Финансовая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Финансовая деятельность государства содержит в качестве обязательного компонента действия и операции контрольного содержания. Все органы, осуществляющие финансовый контроль, могут быть подразделены на органы общей и специальной компетенции.
В любом государстве высшим органом общей компетенции, выполняющим, наряду с другими полномочиями, и контрольные являются парламенты. Парламентский контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении бюджета и отчета об исполнении.

Работа содержит 1 файл

Финансовая система Франции. Финансы.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    Фискальной единицей для подоходного  налога  с физических лиц является  семья, состоящая из двух супругов  и лиц, находящихся у них  на иждивении. Подоходный налог  носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагается налогом доход до 18140 франков, максимальная ставка применяется для дохода больше 246770 франков.

  Крупные доходы Франции приносят налоги на собственность. Прогрессивная ставка от 0 до 1,5%. Причем сумма подоходного  налога и налога на собственность  не превышает 85% всего дохода.

  Из  системы местных налогов следует  выделить 4 основных налога:

  • земельный налог на застроенные участки
  • земельный налог на незастроенные участки
  • налог на жилье
  • профессиональный налог

Ставки  налогов устанавливаются местными органами власти, но не могут превышать законодательно установленного максимума.

3.ФИНАНСЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

   Главная роль в местных финансах Франции  принадлежит местным бюджетам. Местные  бюджеты находятся в ведении  местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции  и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам, назначаемым директором президента.

Основные разновидности  местных бюджетов Франции:

  • бюджеты различных местных коллективов
  • бюджеты территориальных коллективов (бюджеты регионов, департаментов и комунн), а также их объединений: городских сообществ, районов, синдикатов

  Во  Франции более трети всех  текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру, остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всех капитальных государственных затрат.

  Доходами  местных органов власти являются собственные (налоги и неналоговые  поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства. Решающее значение, как и в государственном бюджете, принадлежит косвенным налогам. Основным косвенным налогом выступает надбавка к налогу на добавленную стоимость, которая обеспечивает более 40% всех налоговых поступлений, среди местных налогов действуют: два поземельных налога, налог на жилые строения. Налог на профессию, взимаемый с любого лица, осуществляющего торгово-промышленную деятельность и ряд других.

  Недостаток  финансовых ресурсов вызывает необходимость  привлечения дополнительных средств. Государство предоставляет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существуют два вида субсидий: на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60% всех субсидий) и на капстроительство. Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.

 СПЕЦИАЛЬНЫЕ  ФОНДЫ

  Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов находящихся в  распоряжении государства или местных  органов власти и имеющих целевое назначение.

  К ним относятся  многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.

  Организационно  они отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:

  1 – образуют фонды доходов и  расходов которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития Франции).

  2 – составляют  внебюджетные  фонды, имеющие  юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции. Источники средств социальных специальных фондов складываются из:

  • взносов предпринимателей – 60%
  • взносов застрахованных – 18%
  • поступления государства – 20%
  • прочие доходы  -2%

  Это Пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды  находятся в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых  используются для инвестиций, а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства , присоединенные бюджеты , разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.

  Счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. И утверждаются парламентом. Средства спецсчетов проходят по двум разделам бюджета в его доходной и расходной части (самый крупный Фонд социального и экономического развития, который выдает кредиты от 3-5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития). Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.

  Присоединенные  бюджеты составляются организациями, пользующимися финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. Расходы каждого бюджета покрываются его доходами.

  Финансы местных предприятий отделены от местных бюджетов. Обычно к ним относятся: предприятия обеспечивающие водоснабжение и канализацию, мастерские, типография, жилищное хозяйство.

  Особую группу составляют финансы местных общественных организаций (палаты сельского хозяйства, торгово-промышленные палаты, профессиональные объединения), а также службы, дополняющие местные органы власти (различные бухгалтерские службы).

  В целом, в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет отчислений на социальное страхование).

4. ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  Франция занимает одно из первых мест среди  развитых капиталистических стран  по величине государственного сектора, получившего развитие в послевоенные годы в результате буржуазной национализации. На него приходится  около 1/10 ВНП, более четверти всех инвестиций и около 15 % всего занятого населения страны. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике (угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтики, электроники, химии). Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы, контроль со стороны парламента за ними незначительный, в соответствии  с уставом государственные предприятия правомочны заключать контракты, отвечать по своим обязательствам, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.

  Ресурсы государственного сектора формируются из различных источников: собственных средств 25%, безвозвратных дотаций и субсидий из госбюджета 18% , долгосрочных кредитов, внутренних и внешних займов, полученных на денежном рынке 57%.

 Государственные предприятия делятся на прибыльные и убыточные. Прибыльные предприятия вносят в бюджет налог на прибыль корпораций и отчисления от прибыли.

 Основная  причина убыточности предприятий  – политика заниженных цен и тарифов  на товары и услуги, предоставляемые монополиям.

 Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджета и специальных фондов.

5. РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ “ЦЕНТРОМ” И МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ.

 Главной проблемой  всегда было соотношение центра и  местной власти. Сейчас сложилась система с наибольшей степенью влиятельности и самостоятельности местных финансов. Можно выделить 5 принципов построения системы местных финансов: четкое разделение полномочий между различными уровнями местного самоуправления:

  • обеспечение полномочий необходимыми финансовыми ресурсами на базе обособленных и независимых местных финансов.
  • законодательное обеспечение выделенных полномочий,
  • голосование местных бюджетов.
  • разделение между распорядителями и бухгалтерами,  
  • независимый контроль на региональном уровне.

 

Заключение

Формой  независимого контроля в странах  с развитой экономикой является аудиторство. Что же касается государственного контроля, то здесь основные задачи состоят, во-первых, в установлении соответствия бюджетного прогноза целям общеэкономического развития, т.е. оценка качества и реальности бюджета – концепций, разработок при определении бюджетного выбора, обоснованности решений, во-вторых, - соответствия утвержденного бюджета и его фактического исполнения.

   К числу основных факторов, влияющих на эффективность контроля могут быть отнесены:

  • наличие обширной законодательной и нормативной базы;
  • информационное обеспечение, отвечающее аналитическим целям контроля;
  • широкая гласность принятия решений и исполнения бюджета;
  • наличие высокоспециализированного персонала.

   Во  Франции Счетная палата, вопреки  распространенному обычаю, является органом исполнительной власти, и  при этом пользуется независимостью от правительства.

   В пользу использования такого опыта  в системе государственного финансового  контроля в России, говорит тот факт, что уже давно стоит вопрос о создании органа государственного контроля, обслуживающего исполнительную власть, ее высший орган – Правительство Российской Федерации. Получилось так, что орган государственного финансового контроля, осуществляющий в соответствии с Конституцией контроль за исполнением федерального бюджета – Счетная палата, подотчетен только Федеральному Собранию страны.

   Наряду  с указанными контрольными органами, во Франции существует ряд других специализированных государственных  учреждений с контрольными функциями: Центральная служба кредитного надзора, центр проверки балансовой отчетности, Палата бюджетной дисциплины. Таким образом, во Франции используется целостная система финансового контроля, охватывающая все стороны и стадии бюджетного процесса.

 

Список  литературы:

1. Международные финансы: - Учеб. Пособие, М., 1997.

2. Матук Жан  Финансовые системы Франции и  других стран:-М., 1994г.

3. Новикова Т.С.  Местные финансы во Франции:  Новосибирск, 1996г.

4. Роль денежно-кредитной, бюджетной политики в экономическом развитии промышленно развитых стран: - Учеб. Пособие ,С-Пб., 1995г.

5. Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с.

6. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007г., 320 с.

7. Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210с.

8. Пархачев А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое знание, 2007г. 190 с. 

 

Приложение 1

Доходы  и расходы Франции ( в % к ВВП)

франция 1985 1989 1991 1993 1997
Доходы  ФБ 50,2 49,1 49,5 50,1 51,4
Расходы ФБ 50,1 47,6 48,6 52,5 50,8
Предварит. Чистые заимствования 0,0 -1,5 -0,8 2,4 -0,7
Выплаты % по гос. долгу 2,9 2,7 2,9 3,4 3,8
Чистые  заимствования 2,9 1,2 2,1 5,8 3,0

Информация о работе Финансовая система Франции