Финансовая система РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Понятие финансовой системы………………………………………..6
2. Сущность и структура финансовой системы......................................9
3. Типы финансовых систем……………………………………………14
4. Звенья финансовой системы, и их взаимосвязь…………………....17
5. Управление финансовой системой государства…………………...23
Заключение………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

       Такой подход в современных условиях будет  самым рациональным и окажет содействие дальнейшему углублению теории финансов. Без смысла отстаивать только распределительный характер финансов и игнорировать подходы западной финансовой науки. Но безосновательно отвергать и весь накопленный опыт только потому, что он сформировался в условиях другой экономической системы.

       Исходя  из вышеупомянутого, можно сформулировать такое определение финансов - совокупность отношений по поводу обмена, распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе ВВП, опосредствующихся движением денежных потоков между их субъектами – юридическими и физическими лицами и государством.

       Это довольно обобщенное определение, которое, естественно, можно дополнить различными уточнениями. Однако любое определение может быть максимально кратким, лишь указывая на главные признаки того или иного явления. Едва ли целесообразно в определении указывать абсолютно все детали. С одной стороны, это практически не возможно, с другой – только усложняет восприятие данного явления.

       Финансовую  систему можно рассмотреть по внутреннему строению и по организационной структуре.

       По  внутреннему строению финансовая система представляет собой  совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящих денежными потоками.

       Выделение составных элементов внутреннего  строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

       Внутренняя  сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики – государственные финансы; уровень мирового хозяйства – международные финансы; обобщающий уровень – финансовый рынок. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений. [л.-1]

       Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

       Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья:

  • бюджет государства;
  • государственный кредит;
  • фонды целевого назначения;
  • финансы государственного сектора.

       Сфера международных финансов отображает обменные и перераспрелелительные  отношения на мировом рынке и  включает три направления:

  • международные расчеты;
  • финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций;
  • международные финансовые институты.

       Сфера финансового рынка охватывает кругооборот  финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. [л.-1]

       Обособленным  звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

       Организационная структура финансовой системы характеризуется  совокупностью финансовых органов  и институтов, отображающих систему  управления финансами. Необходимость  распределения и перераспределения ВНП является объективным явлением, формы, и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными  закономерностями отображает условия конкретной страны. [л.-4]

       В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране составляют органы государственной власти и управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Типы финансовых систем

       В теоретико-практическом плане важной является проблема типологизации существующих финансовых систем. Анализ этой проблемы ведет к выводу о целесообразности  и возможности выделения таких двух видов финансовых систем: чистые и реальные системы.

       Чистая  финансовая экономическая система - это совокупность механизмов, институтов или учреждений формирования, движения и использования, так называемых чистых финансовых фондов (или чистых финансов), которые трактуют в экономической литературе по-разному и соответственно этому выделяют разные типы или виды чистых финансовых экономических систем. [л.-9]

       Чистая  экономическая система, объединяя  три сектора – предпринимательский (коммерческий), государственный и фондовый – является элементом национальной денежно-кредитной системы (и банковской системы), без которой она вообще не может существовать и нормально функционировать. Учитывая это, понятия финансов и денег (финансовой и денежно-кредитной системы) очень часто отождествляются.

       Реальная  финансовая система - это такая финансовая система, в которой формирование чистых финансов (денежных фондов, формирующихся вследствие определенной предпринимательской деятельностью) дополняется формированием квазичистых финансов (денежных фондов, формирующихся в результате выпуска акций и облигаций) и так называемых фискальных (налоговых) финансов  (денежных фондов, которые формируются на налоговой основе). Любая из нынешних национальных финансовых систем по своему характеру является смешанной, реальной ли, финансовой системой, поскольку она предусматривает как формирование чистых, так и квазичистых и фиксальных финансов.

       Соответственно  такому содержанию реальной финансовой системы в ее составе выделяют три сектора.

       Сектор 1. Это чистый финансовый сектор реальной финансовой системы, в котором процесс  формирования денежных фондов осуществляется на эквивалентной основе в соответствии с действием закона стоимости. Чистый финансовый сектор влияет на преобладающую часть бизнеса, на население и частично на государство.

       Сектор 2. Это квазичистый финансовый сектор, в котором денежные фонды сначала формируются не вследствие осуществления определенной предпринимательской (коммерческой или производственной) деятельности, а на ссудной основе в результате выпуска и реализации ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.). выпускать акции и облигации имеют право корпорации и государство.

       Сектор 3. Этот так называемый фискальный (или  налоговый) сектор реальной финансовой системы, в которой денежные фонды формируются, преимущественно за счет налогов. Фискальный сектор охватывает сферой своего влияния государство и его территориальные органы и реализует себя в формировании, во-первых, государственного, во-вторых, регионального (областного), в-третьих, местного (муниципального) бюджетов как определенных денежных фондов доходов и расходов соответствующих уровней государственной власти.

       Соотношение между этими секторами реальной финансовой системы неодинаково  во всех экономиках в различные исторические эпохи их развития.

       В менеджменте по характеру и частоте  взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа финансовых систем: закрытые и открытые. [л.-2]

       Закрытая  система имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной  экономики была закрытая финансовая система вследствие того,

         что

    - курс валюты был строго фиксирован;

       - собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство;

       - предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);

       - имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте;

       - валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями.

       Открытая  финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницание границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью. [л.-7]

       Такое многообразие форм собственности открывает  возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций. Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.   
 
 
 
 
 

      1. Звенья  финансовой системы, и их взаимосвязь

       Финансовую  систему можно представить в  виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев – государственного бюджета; местных финансов; финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов.  Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

       Главным звеном этой системы является государственный  бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

       Вторым  по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технической революции  происходит повышение роли и влияния  местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.

       Самостоятельное финансовое звено образуют финансы  государственных предприятий. Государственные  предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

       Особое  финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные отношения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, то есть они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Информация о работе Финансовая система РФ в современных условиях