Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально – экономического развития общества, осуществлять контроль над рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем1. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления. Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом, с банками и иными коммерческими структурами, работников предприятий с работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами.

Содержание

Введение 3
1.Финансовые отношения и финансовая система:
сущность и структура 4-6
2.Государственный бюджет как центральное звено
финансов государства 7-8
2.1.Дефицит государственного бюджета и его
причины 8-9
3.Главные черты финансового развития России в
прошедшем и текущем годах
3.1.Развитие финансовой системы России XVII –
XVIII столетиях 10-11
3.2.Финансовые реформы XIX – XX вв. 11-12
3.3.Финансовая система СССР в период до 1991 г 12-13
3.4.Финансовая система России в современных
условиях 13-16
III. Заключение 17
IV. КТЗ. 18
V. Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Финансовая система.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Оглавление 

  1. Введение                                                                      3
  2. 1.Финансовые отношения и финансовая система: 

            сущность и структура                                                  4-6

     2.Государственный бюджет как центральное звено

    финансов государства                                                 7-8

    2.1.Дефицит государственного бюджета и его

     причины                                                                    8-9

     3.Главные черты финансового развития России в

    прошедшем и текущем годах

    3.1.Развитие финансовой системы России XVII –

     XVIII столетиях                                                     10-11

     3.2.Финансовые реформы XIX – XX   вв.                  11-12

     3.3.Финансовая система СССР в период до 1991 г    12-13

     3.4.Финансовая система России в современных

    условиях                                                                 13-16

   III.   Заключение                                                                 17

IV.   КТЗ.                                                                           18

V.    Список литературы                                                      19

VI.   Приложение                                                                20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально  – экономического развития общества, осуществлять контроль над рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем1. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления. Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом, с банками и иными коммерческими структурами, работников предприятий с работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. 

Денежный оборот связан с образованием денежных ресурсов, их накоплением для хозяйственной деятельности. Эта область финансовых отношений, или финансов, которые в рамках денежных отношений, или финансов, которые в рамках денежных отношений охватывают процесс формирования и использования денежных ресурсов, т.е. денежных фондов. Такие фонды образуются у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе государства.

Совокупность  отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называются финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Главными элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций.

Государственные финансы-важнейшая часть финансовых отношений общества. Они связаны  с формированием и использованием государственных денежных фондов. Государство  в качестве источников пополнения казны  помимо средств, полученных в результате работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, созданных в частном секторе, в виде обязательных платежей.

Специфика отношений, связанных с функционированием  государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участниками производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. Такой характер экономических связей образует особую подсистему в денежных отношениях. За ее пределами происходит иное, двустороннее движение денег и товара: товар продавца обменивается на деньги покупателя.

Обмен эквивалентами (товара на деньги) предполагает юридическое  равенство сторон, что позволяет  каждому участнику сделки действовать добровольно, согласно своему экономическому интересу. При безвозмездном характере отношений юридическое равенство сторон отсутствует. Один из участников обладает преимуществом присваивать доход часть дохода, созданного вовсе не им. Такое одностороннее движение дохода в виде платежа становится возможным, если экономические субъекты подчинены воле государства. 

Государство призвано стабилизирующе воздействовать на экономику, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть найдены за счет собственных источников, например за счет доходов государственных предприятий. В рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает также часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом. Цели общества определяют требования к налогообложению, к его налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия доходов. Эти требования реализуются в налоговой политике, которая строится с учетом противоречивости интересов государства и налогоплательщиков. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция связана с созданием и функционированием государственных денежных фондов. Регулирующая функция предполагает использование налогов как регулятора хозяйственных и социальных процессов. Она проявляется при:

  • Реализации антициклических программ;
  • Коррекции направлений экономического роста;
  • Стимулировании отдельных производителей;
  • Обеспечении социальной справедливости через перераспределение  доходов.

В развитых странах, реализующих модель социально-ориентированной  экономики, налоги активно используются как источник поддержания определенного уровня жизнеобеспеченности тех слоев населения, которые не в состоянии решить эти вопросы самостоятельно. Такое направление экономического развития предполагает большую роль перераспределительных отношений и как следствие – высокий удельный вес налогов в созданном национальном продукте. Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, составляющих определенную долю валового внутреннего продукта. Она определяется многими условиями. Среди них следует отметить три наиболее существенных: величину полученных доходов; традиции, сложившиеся в стране; фазу промышленного цикла. Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы, что ведет к увеличению доли налоговых изъятий. В настоящее время среди наиболее развитых государств с уровнем ВВП на душу населения в 15 – 28 тыс. долл. Налоговых изъятий тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50% ВВП. Россия данный уровень превышает, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. долл.), тяжесть налогового бремени не превышает 30%. Увеличение ставки налогообложения ведет к увеличению доходов бюджета. Увеличивать налоговое бремя можно лишь до определенных пределов, так как потом начинает снижаться база налогообложения. Это обнаружил А.Лаффер на основе анализа статистических данных  за длительный период. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, - кривой Лаффера. Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым – инвестиционному процессу. Налоговая система, сложившаяся в России в период государственного социализма, еще не адаптировалась к новым условиям. Функции налогов как регулятора экономических процессов рыночной экономики используется явно недостаточно. Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям.

  1. Уменьшение налогового бремени.
  2. Изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей. Резкий переход на преимущественно налогообложение физических лиц невозможен, поскольку невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют выплачивать такие налоги.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Государственный  бюджет как центральное  звено финансов  государства. 
 

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Расходная часть государственного бюджета предполагает обеспечение затрат государства на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходно, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет- это подходящий налог с населения (до 80%). Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется созданием наилучших условий для функционирования рыночной системы. Это охрана института частной собственности, обеспечение условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначались усилия правительств по поддержанию высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В федеративных государствах, в том числе в России, есть ещё одно звено - бюджеты членов федерации. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Последние охватывают широкую группу местных налогов, местных субсидий, специальных фондов. Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных, налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные налоговые лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно подтверждены, с тем, чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги. Особое финансовое звено образуют специальные    правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды, государственного социального страхования, целевые фонды, государственного социального страхования, различные целевые фонды, государственные и смешанные финансовые учреждения. Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредотачиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Государство активно перераспределяет национальный доход, пытаясь сформировать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях. Выбор наилучшей для страны финансовой политики как совокупности мероприятий по использованию финансов для решения задач, стоящих перед обществом, существенно влияет на экономический рост. 
 

2.1 Дефицит государственного бюджета и его причины.

            

          Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. Дефицит возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг. При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.

  1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.
  2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.
  3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:
    • Обращения государства за кредитом к национальным банкам;
    • Превращения кредита во внешней долг при получении его от иностранных государств;
    • Выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.  
  4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. В настоящее время в экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвется, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, государственного долга. Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них – усиление дифференциации населения. Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становятся еще больше.

Информация о работе Финансовая система