Общественные объединения создаются
на основе принадлежности людей
к одной профессии или определенной
социальной группе, общих интересов,
увлечений или подходов к решению
задач общегражданского, идеологического
значения. В России действует большое
количество общественных объединений:
профессиональные союзы, партии, творческие
союзы, спортивные и другие добровольные
общества, специальные целевые и благотворительные
фонды.
Характерной особенностью использования
собственности общественных объединений
является то, что она не выступает источником
доходов для отдельных их членов, что является
характерным признаком некоммерческой
организации. Все доходы общественных
объединений идут на общее обслуживание,
удовлетворение их уставных потребностей
в целом, что отражается в организации
финансов.
В Гражданском Кодексе (статья
117) даётся следующая характеристика
общественных объединений:
«1.
Общественными и религиозными организациями
(объединениями) признаются добровольные
объединения граждан, в установленном
законом порядке объединившихся на основе
общности их интересов для удовлетворения
духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные
и религиозные организации являются
некоммерческими организациями. Они
вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь для достижения целей,
ради которых они созданы, и соответствующую
этим целям.
2.
Участники (члены) общественных
и религиозных организаций не
сохраняют прав на переданное
ими этим организациям в собственность
имущество, в том числе на членские взносы.
Они не отвечают по обязательствам общественных
и религиозных организаций, в которых
участвуют в качестве их членов, а указанные
организации не отвечают по обязательствам
своих членов.
3.
Особенности правового положения
общественных и религиозных организаций
как участников отношений, регулируемых
настоящим Кодексом, определяются законом.»
На основе этого материала
можно сделать заключение, что
общественные объединения являются
некоммерческими организациями
и не могут выделяться как отдельное
звено финансовой системы.
Автор
Вавилов выделяет отдельное звено
– финансы домохозяйств. Но долее
в учебнике не разъясняется, что
именно подразумевается под этим
термином и почему автор выделяет
её в отдельное звено. В разделе
о субъектах хозяйствования Вавилов
приводит более подробное описание финансов
коммерческих, некоммерческих организаций
и предприятий без образования юридического
лица, а разъяснение финансов домохозяйств
отсутствует.
Домохозяйство – это экономическая
единица, состоящая из одного или более
лиц, которая снабжает экономику ресурсами
и использует полученные за них деньги
для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих
материальные потребности человека.
Также есть еще одно определение:
Домохозяйство – это группа людей, проживающих
в одном жилом помещении или его части,
совместно обеспечивающих себя пищей
и всем необходимым для жизни, то есть
полностью или частично объединяющих
или расходующих свои средства. Эти люди
могут быть связаны отношениями родства
или отношениями, вытекающими из брака,
либо быть не родственниками, либо и теми
и другими.
Из этих определений следует,
что домохозяйства ведут какую-то
деятельность по изготовлению
продукции или, например, ведению
сельского хозяйства. Но для
того, чтобы снабжать ресурсами экономику,
как сказано в первом определении, необходимо
иметь на это разрешение, зарегистрироваться
как предприятие, платить налоги и т.д.
В законодательстве РФ не существует такой
организационно-правовой формы как домохозяйство.
А снабжать, например, какую-либо фирму
ресурсами с целью получения прибыли и
при этом не иметь никакого права на такую
деятельность – это уже экономическое
преступление.
Автор Ковалёва выделяет финансы
государственных, муниципальных,
частных, акционерных, арендных и общественных
хозяйствующих субъектов.
В сфере субъектов хозяйствования
существует такая организационно-правовая
форма как государственные и
муниципальные унитарные предприятия.
Из определения следует, что
эти предприятия относятся к
коммерческим организациям:
Унитарным предприятием признается
коммерческая организация, не
наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного
предприятия является неделимым
и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том числе между
работниками предприятия.
Под частными предприятиями автор
понимает, скорее всего, предприятие
без образования юридического
лица.
ПБОЮЛ являются отдельным звеном
финансовой системы в сфере
финансов субъектов хозяйствования.
Граждане Российской Федерации
вправе заниматься предпринимательской
деятельностью без образования
юридического лица с момента
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя. Под предпринимательской
деятельностью понимается инициативная,
самостоятельная деятельность граждан,
направленная на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемая от своего
имени, на свой риск и под свою имущественную
ответственность или от имени и под юридическую
ответственность юридического лица.
Индивидуальная предпринимательская
деятельность связана с розничной
и мелкооптовой торговлей, предоставлением
услуг (в т.ч. брокерских, аудиторских),
с некрупным производством товаров.
Предпринимательской деятельностью
без образования юридического
лица могут заниматься частнопрактикующие
врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные
детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию,
мелкие торговцы, фермеры.
Финансы хозяйствующих субъектов
без образования юридического
лица – это денежные отношения,
возникающие в связи с формированием денежных
доходов и накоплений индивидуального
предпринимателя и использованием их
на расширенное воспроизводство, материальное
стимулирование, выполнение обязательств
и удовлетворение иных собственных потребностей.
Основное отличие индивидуальных предпринимателей
от финансов юридических лиц, заключается
в том, что в хозяйственный оборот могут
непосредственно вовлекаться личные сбережения,
и, наоборот, предпринимательский доход
может использоваться не только на ведение
и расширение дела, но и на личное потребление.
Индивидуальный предприниматель
может вступать в финансовые
отношения с другими предпринимателями
(в том числе с юридическими
лицами коммерческой и некоммерческой
сфер деятельности, с государством,
с банковской системой, со страховыми
организациями. Индивидуальные предприниматели
относятся к малому бизнесу, поэтому к
ним в полной мере могут быть применимы
формы государственной финансовой поддержки
малого бизнеса.
Финансовые ресурсы предпринимателей,
действующих без образования юридического
лица, формируются в момент начала предпринимательской
деятельности и, как правило, за счет личных
сбережений, реже – за счет кредитов банков,
обществ взаимного кредитования. В дальнейшем
основным источником формирования финансовых
ресурсов является предпринимательский
доход. Финансовые ресурсы индивидуальных
предпринимателей используются на расширение
дела, платежи в бюджет и внебюджетные
фонды, благотворительные взносы и пожертвования,
на личные (семейные) сбережения и личное
потребление. Предпринимательская деятельность
в любой момент может быть прекращена
по желанию предпринимателя, тогда все
полученные доходы пойдут на формирование
личных сбережений и личное потребление.
Принадлежность финансов общественных
субъектов хозяйствования к финансам
некоммерческих организаций была рассмотрена
ранее.
Акционерное общество является
организационно-правовой формой
коммерческих предприятий. Поэтому
финансы акционерных обществ
не правильно выделять в отдельное
звено финансовой системы.
Акционерным обществом признается
общество, уставный капитал которого
разделен на определенное число
акций; участники акционерного
общества (акционеры) не отвечают
по его обязательствам и несут
риск убытков, связанных с деятельностью
общества, в пределах стоимости принадлежащих
им акций.
Отличительными чертами акционерного
общества по сравнению с другими
организационно-правовыми формами
хозяйствования являются:
- добровольность
его образования, причем учредителями
и участниками акционерного общества
могут быть самые различные юридические
и физические лица;
- возможность
внесения участниками общества своих
средств в уставный фонд в самых различных
формах – в виде зданий и сооружений, оборудования,
денежных средств, в том числе в иностранной
валюте, интеллектуальной собственности
и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного
общества и доля каждого их его участников
обязательно переводится в акции.
Выпускаемые обществом акции
являются не только инструментом
мобилизации финансовых ресурсов,
эффективным методом быстрого перелива
финансовых средств из одних отраслей
в другие, но и способом дробления («распыления»)
риска. Различия в самих акциях и условиях
их оборота приводят к тому, что акционерная
форма организации хозяйства является
очень гибкой и быстро приспосабливаемой
к любой сфере коммерческой деятельности.
С позиций достигаемого эффекта акционерные
общества являются главной формой хозяйствования
в условиях рыночной экономики.
Акционерное общество обладает
ограниченной ответственностью – не
отвечает про имущественным обязательствам
акционеров, а они несут ответственность
про обязательствам общества в пределах
своего вклада (пакета принадлежащих им
акций). Полученная обществом прибыль
распределяется в соответствии с нормой
распределения, в том числе используется
на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды
могут выплачиваться ежеквартально, раз
в полгода или раз в год. Промежуточный
дивиденд объявляется директором акционерного
общества и имеет фиксированный размер;
окончательный дивиденд объявляется общим
годовым собранием по результатам года,
с учетом выплат промежуточных дивидендов.
Финансы арендных субъектов хозяйствования
также следует отнести к финансам коммерческих
предприятий, так как арендное предприятие
является организационно-правовой формой
коммерческого предприятия.
Аренда – это распоряжение
и пользование каким-либо имуществом
за плату в течение определенного
срока, оговоренного договором
аренды. В аренду могут передаваться
земля, здания, сооружения, предприятия,
средства производства и т.д. Аренда не
влечет за собой изменения права собственности.
Арендатор лишь временно на срок и в рамках,
оговоренных договором, получает права
собственника, за что и вносит арендную
плату. Величина арендной платы включает
амортизационные отчисления от стоимости
арендованного имущества и часть дохода
от использования имущества, устанавливаемую
на договорной основе, но, как правило,
не ниже банковского процента.
Арендное предприятие образуется
после заключения договора аренды
между государственным органом и организацией
арендаторов, формируемой по решению трудового
коллектива. Оно действует на основании
устава, утверждаемого общим собранием.
В организации своей хозяйственной деятельности
предприятие полностью самостоятельно.
Доходы арендного предприятия, получаемые
из выручки после возмещения материальных
затрат, оплаты труда, уплаты налогов,
арендной платы, страховых платежей, поступают
в его полное распоряжение. Наряду с доходами
от хозяйственной деятельности приобретаемое
за счет средств арендатора имущество
тоже является его собственностью. Распределение
дохода на фонды экономического стимулирования
и оплаты труда осуществляется на арендных
предприятиях по самостоятельно разрабатываемым
нормативам. Таким образом, на дискуссионный
вопрос о составе сферы «финансы субъектов
хозяйствования» можно дать ответ, что
в эту сферу входят: финансы коммерческих
организаций, финансы некоммерческих
организаций и финансы предприятий без
образования юридического лица.
2.2.
Характеристика государственных
и муниципальных
финансов
Государственные
и муниципальные финансы представляют
собой сферу денежных отношений, связанных
с формированием и использованием денежных
доходов, поступлений и накоплений органов
государственной власти и органов местного
самоуправления. Государственные и муниципальные
финансы являются объективными по своей
природе и наличие сферы стоимостного
распределения и перераспределения с
участием государства обусловлено потребностями
общественного хозяйства. Для организации
бесперебойного кругооборота ресурсов
и товаров в масштабах всего производства,
для обеспечения функционирования непроизводственной
сферы общественного хозяйства, для обеспечения
безопасности и обороноспособности, покрытия
издержек государственного управления,
необходима аккумуляция финансовых ресурсов
в распоряжении государства, которое реализует
все названные функции.