Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
Изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме
Рассмотрение финансовой политики России;
Охарактеризовать основные направления финансовой политики;
Сделать соответствующие выводы и предложения по дальнейшему развитию финансовой политики России.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическое содержание финансовой политики государства и её направления
1.1 Финансовая политика: сущность и цели
1.2 Типы финансовой политики
Вывод
Глава 2. Современная финансовая политика государства в России
2.1 Налоговая политика
2.2 Таможенная политика
2.3 Бюджетная политика
2.4 Денежно-кредитная политика
Вывод
Глава 3. Перспективы финансовой политики России на будущее
Вывод
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

осн.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Экономическое  содержание финансовой политики государства и её направления

1.1 Финансовая  политика: сущность и цели

1.2 Типы финансовой политики

Вывод

Глава 2. Современная  финансовая политика государства в  России

2.1 Налоговая  политика

2.2 Таможенная  политика

2.3 Бюджетная  политика

2.4 Денежно-кредитная  политика

Вывод

Глава 3. Перспективы  финансовой политики России на будущее

Вывод

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики, составной частью которой  является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Актуальность темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране.

Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.

Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает – особенности современной финансовой политики в РФ.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:

  • Изучение литературы и нормативно-правовых актов по выбранной теме
  • Рассмотрение финансовой политики России;
  • Охарактеризовать основные направления финансовой политики;
  • Сделать соответствующие выводы и предложения по дальнейшему развитию финансовой политики России.

Методы исследования данной курсовой работы:

  1. изучение литературы и нормативно-правовых актов;
  2. анализ развития финансовой политики Российской Федерации;
  3. выявление перспектив развития финансовой политики РФ

В первой главе последует рассмотрение экономического содержания финансовой политике и её направления, во второй главе - подробное  рассмотрение направлений финансовой политики, а в третьей главе  будут предначертаны перспективы  финансовой политики России на будущее.

Каждый  год издаются книги и учебники с новой информацией о финансовой политике. Большинство авторов учебников  по разным экономическим дисциплинам, такие как Васильева М.В., Перекрёстова Л.В., Жуков Е.Ф. и другие рассматривают финансовую политику в своих работах.

 

Глава 1. Экономическое содержание финансовой политики государства и её направления

 

    1. Финансовая политика: сущность и цели

 

В любом  обществе государство использует финансы  для осуществления своих функций  и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения  в жизнь обеспечиваются условия  выполнения задач, стоящих перед  обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические  интересы.

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание  финансовой политики многогранно. Она  включает следующие важнейшие звенья:

  • Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  • Создание адекватного финансового механизма.
  • Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Единство  трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна  финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем не реалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию  и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная  часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Финансовый  механизм - система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

Элементами финансового механизма  являются:

  1. формы финансовых ресурсов;
  2. методы их формирования;
  3. система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства; ·
  4. организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Целями финансовой политики могут  являться:

  1. политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  2. экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне
  3. социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Финансовая  политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном  уровне:

  • мировом
  • региональном
  • национальном
  • на уровне отдельных регионов внутри страны
  • на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
  • отдельного предпринимателя
  • на уровне отдельного домохозяйства

1.2 Типы финансовой политики

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:

классический;

регулирующий;

планово-директивный.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в  основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогообложения  должна была создать необходимое  поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами  еще в XIX в. Вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро  встал вопрос об этом в конце 20-х  годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства  государств. В этот период в индустриально  развитых странах осуществлялся  переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского  экономиста Дж. Кейнса (1883 - 1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономический субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечивать сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием  бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30-60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

Информация о работе Финансовая политика