Финансовая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:25, реферат

Описание работы

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Финансовая политика есть материализованная в финансовые решения и в практику, осознанная государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ…………4
1.1 РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………..4
1.2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ…………………5
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И МЕХАНИЗМА ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….18

Работа содержит 1 файл

Реферат по финансам.docx

— 40.44 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА УКРАИНЫ…………4

1.1 РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………..4

1.2 СОСТАВ И СТРУКТУРА  ФИНАНСОВ УКРАИНЫ…………………5

2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И  МЕХАНИЗМА ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления  своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки  и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Финансовая политика есть материализованная в финансовые решения и в практику, осознанная государством и обществом, предприятиями и фирмами необходимость роста благосостояния общественного и частного капитала. Делается это через объективно присущую финансам функцию распределения и перераспределения вновь создаваемой стоимости, выраженной в денежной форме. Содержание финансовой политики заключается в следующих звеньях:

    1. выработка научно-обоснованных концепций развития финансов;
    2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
    3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи.

 

1. Современная финансовая политика Украины

 

1.1 Регламентирование финансовых отношений

 

Функционирование финансового  механизма обеспечивается через  организационные структуры, которые  характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в  разработке и принятии законодательных  актов из финансов. Эта функция  возлагается на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план — бюджет государства — утверждается законодательно. Функции организации финансовой деятельности в стране полагаются на органы государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и Центральный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит в первую очередь от четких, согласованных действий этих органов. Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежных потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций и тем самым правильное направление действия финансового механизма. Финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы и способствовать их решению. И все же главная его цель заключается в том, чтобы не допускать зарождение, а тем более, заострение проблем. Особое место в финансовом механизме занимает финансовое право – совокупность юридических форм, регламентирующих финансовые отношения. Оно осуществляется с помощью финансового законодательства, представляющего собой совокупность финансово-правовых документов разного юридического уровня. В их состав входят: законодательные акты, постановления правительства, указы Президента, инструкции Министерства финансов и др. Они регулируют финансовые отношения в обществе, связанные с выполнением задач и функций государства, а также образованием и использованием финансовых ресурсов. Финансовое право, как и другие элементы финансового механизма динамично развивается. Развитие финансового законодательства происходит путем упорядочения, обновления и унификации законодательных актов по финансовым вопросам.

 

1.2 Состав и структура финансовой системы Украины

 

Финансовая политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:

  • ВНП или НД (национальный доход) - главные источники финансовых ресурсов;
  • объем инвестирования;
  • темпы обновления основных фондов;
  • рост производительности труда;
  • жизненный уровень населения;
  • дефицит государственного бюджета, который должен быть не более 3 %.

Финансовая система характеризуется  неплатежами в государственный  бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано  всего лишь 65 %. Из-за систематической  неплатежеспособности повышается государственный долг. Финансовая политика стабилизации включает в себя:

1) Остановку  инфляции:

В 1995 году произошло резкое падение инфляции:

  • январь - 18, 5 %;
  • февраль - 2 %;
  • март - 2, 8 %.

Идеальный уровень инфляции - 20 % в год (примерно 1 - 2 % в месяц).

2) Снижение дефицита бюджета  до 3 %;

3)Сохранение государственного долга в размере, не превышающем 1/2 НД.

К финансовой политике примыкает  денежно-кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики – отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии). Задачи финансовой стабилизации:

  • стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год;
  • дефицит бюджета не более 2 - 3 % от НД;
  • государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом НД.

В процессе работы государство  решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

1) проведение  мероприятий по переводу предприятий  на рыночные отношения;

2) преодоление  кризисного состояния финансов и оздоровление денежно-кредитной системы;

3) комплекс мер  по социальной защите населения.

В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями  финансовой политики являются:

- разумная приватизация  государственного сектора;

- дальнейшее развитие  антимонопольной политики;

- совершенствование действующей  налоговой системы;

- развитие финансового  рынка;

- ликвидация бюджетного  дефицита;

- сокращение внутреннего и внешнего долга.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное  отдаление отдельных составных  финансов. Совокупность этих составных  определяется термином «финансовая  система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных  элементов, которые имеют однородные признаки. Существуют особенности, связанные  с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако, они не настолько  существенны, чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности влияют на организацию  финансовых отношений, но не изменяют их суть. Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора. Сфера международные финансы отображает обменную и перераспределительную функцию на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Данный подход дает возможность  провести полную структуризацию финансовых отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом уровне, так как отслеживаются  все денежные потоки и между ними. Особенно актуальным для Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств. Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследовано в Украине.

Состав и структура  доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством, прежде всего  уровня экономического развития государства. Построение эффективной финансово-кредитной  системы, которая бы позволила субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) иметь доступ к финансовым ресурсам, определяется как один из приоритетов государственной политики и сфере предпринимательства. Характерной чертой современного этапа создания такой системы является изменение в понимании места и роли государства в этом процессе. Если в предыдущие годы государство рассматривалось как главный источник финансовых ресурсов для такой поддержки, то сегодня оно создает условия для развития соответствующих схем и учреждений.

Исходя из этого, существенно  изменилась и роль Украинского фонда  поддержки предпринимательства. Из фонда, который рассматривался и  частично выступал как непосредственно  финансово-кредитное учреждение, он трансформируется в организацию, осуществляющую финансовое обеспечение государственной  политики развития предпринимательства  в соответствии с утвержденными  программами. Деятельность УФПП в сфере  финансовой поддержки субъектов  малого предпринимательства определяется действующими законодательными актами, регламентируется «Положением о порядке использования Украинским фондом поддержки предпринимательства средств, предусмотренных на развитие предпринимательства в Украине» и касается таких направлений:

  • финансовое обеспечение реализации мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине;
  • финансовая поддержка отдельных программ и проектов отечественных товаропроизводителей на конкурсной основе через уполномоченный банк;
  • мониторинг выполнения программ и проектов, анализ эффективности использования инвестированных средств;
  • внедрение новых форм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
  • содействие развитию небанковского финансово-кредитного сектора.

Главным документом, обеспечивающим реализацию государственных принципов  в отношении предпринимательства  и определяющим конкретные действия в сфере финансовой политики УФПП, является Национальная программа содействия развитию малого предпринимательства в Украине.

Цель Национальной программы заключается в создании надлежащих условий для реализации конституционного права граждан Украины на предпринимательскую деятельность, повышения их благосостояния путем привлечения широких слоев населения к такой деятельности. Ожидаемыми результатами реализации Национальной программы являются ускорение развития малого предпринимательства, использование его потенциальных возможностей для решения экономических и социальных проблем, содействие структурной перестройке экономики, увеличение количества малых предприятий, укрепление экономической базы регионов, помощь в решении проблем безработицы, насыщение рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

 В Законе Украины  о Национальной программе №  2157-ИИИ от 21.12.2000 определены ее  основные направления и предусмотрено,  что мероприятия по ее реализации  ежегодно утверждаются Кабинетом  Министров Украины, а объем  их бюджетного финансирования  утверждается Верховной Радой  Украины в Законе о Государственном  бюджете Украины на очередной  год. Средствами, которые выделяются на реализацию мероприятий Национальной Программы, распоряжается Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

Главным организатором выполнения мероприятий является Украинский фонд поддержки предпринимательства. Национальная программа – это комплекс мероприятий, в реализации которых могут принимать участие государственные и местные органы власти, объединения предпринимателей и субъекты инфраструктуры, такие как бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, профильные бизнес-ассоциации, аналитические центры, консалтинговые, лизинговые и другие организации. Эти мероприятия касаются основных составляющих государственной политики в сфере предпринимательства, и именно в этих направлениях используются государственные средства:

  • развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
  • реализация социально направленных программ;
  • внедрение образовательных программ и мероприятий, направленных на повышение бизнес-культуры;
  • консультационная, информационная, ресурсная и финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, робот и услуг за государственные средства» реализация мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине осуществляется путем проведения тендеров. Объявления об очередных тендерах размещаются в журнале «Вестник государственных закупок». Выполнение мероприятий, связанных с финансированием субъектов малого предпринимательства, УФПП проводит путем конкурсного отбора, с целью обеспечения объективности и прозрачности этого процесса. Объявления о текущих конкурсах публикуются в газете «Урядовий кур'ер». Осуществляя финансирование проектов и программ за счет выделяемых государством средств, УФПП проводит системный мониторинг внедрения этих мероприятий и изучение социально-экономической эффективности от их реализации. При этом УФПП ставит перед собой такие цели:

  • обеспечить своевременное, целевое и рациональное использование государственных средств;
  • проанализировать результаты использования этих средств с точки зрения возрастания объемов производства и реализации продукции, увеличения поступлений в бюджеты разных уровней, дополнительного создания рабочих мест, экономического и социального значения для региона, приобретенного опыта для будущей деятельности;
  • стимулировать и дисциплинировать предпринимателей, воспитывать в них ответственное отношение к выполнению своих финансовых и иных обязательств по договорам, деловую ответственность, приверженность принципам предпринимательской этики.

Информация о работе Финансовая система Украины