Финансовая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Финансовая политика есть материализованная в финансовые решения и в практику, осознанная государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ…………4
1.1 РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………..4
1.2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ…………………5
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И МЕХАНИЗМА ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….18

Работа содержит 1 файл

Реферат по финансам.docx

— 40.44 Кб (Скачать)

Все это позволяет в  конечном результате определить общий вклад УФПП в поддержку развития предпринимательства:

  • упрощение субъектам предпринимательской деятельности доступа к финансовым ресурсам;
  • сохранение существующих и создание новых рабочих мест;
  • увеличение объемов производства и реализации продукции и, соответственно, увеличение удельного веса продукции, производимой малыми предприятиями, в валовом внутреннем продукте;
  • расширение налоговой базы и, тем самым, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней;
  • предотвращение ухода в теневой бизнес и выведение из него субъектов предпринимательства;
  • содействие повышению бизнес-культуры и квалификации предпринимателей, получению ими опыта для будущей деятельности.

 

 

2. Пути совершенствования финансовой системы Украины и механизма ее функционирования

 

Становление финансовой системы  Украины происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще нельзя сказать, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных финансов, банковских, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и инвестиционных компаний.

Среди экономистов преобладает  мнение, что создание эффективной  бюджетной системы является чуть ли не главной целью рыночной реформы в Украине. Она должна охватить проблемы собственно бюджетного процесса, структуры поступлений и расходов, бюджетного дефицита и способов его финансирования. Хотя за последние два года и имели место определенные позитивные сдвиги, бюджетный процесс все еще характеризуется непрозрачностью, отсутствием четкого разделения полномочий и обязанностей между законодательными и исполнительными органами. Эта проблема еще более заострилась из-за недавних событий на международном рынке капитала, которые негативно повлияли на украинский кредитно-валютный рынок, усложнив финансирование бюджетного дефицита. В условиях переходной экономики Украины основными направлениями финансовой политики, направленной на совершенствование финансовой системы Украины, являются:

1. Совершенствование финансового  законодательства и права;

2. Преодоление таких форм  финансового кризиса, как:

- неуправляемая государственная  задолженность страны (общий государственный  долг примерно равен ВВП, внешняя  задолженность 12,5 млрд. долл., внутренняя  – 40 млрд. грн.);

- банкротство;

- преодоление скрытого  дефицита местных бюджетов, удельный  вес которых уже при планировании  этих бюджетов составляет 60-70%;

- преодоление кризиса  неплатежей, сумма которых на 1.10.2001 превысила 450 млрд. грн. т.е. около 4 ВВП при допустимых границах – 35%ВВП;

3. Создание на качественно  новой основе такого организационно-экономического механизма управления финансами, при котором гармонично

 сочетались бы такие  блоки управления как:

- управление финансами  на общегосударственном уровне;

- управление финансами  на уровне предприятий, учреждений  и организаций;

- управление финансами  в системе внешнеэкономической  деятельности Украины;

4. Разработка и утверждение  налогового и бюджетного кодекса  Украины (устойчивого и не требующего  доработок и поправок);

5. Повышение эффективности  всего финансового механизма  и, прежде всего таких его  элементов как:

- финансовое законодательство  и право;

- управление финансами;

- финансовое планирование;

- финансовый контроль;

- финансовое регулирование;

- нормативная база и т.д.

6. Отладка механизма взаимоотношений  предприятий, учреждений и организаций  с бюджетной системой, внебюджетными  фондами, банковской системой  и т.д.;

7. Децентрализация бюджетной  системы;

8.Создание цивилизованного  механизма финансовой поддержки  предпринимательской деятельности  и прежде всего предприятий,  занятых в производственном секторе;

9. Усиление роли финансов  в Украине. Создание эффективного механизма ее ВЭД;

Эксперты Всемирного банка (ВБ) считают, что для эффективного функционирования финансовой системы  в Украине необходимо предпринять  следующие меры:

- повысить эффективности  деятельности банков путем их  укрупнения;

- привести законодательные нормы Украины в соответствии с международными нормами и требованиями Европейского Союза по вопросам о финансовой и административной ответственности руководителей и акционеров финансовых учреждений за качество управления компаниями;

- отказаться от использования  неденежных форм расчетов, ввести жесткую фискальную дисциплину.

 

Заключение

 

С провозглашением политической и экономической независимости  Украины встал вопрос о создании национальной финансово-кредитной  системы. Дело в том, что финансовая и кредитная системы, которые  функционировали в Украине на то время, выражали экономические отношения  бывшей советской политической и  хозяйственной системы, а их центральные  учреждения находились за границами  украинского государства. Нельзя было осуществлять ни политические, ни экономические  преобразования, обеспечить национальный политический и хозяйственный суверенитет  без формирования и развития национальной финансовой, денежной и кредитной  системы.

Надежная финансовая система  является стержнем в развитии и успешного  функционирования рыночной экономики  и необходимой предпосылкой роста  и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая политика, являясь  формой экономической политики, призвана специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Министерство финансов Украины, на которое возлагается разработка финансовой политики, подготавливает несколько ее вариантов. Они подвергаются экспертной оценке. Наиболее оптимальный вариант представляется в правительство для рассмотрения и одобрения. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил, рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

 Строительство независимого  государства невозможно без создания  собственной финансово-денежной  системы. При ведущей роли Национального  банка Украины в направлении  демонополизации производства с  целью улучшения существующих  экономических отношений сформирована  широкая сеть банковских учреждений. Введена национальная денежная  единица. Однако демонополизация  финансовой системы, невиданно  быстрое расширение сети коммерческих  банков происходило стихийно, без  надлежащей законодательной базы  и надежного контроля со стороны  государства. В результате сфера  банковской деятельности создала  условия для многочисленных злоупотреблений.  Постоянный выпуск не подкрепленных  реальными товарами денег (эмиссия)  на протяжении 1992-1995 г.г. приобретает  неуправляемый характер и приводит  к гиперинфляции. Силовые методы  монетарной политики 1996-99 г.г. в  условиях непрекращающегося спада производства приводят к кризису неплатежей, хроническим невыплатам заработных плат и пенсий. Показателем кризиса системы государственных финансов стала деформация налоговой системы. Колоссальное количество и размеры платежей в конечном итоге приводили, с одной стороны, к искусственному сворачиванию производственной и коммерческой деятельности, а с другой – к тенезации экономики. Большое количество коммерческих структур всячески уклонялись от уплаты налогов, скрывали доходы. Не помогало и формирование многотысячной армии налоговых инспекторов, обязательное введение кассовых аппаратов. Финансовая сфера государства продолжает находиться в кризисном состоянии. Его преодоление возможно только при условии целого комплекса рыночных реформ, призванных обеспечить вхождение Украины в состав развитых государств мира.

 В заключении можно  сказать, что только при комплексном  подходе к проблеме совершенствования  финансовой системы Украины можно  добиться желаемых результатов,  т.е. сформировать современную  социально ориентированную финансовую  систему, исправно функционирующую  в условиях рыночных отношений.

 

Список использованной литературы

 

1). Василик О.Д. Теорія фінансів / О.Д. Василик – К.: НІОС. – 2003. – 416 с.

2). Карлин М.И. Финансовая система Украины: Науч. учеб.– К: Знания, 2007. – 324с.

3). Финансы/ Под ред. проф.А.М.Ковалёвой. – М.:Финансы и статистика,1998.

4). Ковалюк О.М. Фінансовий механізм економіки України / О.М. Ковалюк // Фінанси України – 2001. – № 9. – С. 22-28.

5). Фінанси: Навч. посібник / За ред. В.І. Оспіщева – К.: Знання,                           2008. – 576с.

 


Информация о работе Финансовая система Украины