Финансовая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Федеративная Республика Германия является федеративным государством. ФРГ входит в число ведущих держав мира.
Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства является главным экспортёром товаров и услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Финансовая система и финансовая политика Германии……………...3
2. Государственные доходы и расходы…………………………………...7
3. Банковская система Германии………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….21

Работа содержит 1 файл

фин.docx

— 48.36 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………….2

1. Финансовая система  и финансовая политика Германии……………...3

2. Государственные доходы  и расходы…………………………………...7

3. Банковская система  Германии………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….21

 

 

Введение.

 

Федеративная Республика Германия является федеративным государством. ФРГ входит в число ведущих  держав мира.

Обладая значительным экономическим  и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после  США и Японии, по объёму промышленного  производства является главным экспортёром  товаров и услуг.

В последние годы Германия значительно увеличила своё участие  в международной миграции капиталов  и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала.

По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения  ФРГ опережает США и другие ведущие страны мира.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической формации; в узком смысле система финансовых учреждений государства.

Устройство государственных  финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой федерации.

Целью контрольной работы является изучение финансовой системы  Германии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать характеристику структуре финансовой системы Германии, финансовой политике Германии, рассмотреть государственные  доходы и расходы и банковскую систему Германии.

 

1. Финансовая система и финансовая политика Германии.

 

Финансовая система ФРГ включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов[1, 85].

В конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти – «федеративной республики» называемой федерацией, и «земель», являющихся членами федерации. Земли сами являются государствами, объединенными в реальную федерацию, а не регионами фактически унитарного государства [1, 85].

Формально все звенья бюджетной  системы автономны, т.е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

В отношении бюджетов Федерации  и земель действует принцип, согласно которому они «самостоятельны и независимы друг от друга в ведении своего бюджетного хозяйства». В сфере налогового законодательства существует опять же исключительная законодательная компетенция Федерации (таможенные пошлины и финансовые монополии), превалирует конкурирующее законодательство и, наконец, имеются особые права у земель и общин (местные налоги и ставки прямых налогов). Для установления федеральных налогов, в которые вносят свой вклад также земли или общины, вновь требуется согласие Бундесрата.

Тенденция к тесной связи  между Федерацией и землями проявляется  и в области финансов. Раздельная система налоговых поступлений  была отменена, и предпочтение получила единая система. На первом этапе Федерация и земли стали делить поступления от подоходного налога и налога с доходов корпораций, а в 1969 году «общим налогом» в «большом налоговом союзе» стал также налог с оборота. С тех пор Федерация и земли получают равные доли поступлений от подоходного налога и налога с доходов корпораций, при этом общинам выделяется устанавливаемая в законодательном порядке часть этих налогов. В отличие от этого доля Федерации и земель в поступлениях от налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с их доходами и расходами и является, таким образом, постоянным яблоком раздора.

В конечном счете, комплексность  финансовой системы повышается как  за счет горизонтального распределения доходов между землями, так и путем их вертикального распределения между Федерацией и «бедными» землями. При этом горизонтальное распределение также регулируется федеральным законом с согласия Бундесрата, что зачастую приводило к образованию коалиции между Федерацией и слабыми в финансовом отношении землями. Горизонтальное и вертикальное распределение доходов государственного бюджета, регулируемое федеральным центром, уже становилось в прошлом главной причиной конфликтов между Федерацией и землями и многократно порождало жалобы в Федеральный конституционный суд.

Принципиальные наметки  реформы финансовой системы нацелены, с одной стороны, на достижение ювелирной  сбалансированности доходов и расходов (например, при возникновении проблем  с федеральными законами, принятие которых вводит земли в расходы), на сокращение совместного финансирования, включая финансирование общих задач, а также в целом на улучшение  финансового положения земель. С  другой стороны, обсуждается расширение автономии в части обеспечения  доходов посредством принятия земельных  законов об определенных налогах, поступающих  в распоряжение земель, как то налог  на транспортные средства, или ставок подоходного налога и налога на доходы корпораций, соответствующих ставкам  общинных прямых налогов.

Основу государственных  промышленных предприятий составляют крупные концерны, в руках которых  сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий.

Власти на федеральном  уровне берут на себя обеспечение  работы почты, железной дороги (до 1993г.), автодорог, службы социальной защиты (страхование  по болезни, пенсионные кассы, фонды  помощи), центрального банка и различных  банковских институтов. Федеративное государство является обладателем контрольного пакета акций в авиакомпании «Люфтганза» [1, 86].

Финансы государственных  предприятий – составная часть финансовой системы страны. ФРГ имеет развитый сектор государственной собственности [1, 90]. В руках властей земель, общин и федерального правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа. Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство.

Большие средства из бюджета  направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные  капиталовложения направляются также  в инфраструктуру.

Деятельность государственных  предприятий в ФРГ в целом  убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую  частным монополиям, установлены  низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных  кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.

В том случае, когда государственные  предприятия не убыточны, они уплачивают налоги в бюджеты соответствующих  уровней наравне с предприятиями  других форм собственности.

Финансовый капитал страны представлен группами сросшихся  между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё  национальное хозяйство. Особенностью ФРГ является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с США, но и с теми развитыми капиталистическими странами, экономика которых по своим масштабам сопоставима с западногерманской: в Японии, Франции, Великобритании количество таких групп составляет 15-20, а в ФРГ не достигает и 10 (не считая региональных групп, не имеющих общеэкономического значения). Это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках трёх гроссбанков – «Дойче банк», «Дрезден банк», «Коммерцбанк»: они контролируют около 80% акционерного капитала страны. Три главные финансовые группы сформировались вокруг этих гроссбанков. Их структуры частично переплетаются.

Особенностью германских финансовых групп является то, что  они, по сравнению с финансовыми  группами других стран, имеют менее  чёткие границы. Можно назвать лишь совокупность концернов, составляющих ядро той или иной группы. Между  отдельными группами также существуют многообразные связи, продолжающие умножаться.

В законе «О Федеральной  счетной палате Германии» от 11 июня 1985г. Указано, что Федеральная счетная  палата является верховным федеральным  административным  органом и как  независимый орган финансового  контроля подчиняется только закону [3, 512]. Она не относится не к исполнительной, не к законодательной власти.

В функции ФСП входит контроль и проверка расходов, обязательств по осуществлению расходов и тех  расходов, которые могли бы иметь  финансовые последствия для имущества  и долгов, а также соответствия деятельности правилам экономности, рациональности, эффективности хозяйствования федеральных органов власти, и прежде всего самого правительства.

Данные проверок палаты обобщаются в ежегодном докладе. На основании  этого доклада утверждается отчетность правительства о его деятельности.

Руководящие члены палаты (президент, вице президент, руководители отделов и секторов) пользуются судейской  независимостью, которую имеют судьи  высших инстанций. В остальном к  ним, как и к прочим сотрудникам  палаты, применяются положения закона о государственных служащих [3, 513].

 

2. Государственные  доходы и расходы.

 

Формирование доходов  госбюджета – это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как «квота государства» (его доля в ВНП). Государство в ФРГ в начале 80-х годов перераспределяло через госбюджет (включая фонд социального страхования) до половины ВНП.

Формирование доходов  определят целую систему финансовых каналов по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10 ; 7/10 и 1/3 [1, 96].

Налоговые доходы федерального бюджета формируются в основном из[1, 97]:

подоходный налог с  заработной платы и с заявленного  дохода;

налог на прибыль корпораций;

налог на добавленную стоимость;

промысловый налог;

налог на сырую нефть;

налог на водку;

налог на табак;

налог на электроэнергию.

К налогам земель относят  налоги на наследство, на приобретение земельного участка, на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и  содержание игорных доиов, на пожарную охрану.

К налогам общин относятся  местные налоги на потребление и  расходы, включают налог на напитки (на продажу напитков на разлив), на развлечения, на собак, на охоту и  рыбную ловлю, на открытие питейных заведений, небольших гостиниц, налог с лиц, владеющих двумя квартирами [1, 99].

В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое  регламентирование условий накопления общественного капитала является в  настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования  экономики. К числу главных методов  налогового регулирования относятся:

1) понижение или повышение  общего уровня налогообложения  (ставки прямого индивидуального  подоходного налога, налога на  прибыль корпораций, косвенных налогов);

2) система ускоренной  амортизации капитала предприятий;

3) налоговые скидки на  инвестиции («налоговый кредит»);

4) разнообразные специальные  налоговые льготы, поощряющие деловую  активность в отдельных сферах  или регионах.

Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.

Налоговая система ФРГ  опирается прежде всего на подоходный налог Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Данным налогом облагаются все граждане имеющие доход. Подоходный налог включает два вида налога: налог на заработную плату и налог с капитала.

В Германии основной особенностью подоходного налога является то, что  налогооблагается либо нераспределенная прибыль по ставке 50%, либо распределенная в виде дивидендов по ставке 36% с учетом дальнейшего взимания налога на доходы физических лиц. Налог на прибыль корпораций в Германии делится в пропорции 50% на 50% между федеральными и земельными бюджетами. Налог первоначально полностью взымается местными органами, но половина перечисляется ими в федеральный бюджет. Также в Германии широко используется ускоренная амортизация [A, 96].

Информация о работе Финансовая система Германии