты.
 
 

Что касается второго  звена финансовой системы СССР, то оно представляло собой систему  экономических (финансовых) отношений, связанных с кругооборотом средств, образованием и использованием общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства. Таким образом, в экономической теории России особое место занимает история финансов и финансовой системы, что, безусловно, способствовало выполнению государственных функций. В начале 90-х годов финансовая система России претерпевает коренное качественное и количественное изменение по известным причинам. 
 

3.4.Финансовая система России в современных условиях. 

Финансовая  система – это совокупность взаимосвязанных подсистем и звеньев финансовых отношений, управляемых финансовым аппаратом. ( Российская банковская энциклопедия)

Финансовая система  России включает в себя комплекс государственных  и негосударственных специализируемых учреждений, осуществляющих различного рода финансовые, кредитные, валютные, страховые операции, предоставляющих аудиторские услуги, консультирующих по всему кругу финансовых услуг, регулирующих финансовую сферу.

Группировка финансовых отношений в финансовой системе  России осуществляются по двум признакам:

  • По функциональному назначению, определяющему подсистемы финансовой системы;
  • По способу организации финансов, влияющему на состав звеньев внутри каждой подсистемы.
 

Функциональное  назначение любой совокупности финансовых отношений зависит от роли субъектов этих отношений в общественном воспроизводстве и заключается в:

  • Осуществлении государственного регулирования и координации процессов общественного развития;
  • Непосредственном участии в воспроизводственном процессе;
  • Организации страховой защиты экономических интересов участников общественного производства.
 

Подсистема государственных  и муниципальных финансов нацелена на перераспределение стоимости  ВВП, НД, части национального богатства, на обеспечение органов государственной  власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения ими своих функций по управлению экономикой и социальной сферой, оборонной отраслью, погашения государственного долга и др. Финансы населения играют важную роль в увеличении совокупного платежеспособного спроса в тесной связи с возможностями увеличения объемов производства, трансформацией сбережений и инвестиций и др. 

Финансовый аппарат  включает:

  • Министерство финансов РФ (Минфин)
  • Казначейство России
  • Федеральную налоговую службу (ФНС)
  • Центральный Банк (ЦБРФ)
  • Федеральную службу по финансовым рынкам
  • Федеральную службу по финансово – бюджетному надзору
  • Федеральную службу финансовому мониторингу
  • Федеральную таможенную службу.
 

Новыми финансовыми органами в финансовой системе являются республиканские, краевые, областные, районные и городские департаменты по финансам. На предприятиях, объединениях, финансовая работа сконцентрирована на финансовых службах и отделах этих предприятий и объединений. Внутри каждой из подсистем выделяются самостоятельные звенья. Государственная бюджетная система выражает совокупность денежных отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения НД и занимает центральное место в системе финансов РФ. Пропорции перераспределения бюджетных средств определяются задачами, стоящими перед обществом, и направлениями экономического социального развития федерации и регионов. Современная бюджетная система России по своей структуре приблизилась к структуре систем западных стран, имеющих федеральное устройство (США, ФРГ, Швеция). Государственный кредит представляет собой особую форму государственных финансов, определяющих денежные отношения между государством, юридическими и физическими лицами. Государство может выступать в качестве заемщика средств, кредитора, гаранта. Внебюджетные фонды возникли в связи с необходимостью иметь независимые от госбюджета целевые источники денежных средств на удовлетворение общественных потребностей, социальное обеспечение, здравоохранение и др. (ПФ, ФСС, ФОМС). Они подразделяются на отдельные группы в зависимости от цели использования:

  • Социальные;
  • Экономические;
  • Отраслевые и межотраслевые;
  • Благотворительные и др.
 

Имущественное и личное страхование направлено на покрытие отдельных рисков: гибели, повреждения или частичной утраты застрахованного имущества, недополучения или неполучения ожидаемых доходов из – за нарушения договоров, вреда, причиненного личности и др.

Одной из проблем, решаемых Минфином России в настоящее время, которая была отмечена при подготовке Долговой стратегии на 2006 – 2008 гг., является размещение пенсионных накоплений и государственные ценные бумаги. С 2009г. значительно сократится объем погашения государственного внешнего долга. В связи с этим, значительно снижается потребность бюджета в заемных средствах для обеспечения сбалансированности федерального бюджета. При сохранении сбалансированного бюджета объем возможного привлечения будет ограничен ежегодным погашением государственных долговых обязательств. В связи с сокращением объема погашения государственного внешнего долга с 2009 г. объем привлечения значительно сократится и составит в 2009 – 2012 гг. 245 – 323 млрд. руб. ежегодно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая система