Финансовая система Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:33, реферат

Описание работы

Политическая власть в Швеции принадлежит правительству и партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21 министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту – риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на основе пропорционального представительства. В риксдаге имеется президиум, состоящий из председателя (тальмана) и трех его заместителей, и не менее 15 комитетов, в том числе конституционный, бюджетно-финансовый, налоговый, а остальные соответствуют областям деятельности министерств.

Работа содержит 1 файл

Финансовая система Швеции.docx

— 146.15 Кб (Скачать)

Возросшие потребности государства в денежных средствах в связи с расширением  его функций не могли не вызвать  усиления фискальной функции налогов  за счет как расширения налоговой  базы ранее установленных налогов, так и введения новых форм прямого  и косвенного налогообложения. В середине 80-х годов общий уровень налогообложения достиг 50% ВНП, что гораздо выше соответствующего показателя в других странах: США – 29%, Японии – 27%, ФРГ - 28%,  Англии – 39%, Франции – 45%. К этому времени в Швеции  сложилась разветвленная налоговая система, охватывающая  доходы  практически от всех видов деятельности физических и юридических лиц, а также принадлежащее налогоплательщикам имущество, в какой бы форме оно не выступало. В 1989 году суммарные  поступления от налогов составили уже 56% ВНП против 41% в среднем по странам ЕЭС, причем этот разрыв за последние два десятилетия заметно увеличился – с 9,3 до 15%.

Наибольший  удельный вес в структуре налогов  занимает подоходный налог – 19% ВНП, взносы на социальное страхование предпринимателей – 13%, акцизы и налоги на потребление  соответственно – 5 и 7%, налог с корпораций – 2% ВНП.

Система налогообложения  доходов частных лиц и капитала была крайне  неоднородна и предусматривала дифференцированное налогообложение финансовых поступлений от имущества разного типа. Так, налог на банковские депозиты и доходы по облигациям  был чрезвычайно большим. Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом по высоким ставкам, тогда как доходы от прироста рыночной стоимости  этих же акций – по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100% дохода от прироста рыночной стоимости акций в случае их продажи облагались налогом, если акции находились в собственности менее двух лет, 40%  дохода, если срок владения превышал два года.

С 1 января 1991 года в Швеции вступила в  силу новая система налогообложения, одобренная парламентом страны в  июне 1990 года. Подготовка налоговой реформы заняла несколько лет и на последнем этапе в основном велась в четырех специальных комитетах, занимавшихся налогообложением доходов частных лиц, доходов корпораций, косвенными доходами и корректировкой налоговой системы с учетом инфляции.

Основными целями проведенной налоговой реформы  были следующие:

устранить негативные социально-экономические  последствия действовавшей налоговой  системы;

содействовать экономическому росту и повышению  национального благосостояния за счет стимулирования трудовой активности, повышения мобильности на рынке  труда и капитала;

создать условия для роста заработной платы без существенного увеличения инфляции;

снизить налоговое бремя для всех категорий  трудящихся при сохранении общего объема поступлений в государственный  и местный бюджет, достаточного для  поддержания высокого уровня социальной защищенности населения;

создать условия для равного налогообложения  непосредственного трудового дохода и различных категорий дохода на капитал;

ограничить  рост потребления за счет заемных  средств и стимулировать накопление;

ограничить  возможности высокооплачиваемых слоев  населения уклоняться от уплаты налогов  путем “налогового планирования”  и обеспечить равное налогообложение  лиц с равным уровнем доходов;

гармонизировать национальную налоговую систему  с налоговыми системами  стран, входящих в ОЭСР, и прежде всего членов ЕС.

С января 1991 года почти 80% трудящихся, имеющих  годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратили выплачивать государственный и платят только коммунальный (местный) налог.  Для доходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходного налога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная ставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых работников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90 тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставка подоходного налога составляет менее 24%.

Реформа системы косвенных налогов в  основном свелась к незначительному  повышению размера налога на добавленную  стоимость и расширению выбора товаров  и услуг, попадающих под этот вид  налогообложения. В дореформенный период этот налог, составляющий  23,46%  номинальной цены, охватывал около 70% объема личного потребления. Теперь он распространен на энергию, услуги  парикмахерских, салонов красоты, контор по управлению недвижимостью, использование средств связи и т.д., что должно увеличить поступления в бюджет на 20 млрд. крон.

Налог на прибыль акционерных компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены возможности вывода из-под налогообложения средств на уплату процентов и вознаграждение акционерам. Отменена корректировка размера налогооблагаемого дохода корпораций на основе переоценки стоимости товарно-материальных запасов. Выравнены налоговые условия финансирования капиталовложений за счет собственных и заемных средств. Корпорации получили право направлять часть прибыли в так называемый специальный заемный фонд выравнивания налогов, формируемый в зависимости от размера акционерного капитала.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ

 

Существующая  в Швеции экономическая система  обычно характеризуется как смешанная  экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой  понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной.

Важнейшая роль государственного сектора в  Швеции – аккумуляция и перераспределение  значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции  шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности.

Государственный сектор и государственная собственность  – разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран. Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).  Удельный вес  государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую  жизнь, Швеция занимает среди развитых  капиталистических стран первое место.

Коммунальная  собственность весьма ограниченна  и по закону разрешена в сфере  коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Государственная собственность принимает форму  либо акционерных компаний, либо государственных  предприятий. Последние – принадлежащие государству компании со значительной свободой действия в вопросах  финансов и занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно.  Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

В середине 1982 года  на денежный рынок Швеции был введен новый краткосрочный государственный инструмент – векселя государственного долга. За первые 6 месяцев объем торговли достиг 37 млрд крон,  и этот инструмент для финансирования государственного заимствования привлек широкий спектр инвесторов среди нефинансовых компаний и институтов рынка капиталов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

В последние годы увеличилась и  доля выплат по процентам по государственному долгу Швеции: с 7% в 1980 году до 9% в 1989 году   (58 млрд. крон). Правда, государственный долг стал снижаться (за 1986-1989гг. – с 631 до 600 млрд. крон, в том числе иностранный – со 126 до 95 млрд. крон) в связи с исчезновением дефицита бюджета.  Если в 1982 году он составлял 13% ВВП (87 млрд. крон), то в 1988 году было активное сальдо (впервые с 1962г).

Основная  часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру, транспорт  и связь (по 5%).

Основные  сферы расходов ландстингов –  здравоохранение, некоторые формы  образования, помощь инвалидам и  поддержка сельского хозяйства, промышленности и торговли. На здравоохранение приходится 75% всех расходов.

Основа  шведской системы социального страхования  – различные виды социальных пообий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования доостигли 134 млрд крон.

Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, ландстинги, коммуны и сектор социального страхования получают дотации в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные налоги.

В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (все доходоы – 378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - взносы на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования (60%) – подоходные налоги. Государственные трансферты коммунам в 1988 году составили 67 млрд крон, что  соответствует 25% доходов коммун (270 млрд крон), и являются дотациями  коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и  субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование – основной источник доходов (всего 162 млрд крон), составивший 97 млрд. крон, или 60% в 1988 году.Доходы по процентам Всеобщего Пенсионного Фонда составили 35 млрд крон.

Суммарные доходы государственного сектора в 1988 году составили 706 млрд крон, которые  на 64% состояли из налогов, а активное сальдо государственного сектора – 39 млрд крон. Бюджет коммун вселся с  дефицитом в 6 млрд крон. Активное сальдо сектора социального страхования – 28 млрд крон, а центрального правительства – 17 млрд крон. Таким образом, активное сальдо всего государственного сектора составило 3% ВВП, а его финансовое положение заметно улучшилось с 1982 года.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющх половину сферы услуг, доля государства – 92%, в том числе в здравоохранении – 91,9%, образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний – 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности  экономики. Этому способствуют, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные  государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рст доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор.

 

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

 

Швеция, избравшая принцип всеобщего  благосостояния, расширила государственный  сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в  этой области: 1/3 самодеятельного населения  занята в государственном секторе, что находит свое отражение в  исключительно высоких ставках  налогообложения. Суммарные государственные  расходы, включающие как издержки на  государственный сектор, так и трансфертные платжи, составляют  свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире. Можно охарактеризовать  эту часть шведской модели как социализацию основных потребностей, таких, как образование т здравоохранение.

Социальное  страхование составляет основной элемент  шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными).  Окончательной  гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.

Система страхования здоровья является прежде всего инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

Информация о работе Финансовая система Швеции