Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
Изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме
Рассмотрение финансовой политики России;
Охарактеризовать основные направления финансовой политики;
Сделать соответствующие выводы и предложения по дальнейшему развитию финансовой политики России.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическое содержание финансовой политики государства и её направления
1.1 Финансовая политика: сущность и цели
1.2 Типы финансовой политики
Вывод
Глава 2. Современная финансовая политика государства в России
2.1 Налоговая политика
2.2 Таможенная политика
2.3 Бюджетная политика
2.4 Денежно-кредитная политика
Вывод
Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее
Вывод
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

осн.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма  было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с  государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным  планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным  получаемым эффектом. В связи с  этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным  нормам, что отрицательно сказалось  на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами  использования финансового механизма  в народном хозяйстве. Других государственных  управленческих органов в области  финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В  СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для  обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий  комплекс мероприятий: определение  основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью  государства и др. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов. Целевые направления проведения финансовой политики: фискальное, связанное  с балансированием доходов и  расходов государства и регулирующее, связанное с регулированием экономических  процессов . Важная составляющая финансовой политики - финансовый механизм. Он бывает директивный и регулирующий. В сферу директивного включаются налоги, расходы бюджета, финансовое планирование и т.п. Регулирующий механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

Основные типы финансовой политики: классический - основное направление - невмешательство государства в  экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма  как главного регулятора хозяйственных  процессов; регулирующий - вмешательство  и регулирование государством циклическое  развитие экономики; планово-директивный - максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в  соответствии с основными направлениями  государственного плана.

Глава 3.Перспективы финансовой политики России на будущее

 

"Основные  направления налоговой политики  в Российской Федерации на 2010 – 2012 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации1, предусматривают внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование  налога на прибыль организаций

2. Совершенствование  налога на добавленную стоимость

3. Совершенствование  акцизного налогообложения

4. Совершенствование  налога на доходы физических  лиц

5. Введение  налога на недвижимость взамен  действующих земельного налога  и налога на имущество физических  лиц

6. Совершенствование  налога на добычу полезных  ископаемых

7. Совершенствование  водного налога

8. Совершенствование  порядка изменения срока уплаты налога и иные вопросы налогового администрирования

9. Урегулирование  вопросов налогообложения организаций,  осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей

10. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных  налоговых режимов

11. Международное  сотрудничество, интеграция в международные  организации и соглашения, информационный  обмен

12. Совершенствование налогового администрирования

13. Отмена единого социального налога

14. Совершенствование  государственной пошлины

15. Повышение  Транспортного налога

16. Совершенствование  налогообложения некоммерческих  организаций, содействие практике  благотворительной деятельности  и добровольчества

17. Усовершенствование  налога на имущество организаций

Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о  налогах и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового  кризиса и разработки приоритетов  социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение  устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее  – создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако  при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы.

Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной  системой Российской Федерации и  увеличению масштабов уклонения  от уплаты налогов. В целях минимизации  указанных рисков потребуется повышение  качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке  были внесены целый ряд уточнений  и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых  вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль  организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при  добыче нефти, включая снижение его  ставки.

В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о  том, насколько меры в области  налогового стимулирования экономики  способны создать предпосылки для  преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы  для экономического роста с помощью  мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики  или отдельных ее секторов) либо приоритетными являются меры бюджетной  поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для  бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному  отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан – основной «антикризисный налоговый пакет» был  принят в конце 2008 года. В ближайшие  годы антикризисные меры будут реализовываться  путем осуществления бюджетной  политики.

Основные  направления бюджетной политики в Российской Федерации на 2010 – 2012 годы:

1) внедрение  программно-целевых принципов организации  деятельности

органов исполнительной власти и органов  местного самоуправления;

2) восстановление  трехлетнего бюджета;

3) переход  к программному бюджету;

4) развитие  новых форм оказания государственных  (муниципальных услуг);

5) реформирование  государственного (муниципального) финансового

контроля;

6) совершенствование  механизмов государственных (муниципальных)

закупок;

7) повышение  эффективности бюджетных расходов  по направлениям

государственной политики (отраслям экономики и социальной сферы);

8) создание  информационной среды и технологий  для реализации управленческих  решений и повышения действенности  общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Основные  направления денежно-кредитной политики в Российской Федерации на 2010 – 2012 годы:

Основные  направления включают характеристику состояния экономики России, прогноз  ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в 2009 г, прогноз основных показателей платежного баланса и ориентиры денежно-кредитной  политики на 2010 г и период 2011 и 2012 гг. Кроме того, документ содержит сценарии макроэкономического развития на 2010 г и период 2011 и 2012 гг.

Цена  на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние  российской экономики. В связи с  этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2010-2012 г, два из которых  соответствуют прогнозам правительства  РФ.

В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам  правительства, предполагается снижение в 2010 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения  могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем  ВВП увеличится на 0,2%.

В качестве второго варианта рассматривается  прогноз, положенный в основу проекта  федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 г цена на российскую нефть  может составить 58 долларов за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной  поддержки приоритетных направлений  социально-экономического развития. Прирост  реальных располагаемых денежных доходов  населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 %и 1 % соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

Информация о работе Финансовая политика