Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:56, реферат
Финансовая деятельность государства содержит в качестве обязательного компонента действия и операции контрольного содержания. Все органы, осуществляющие финансовый контроль, могут быть подразделены на органы общей и специальной компетенции.
В любом государстве высшим органом общей компетенции, выполняющим, наряду с другими полномочиями, и контрольные являются парламенты. Парламентский контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении бюджета и отчета об исполнении.
Фискальной единицей для
Крупные доходы Франции приносят налоги на собственность. Прогрессивная ставка от 0 до 1,5%. Причем сумма подоходного налога и налога на собственность не превышает 85% всего дохода.
Из
системы местных налогов
Ставки
налогов устанавливаются
Главная роль в местных финансах Франции принадлежит местным бюджетам. Местные бюджеты находятся в ведении местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам, назначаемым директором президента.
Основные разновидности местных бюджетов Франции:
Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру, остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всех капитальных государственных затрат.
Доходами местных органов власти являются собственные (налоги и неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства. Решающее значение, как и в государственном бюджете, принадлежит косвенным налогам. Основным косвенным налогом выступает надбавка к налогу на добавленную стоимость, которая обеспечивает более 40% всех налоговых поступлений, среди местных налогов действуют: два поземельных налога, налог на жилые строения. Налог на профессию, взимаемый с любого лица, осуществляющего торгово-промышленную деятельность и ряд других.
Недостаток финансовых ресурсов вызывает необходимость привлечения дополнительных средств. Государство предоставляет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существуют два вида субсидий: на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60% всех субсидий) и на капстроительство. Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение.
К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.
Организационно они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:
1 – образуют фонды доходов и расходов которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития Франции).
2 – составляют внебюджетные фонды, имеющие юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции. Источники средств социальных специальных фондов складываются из:
Это Пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства , присоединенные бюджеты , разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.
Счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. И утверждаются парламентом. Средства спецсчетов проходят по двум разделам бюджета в его доходной и расходной части (самый крупный Фонд социального и экономического развития, который выдает кредиты от 3-5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития). Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.
Присоединенные бюджеты составляются организациями, пользующимися финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. Расходы каждого бюджета покрываются его доходами.
Финансы местных предприятий отделены от местных бюджетов. Обычно к ним относятся: предприятия обеспечивающие водоснабжение и канализацию, мастерские, типография, жилищное хозяйство.
Особую группу составляют финансы местных общественных организаций (палаты сельского хозяйства, торгово-промышленные палаты, профессиональные объединения), а также службы, дополняющие местные органы власти (различные бухгалтерские службы).
В целом, в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет отчислений на социальное страхование).
Франция занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических стран по величине государственного сектора, получившего развитие в послевоенные годы в результате буржуазной национализации. На него приходится около 1/10 ВНП, более четверти всех инвестиций и около 15 % всего занятого населения страны. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике (угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтики, электроники, химии). Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы, контроль со стороны парламента за ними незначительный, в соответствии с уставом государственные предприятия правомочны заключать контракты, отвечать по своим обязательствам, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.
Ресурсы государственного сектора формируются из различных источников: собственных средств 25%, безвозвратных дотаций и субсидий из госбюджета 18% , долгосрочных кредитов, внутренних и внешних займов, полученных на денежном рынке 57%.
Государственные предприятия делятся на прибыльные и убыточные. Прибыльные предприятия вносят в бюджет налог на прибыль корпораций и отчисления от прибыли.
Основная
причина убыточности
Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджета и специальных фондов.
Главной проблемой всегда было соотношение центра и местной власти. Сейчас сложилась система с наибольшей степенью влиятельности и самостоятельности местных финансов. Можно выделить 5 принципов построения системы местных финансов: четкое разделение полномочий между различными уровнями местного самоуправления:
Формой независимого контроля в странах с развитой экономикой является аудиторство. Что же касается государственного контроля, то здесь основные задачи состоят, во-первых, в установлении соответствия бюджетного прогноза целям общеэкономического развития, т.е. оценка качества и реальности бюджета – концепций, разработок при определении бюджетного выбора, обоснованности решений, во-вторых, - соответствия утвержденного бюджета и его фактического исполнения.
К числу основных факторов, влияющих на эффективность контроля могут быть отнесены:
Во Франции Счетная палата, вопреки распространенному обычаю, является органом исполнительной власти, и при этом пользуется независимостью от правительства.
В пользу использования такого опыта в системе государственного финансового контроля в России, говорит тот факт, что уже давно стоит вопрос о создании органа государственного контроля, обслуживающего исполнительную власть, ее высший орган – Правительство Российской Федерации. Получилось так, что орган государственного финансового контроля, осуществляющий в соответствии с Конституцией контроль за исполнением федерального бюджета – Счетная палата, подотчетен только Федеральному Собранию страны.
Наряду с указанными контрольными органами, во Франции существует ряд других специализированных государственных учреждений с контрольными функциями: Центральная служба кредитного надзора, центр проверки балансовой отчетности, Палата бюджетной дисциплины. Таким образом, во Франции используется целостная система финансового контроля, охватывающая все стороны и стадии бюджетного процесса.
1. Международные финансы: - Учеб. Пособие, М., 1997.
2. Матук Жан Финансовые системы Франции и других стран:-М., 1994г.
3. Новикова Т.С. Местные финансы во Франции: Новосибирск, 1996г.
4. Роль денежно-кредитной, бюджетной политики в экономическом развитии промышленно развитых стран: - Учеб. Пособие ,С-Пб., 1995г.
5. Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с.
6. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007г., 320 с.
7. Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210с.
8. Пархачев
А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое
знание, 2007г. 190 с.
Приложение 1
Доходы и расходы Франции ( в % к ВВП)
|