Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:33, реферат
Политическая власть в Швеции принадлежит правительству и партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21 министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту – риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на основе пропорционального представительства. В риксдаге имеется президиум, состоящий из председателя (тальмана) и трех его заместителей, и не менее 15 комитетов, в том числе конституционный, бюджетно-финансовый, налоговый, а остальные соответствуют областям деятельности министерств.
Финансовая система Швеции
Финансовая система любого государства включает в себя следующие звенья:
Рассматривая финансовую систему Швеции необходимо отметит, что она имеет свои особенности.
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ШВЕЦИИ
Политическая власть в Швеции принадлежит правительству и партиям, входящим в него. В настоящее время в него входит 21 министр. Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту – риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на основе пропорционального представительства. В риксдаге имеется президиум, состоящий из председателя (тальмана) и трех его заместителей, и не менее 15 комитетов, в том числе конституционный, бюджетно-финансовый, налоговый, а остальные соответствуют областям деятельности министерств.
Риксдаг
заседает с октября по май. Проект
бюджета на очередной финансовый год,
начинающийся с июля, представляется в
январе, а в апреле утверждается с дополнениями.
В Швеции два уровня местных органов
власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний)
и 284 коммун (низовых административно-
Таблица 1
Доходы Государственного бюджета Швеции
в % к национальному доходу
Период Страна |
1951- 1955 |
1956- 1960 |
1961- 1965 |
1966- 1970 |
1971- 1975 |
1976- 1980 |
1981- 1985 |
1980- 1990 |
1990- 1995 |
ШВЕЦИЯ |
33 |
37 |
45 |
50 |
55 |
64 |
66 |
68 |
74 |
Таблица 2
Структура государственных расходов в Швеции
(среднегодовые
показатели по пятилетным
1971-1975гг |
1976-1980гг |
1981-1986гг |
1986-1990гг |
|||||
Млрд. Долл. |
% |
Млрд. Долл. |
% |
Млрд. Долл. |
% |
Млрд. Долл |
% | |
Общая сумма Расходов |
18,0 |
100,0 |
42,0 |
100,0 |
73,0 |
100,0 |
110,0 |
100,0 |
1. Капвложения |
1,9 |
10,7 |
2,9 |
7,0 |
4,5 |
5,1 |
6,6 |
6,0 |
2. Тек. Расходы |
16,1 |
83,3 |
39,1 |
93,0 |
68,5 |
93,9 |
103,4 |
94,0 |
А) военные |
1,2 |
6,9 |
2,2 |
4,9 |
3,1 |
4,2 |
4,2 |
3,8 |
Б) Госаппарат И полиция |
1,2 |
6,7 |
2,5 |
5,9 |
4,3 |
5,9 |
6,3 |
5,7 |
В)% и выплаты По гос.долгу |
0,8 |
4,5 |
2,2 |
4,9 |
8,2 |
11,2 |
13,8 |
12,5 |
Г) Образование |
2,0 |
11,0 |
3,9 |
9,2 |
6,5 |
8,9 |
9,7 |
8,8 |
Д)Здраво-охранение |
2,1 |
11,6 |
4,7 |
11,2 |
8,2 |
11,3 |
12,2 |
11,1 |
Е)Прочие соц. Услуги |
1,7 |
9,4 |
4,3 |
10,2 |
8,0 |
10,9 |
11,8 |
10,7 |
Ж)Ден. Выплат населению |
4,7 |
25,9 |
11,0 |
26,2 |
20,1 |
27,6 |
33,5 |
30,4 |
Центральное
правительство оказывает
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, т.е. перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные бумаги.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей их общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих – медицинских работников, учителей и др. Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:
В Швеции государственный сектор, т.е. центральное правительство и местные органы власти (коммуны и правления лэнов), отвечает за разнообразные услуги, включающие образование, меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и другое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды и т.п. Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5% ВВП, в том числе 25,3% - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на социальное страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однако большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг.
Налоговая система в Швеции включает прямые и косвенные налоги и взносы. Основные прямые налоги – национальный (государственный) и местный (коммунальный) подоходные налоги, государственный налог на капитал (собственность), налог на наследство и дары. Кроме того, существует развитая система взносов с предпринимателей на социальное страхование, охватывающая пенсии, пособия по болезни и т.д.
Косвенные налоги, полностью поступающие государству, включают налог на добавленную стоимость и различные торговые и акцизные налоги по отдельным товарам. Риксдаг определяет как государственные, так и коммунальные налоги. Однако местные власти вправе сами устанавливать налоговые ставки в своих коммунах и лэнах.
Шведские
акционерные компании и экономические
ассоциации (в основном кооперативы)
облагаются государственным
Показателен подход к структуре налогов. Доминирующую роль в ней занимают налоги на личные доходы, имущество, а также налоги на товары в виде акциза и налога на добавленную стоимость. 88% составляют налоги на доходы, из которых 41% - это налоги на товары и услуги (косвенный налог на добавленную стоимость), 28% - налоги на личные доходы и 5% - на имущество.
Национальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки о 5 до 45%. С 1991 года этот налог в размере 20% выплачивается с доходов, превышающих 170 тыс. крон. Напротив, местный подоходный налог - пропорциональный, но его уровень различается по коммунам (в среднем 17%) и лэнам (свыше 13% в среднем); 1.1% идет церкви. В среднем в 1991 году он составлял 31,16%. В сумме эти два налога не могут превышать 72%.
Проблема
взаимодействия различных уровней
налоговых отношений решается установлением
такого порядка отчислений, при котором
налоги на доход и недвижимость в
подавляющем большинстве
Характерная
черта бюджетной налоговой
Используя механизм бюджетного перераспределения доходов, государство не столько способствует снижению степени неравенства уровней доходности различных групп населения, сколько выравниванию уровней текущего потребления. Особенность заключается в том, что центром решения социальных проблем является направление ресурсов на повышение занятости населения. Из них ? расходуется на активную политику на рынке труда и лишь ? на выплату пособий безработным, в то время как в других странах меры в этой области сводятся к оказанию материальной помощи безработным в форме пособий. В результате проведения активной государственной политики в области рынка труда в Швеции самая высокая в мире занятость трудоспособного населения (83-84%) и самый низкий уровень безработицы (1.6%).
Но, несмотря на достижения 80-х годов в шведской экономике намечались некоторые негативные тенденции. Темпы роста инфляции оказались на 2% выше, чем в странах – основных конкурентах Швеции на мировом рынке. Резко подскочили затраты на рабочую силу, возрос дефицит платежного баланса по текущим операциям. В то же время по темпам роста ВНП и производительности труда Швеция заметно отставала от средних показателей других государств. Нарастал процесс укачки капитала за границу. В 1988 году зарубежные инвестиции превысили объем вложений в национальную промышленность. Многие секторы шведской экономики и непроизводственной сферы испытывали нехватку рабочей силы.
Эти
отрицательные явления
Реализация ряда экономических и социальных программ потребовала дополнительных денежных средств и, в конечном счете, вызвала существенный рост государственных расходов и соответственно – усиление налогового пресса, что серьезно обострило финансовую обстановку в стране. Масштабность участия государства в перераспределительном процессе – особенность шведской финансовой системы по сравнению с другими странами. Через государственный бюджет в Швеции в 80-е годы распределялось 66-68% национального дохода, в то время как в странах Западной Европы только 54%, а в Японии и США всего 33-35%.