В
современных условиях, когда вносятся
кардинальные изменения во все сферы
жизни общества, важно обеспечить
своевременное решение законодательных
проблем Неудовлетворительное состояние
законодательства сдерживает хозяйственную
инициативу, тормозит общественное развитие.
Разногласия в правовом регулировании
оборачиваются издержками в экономике,
негативными социальными и нравственными
последствиями. Формируя финансовый механизм,
государство стремиться обеспечить его
наиболее полное соответствие требованиям
финансовой политики того иного периода,
что является залогом полноты реализации
ее целей и задач. При этом сохраняется
постоянное стремление к наиболее полной
увязке финансового механизма и его отдельных
элементов с личными и коллективными интересами,
что является залогом эффективности финансового
механизма.
2
Современная финансовая политика
Украины
2.1
Регламентирование финансовых отношений
Функционирование
финансового механизма обеспечивается
через организационные структуры,
которые характеризуют надстройку общества.
Это правовое регламентирование, планирование,
организация и контроль. Правовое регламентирование
отображается в разработке и принятии
законодательных актов из финансов. Эта
функция полагается на органы государственной
власти. Финансовое планирование заключается
в разработке финансовых планов, на основе
которых ведется оперативное управление.
Основной финансовый план - бюджет государства
- утверждается законодательно. Функции
организации финансовой деятельности
в стране полагаются на органы государственного
управления и непосредственно на Министерство
финансов и Центральный банк. Эффективность
управления финансовым механизмом зависит
в первую очередь от четких, согласованных
и согласованных действий этих органов.
Финансовый контроль дает возможность
постоянно следить за движением денежных
потоков, он обеспечивает проверку законности
осуществления финансовых операций и
тем самым правильное направление действия
финансового механизма. В управлении финансовым
механизмом важным является один аспект:
на что должно быть нацелено его функционирование?
На то, чтобы с его помощью решать те или
другие проблемы, которые периодически
возникают в обществе, на то ли, чтобы их
не возникало? Конечно, финансовый механизм
должен реагировать на существующие проблемы
и способствовать их решению. И все же
главная его цель заключается в том, чтобы
не допускать зарождение, а тем более,
заострение проблем. Особое место в финансовом
механизме занимает финансовое право
- совокупность юридических форм, регламентирующих
финансовые отношения
2.2
Состав и структура финансовой
системы Украины
Финансовая
политика государства - это совокупность
мероприятий по формированию и использованию
финансовых ресурсов. Свое конкретное
воплощение финансовая политика имеет
в финансовом механизме государства. Финансовое
положение страны характеризуется рядом
показателей:
·
ВНП или НД (национальный доход) -
главные источники финансовых ресурсов
·
Объем инвестирования
·
Темпы обновления основных фондов
·
Рост производительности труда
·
Жизненный уровень населения
·
Дефицит государственного бюджета.
Должен быть не более 3 %.
Финансовая
система характеризуется неплатежами
в государственный бюджет. Так, например,
в 1995 году было собрано всего лишь
65 %. Из-за систематической неплатежеспособности
приходится повышать государственный
долг. Финансовая политика стабилизации
включает в себя:
1)
Остановить инфляцию:
В
1995 году произошло резкое падение
инфляции:
·
январь - 18, 5 %;
·
февраль - 2 %;
·
март - 2, 8 %.
·
Идеал - 20 % в год (примерно 1 - 2 % в месяц).
2)
Снижение дефицита бюджета до
3 %
3)
Государственный долг - до 1/2
ВНП.
К
финансовой политике примыкает денежно-кредитная
политика. Одно из достижений финансовой
политики - отказ в законодательном
порядке от покрытия государственного
долга путем выдачи Центробанку кредитов
(эмиссии). Задачи финансовой стабилизации:
·
стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция
присутствует и в развитых странах,
где она равна примерно 1, 8 % в
год;
·
дефицит бюджета не более 2 - 3 % от
ВНП;
·
государственный долг должен составлять
небольшую сумму и расти только
с ростом ВНП.
В
процессе работы государство решает
противоречивые задачи, следовательно,
финансовая политика должна быть балансирующей.
Основными направлениями финансовой
политики в современных условиях являются:
1)
проведение мероприятий по переводу
предприятий на рыночные отношения;
2)
преодоление кризисного состояния
финансов и оздоровление денежно
- кредитной системы;
3)
комплекс мер по социальной
защите населения.
В
условиях перехода к рыночной экономике
основными направлениями финансовой
политики являются:
-
разумная приватизация государственного
сектора;
-
дальнейшее развитие антимонопольной
политики;
-
совершенствование действующей
налоговой системы;
-
финансовое обеспечение конверсии;
-
развитие финансового рынка;
-
ликвидация бюджетного дефицита;
-
сокращение внутреннего и внешнего
долга;
Выделение
форм финансовых отношений характеризует
относительное отдаление отдельных
составных финансов. Совокупность этих
составных определяется термином «финансовая
система». Как и любая другая система,
она является не простым набором, а совокупностью
взаимосвязанных элементов, которые имеют
однородные признаки.
Сфера международные финансы
отображает обменную и перераспределительную
функцию на мировом рынке и включает три
направления: международные расчеты; финансы
международных политических, экономических,
гуманитарных организаций; международные
финансовые институты. Сфера финансового
рынка охватывает кругооборот финансовых
ресурсов как специфического товара. Финансовый
рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленным звеном финансовой системы
выступает страхование, которое не принадлежит
к конкретной сфере. Данный подход дает
возможность провести полную структуризацию
финансовых отношений, выделить и охарактеризовать
денежные потоки. Это также делает предпосылки,
чтобы организовать четкую систему управления
финансами на каждом уровне, так как отслеживаются
все денежные потоки и между ними. Особенно
актуальным для Украины, ее финансовой
системой является усиление внимания
государственных деятелей, ученых и практиков
к финансам домохозяйств. Таким образом,
это звено финансовой системы прежде всего
представлено бюджетом домохозяйств,
который является объектом серьезных
исследований в государствах с развитой
рыночной экономикой, но недостаточно
исследованной отечественной литературе.
Состав и структура доходов и расходов
бюджетов домохозяйств, взаимоотношение
доходов и расходов является свидетельством,
прежде всего уровня экономического развития
государства. Построение эффективной
финансово-кредитной системы, которая
бы позволили субъектам малого и среднего
предпринимательства (МСП) иметь доступ
к финансовым ресурсам, определяется как
один из приоритетов государственной
политики и сфере предпринимательства.
Характерной чертой современного этапа
создания такой системы является изменение
в понимании места и роли государства
в этом процессе. Если в предыдущие годы
государство рассматривалось как главный
источник финансовых ресурсов для такой
поддержки, то сегодня оно занимает активную
позицию, свойственную именно государству,
то есть создает условия для развития
соответствующих схем и учреждений. Исходя
из этого, существенно изменилась и роль
Украинского фонда поддержки предпринимательства.
Из фонда, который рассматривался и частично
выступал как непосредственно финансово-кредитное
учреждение, он трансформируется в организацию,
осуществляющую финансовое обеспечение
государственной политики развития предпринимательства
в соответствии с утвержденными программами.
Деятельность УФПП в сфере финансовой
поддержки субъектов малого предпринимательства
определяется действующими законодательными
актами, регламентируется "Положением
о порядке использования Украинским фондом
поддержки предпринимательства средств,
предусмотренных на развитие предпринимательства
в Украине" и касается таких направлений:
·
финансовое обеспечение реализации
мероприятий Национальной программы
содействия развитию малого предпринимательства
в Украине;
·
финансовая поддержка отдельных программ
и проектов отечественных товаропроизводителей
на конкурсной основе через уполномоченный
банк;
·
мониторинг выполнения программ и проектов,
анализ эффективности использования
инвестированных средств;
·
внедрение новых форм финансово-кредитной
поддержки малого предпринимательства;
·
содействие развитию небанковского
финансово-кредитного сектора.
Главным
документом, обеспечивающим реализацию
государственных идеологических принципов
в отношении предпринимательства
и определяющим конкретные действия
в сфере финансовой политики УФПП, является
Национальная программа содействия развитию
малого предпринимательства в Украине.
Цель Национальной программы заключается
в создании надлежащих условий для реализации
конституционного права граждан Украины
на предпринимательскую деятельность,
повышении их благосостояния путем привлечения
широких слоев населения к такой деятельности.
Ожидаемыми результатами реализации Национальной
программы являются ускорение развития
малого предпринимательства, использования
его потенциальных возможностей для решения
экономических и социальных проблем, содействие
структурной перестройке экономики, увеличение
количества малых предприятий, укрепление
экономической базы регионов, позитивное
влияние на решение проблем безработицы,
насыщение рынка отечественными конкурентоспособными
товарами и услугами, развитие инфраструктуры
поддержки предпринимательства. В Законе
Украины о Национальной программе № 2157-ИИИ
от 21.12.2000 определены ее основные направления
и предусмотрено, что мероприятия по ее
реализации ежегодно утверждаются Кабинетом
Министров Украины, а объем их бюджетного
финансирования утверждается Верховной
Радой Украины в Законе о Государственном
бюджете Украины на очередной год. Главным
распорядителем средств, которые выделяются
на реализацию мероприятий Национальной
Программы, является Государственный
комитет Украины по вопросам регуляторной
политики и предпринимательства. Главным
организатором выполнения большинства
мероприятий является Украинский фонд
поддержки предпринимательства. Национальная
программа - это комплекс мероприятий,
в реализации которых могут принимать
участие государственные и местные органы
власти, объединения предпринимателей
и субъекты инфраструктуры, такие как
бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, профильные
бизнес-ассоциации, аналитические центры,
консалтинговые, лизинговые и другие организации.
Эти мероприятия касаются основных составляющих
государственной политики в сфере предпринимательства,
и именно в этих направлениях используются
государственные средства:
·
развитие региональной инфраструктуры
поддержки предпринимательства;
·
реализация социально направленных
программ;
·
внедрение образовательных программ
и мероприятий, направленных на повышение
бизнес-культуры;
·
консультационная, информационная, ресурсная
и финансовая поддержка субъектов малого
предпринимательства.
В
соответствии с Законом Украины
"О закупке товаров, робот и
услуг за государственные средства"
реализация мероприятий Национальной
программы содействия развитию малого
предпринимательства в Украине, связанных
с закупкой УФПП товаров, работ или услуг,
осуществляется путем проведения тендеров.
Объявления об очередных тендерах размещаются
в журнале "Вестник государственных
закупок". Выполнение мероприятий, связанных
с финансированием субъектов малого предпринимательства,
УФПП проводит путем конкурсного отбора,
с целью обеспечения объективности и прозрачности
этого процесса. Объявления о текущих
конкурсах публикуются в газете "Урядовий
кур'ер". Осуществляя финансирование
проектов и программ за счет выделяемых
государством средств, УФПП проводит системный
мониторинг внедрения этих мероприятий
и изучение социально-экономической эффективности
от их реализации. При этом УФПП ставит
перед собой такие целые:
·
обеспечить своевременное, целевое и рациональное
использование государственных средств;
·
проанализировать результаты использования
этих средств с точки зрения возрастания
объемов производства и реализации
продукции, увеличения поступлений
в бюджеты разных уровней, дополнительного
создания рабочих мест, экономического
и социального значения для региона, приобретенного
опыта для будущей деятельности;
·
стимулировать и дисциплинировать
предпринимателей, воспитывать в
них ответственное отношение
к выполнению своих финансовых и
иных обязательств по договорам, деловую
ответственность, приверженность принципам
предпринимательской этики.
Все
это позволяет в конечном результате
определить общий вклад УФПП в
поддержку развития предпринимательства
в следующих аспектах:
·
упрощение субъектам предпринимательской
деятельности доступа к финансовым ресурсам;
·
сохранение существующих и создание
новых рабочих мест;