Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой политики Украины и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой политики;
- рассмотрение государственного бюджета Украины;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства.

Содержание

Введение
1. Сущность, состав и типы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики
1.2 Составляющие финансовой политики и типы финансовой политики
1.3 Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
2. Современная финансовая политика Украины
2.1 Регламентирование финансовых отношений
2.2 Состав и структура финансовой системы Украины
2.3 Пути совершенствования финансовой системы Украины и механизма ее функционирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Фин пол.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы  жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных  проблем Неудовлетворительное состояние  законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма. 

     2 Современная финансовая политика  Украины 

     2.1 Регламентирование финансовых отношений

     Функционирование  финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование отображается в разработке и принятии законодательных актов из финансов. Эта функция полагается на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведется оперативное управление. Основной финансовый план - бюджет государства - утверждается законодательно. Функции организации финансовой деятельности в стране полагаются на органы государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и Центральный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит в первую очередь от четких, согласованных и согласованных действий этих органов. Финансовый контроль дает возможность постоянно следить за движением денежных потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций и тем самым правильное направление действия финансового механизма. В управлении финансовым механизмом важным является один аспект: на что должно быть нацелено его функционирование? На то, чтобы с его помощью решать те или другие проблемы, которые периодически возникают в обществе, на то ли, чтобы их не возникало? Конечно, финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы и способствовать их решению. И все же главная его цель заключается в том, чтобы не допускать зарождение, а тем более, заострение проблем. Особое место в финансовом механизме занимает финансовое право - совокупность юридических форм, регламентирующих финансовые отношения 

     2.2 Состав и структура финансовой  системы Украины

     Финансовая  политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию  финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:

     · ВНП или НД (национальный доход) - главные источники финансовых ресурсов

     · Объем инвестирования

     · Темпы обновления основных фондов

     · Рост производительности труда

     · Жизненный уровень населения

     · Дефицит государственного бюджета. Должен быть не более 3 %.

     Финансовая  система характеризуется неплатежами  в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Финансовая политика стабилизации включает в себя:

     1) Остановить инфляцию:

     В 1995 году произошло резкое падение  инфляции:

     · январь - 18, 5 %;

     · февраль - 2 %;

     · март - 2, 8 %.

     · Идеал - 20 % в год (примерно 1 - 2 % в месяц).

     2) Снижение дефицита бюджета до 3 %

     3) Государственный долг - до 1/2 ВНП.

     К финансовой политике примыкает денежно-кредитная  политика. Одно из достижений финансовой политики - отказ в законодательном  порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии). Задачи финансовой стабилизации:

     · стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в  год;

     · дефицит бюджета не более 2 - 3 % от ВНП;

     · государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.

     В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

     1) проведение мероприятий по переводу  предприятий на рыночные отношения;

     2) преодоление кризисного состояния  финансов и оздоровление денежно  - кредитной системы;

     3) комплекс мер по социальной  защите населения.

     В условиях перехода к рыночной экономике  основными направлениями финансовой политики являются:

     - разумная приватизация государственного  сектора;

     - дальнейшее развитие антимонопольной  политики;

     - совершенствование действующей  налоговой системы;

     - финансовое обеспечение конверсии;

     - развитие финансового рынка;

     - ликвидация бюджетного дефицита;

     - сокращение внутреннего и внешнего  долга;

     Выделение форм финансовых отношений характеризует  относительное отдаление отдельных  составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

       Сфера международные финансы  отображает обменную и перераспределительную функцию на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними. Особенно актуальным для Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств. Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством, прежде всего уровня экономического развития государства. Построение эффективной финансово-кредитной системы, которая бы позволили субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) иметь доступ к финансовым ресурсам, определяется как один из приоритетов государственной политики и сфере предпринимательства. Характерной чертой современного этапа создания такой системы является изменение в понимании места и роли государства в этом процессе. Если в предыдущие годы государство рассматривалось как главный источник финансовых ресурсов для такой поддержки, то сегодня оно занимает активную позицию, свойственную именно государству, то есть создает условия для развития соответствующих схем и учреждений. Исходя из этого, существенно изменилась и роль Украинского фонда поддержки предпринимательства. Из фонда, который рассматривался и частично выступал как непосредственно финансово-кредитное учреждение, он трансформируется в организацию, осуществляющую финансовое обеспечение государственной политики развития предпринимательства в соответствии с утвержденными программами. Деятельность УФПП в сфере финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства определяется действующими законодательными актами, регламентируется "Положением о порядке использования Украинским фондом поддержки предпринимательства средств, предусмотренных на развитие предпринимательства в Украине" и касается таких направлений:

     · финансовое обеспечение реализации мероприятий Национальной программы  содействия развитию малого предпринимательства  в Украине;

     · финансовая поддержка отдельных программ и проектов отечественных товаропроизводителей на конкурсной основе через уполномоченный банк;

     · мониторинг выполнения программ и проектов, анализ эффективности использования  инвестированных средств;

     · внедрение новых форм финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

     · содействие развитию небанковского  финансово-кредитного сектора.

     Главным документом, обеспечивающим реализацию государственных идеологических принципов  в отношении предпринимательства  и определяющим конкретные действия в сфере финансовой политики УФПП, является Национальная программа содействия развитию малого предпринимательства в Украине. Цель Национальной программы заключается в создании надлежащих условий для реализации конституционного права граждан Украины на предпринимательскую деятельность, повышении их благосостояния путем привлечения широких слоев населения к такой деятельности. Ожидаемыми результатами реализации Национальной программы являются ускорение развития малого предпринимательства, использования его потенциальных возможностей для решения экономических и социальных проблем, содействие структурной перестройке экономики, увеличение количества малых предприятий, укрепление экономической базы регионов, позитивное влияние на решение проблем безработицы, насыщение рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. В Законе Украины о Национальной программе № 2157-ИИИ от 21.12.2000 определены ее основные направления и предусмотрено, что мероприятия по ее реализации ежегодно утверждаются Кабинетом Министров Украины, а объем их бюджетного финансирования утверждается Верховной Радой Украины в Законе о Государственном бюджете Украины на очередной год. Главным распорядителем средств, которые выделяются на реализацию мероприятий Национальной Программы, является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Главным организатором выполнения большинства мероприятий является Украинский фонд поддержки предпринимательства. Национальная программа - это комплекс мероприятий, в реализации которых могут принимать участие государственные и местные органы власти, объединения предпринимателей и субъекты инфраструктуры, такие как бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, профильные бизнес-ассоциации, аналитические центры, консалтинговые, лизинговые и другие организации. Эти мероприятия касаются основных составляющих государственной политики в сфере предпринимательства, и именно в этих направлениях используются государственные средства:

     · развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;

     · реализация социально направленных программ;

     · внедрение образовательных программ и мероприятий, направленных на повышение  бизнес-культуры;

     · консультационная, информационная, ресурсная и финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства.

     В соответствии с Законом Украины "О закупке товаров, робот и  услуг за государственные средства" реализация мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине, связанных с закупкой УФПП товаров, работ или услуг, осуществляется путем проведения тендеров. Объявления об очередных тендерах размещаются в журнале "Вестник государственных закупок". Выполнение мероприятий, связанных с финансированием субъектов малого предпринимательства, УФПП проводит путем конкурсного отбора, с целью обеспечения объективности и прозрачности этого процесса. Объявления о текущих конкурсах публикуются в газете "Урядовий кур'ер". Осуществляя финансирование проектов и программ за счет выделяемых государством средств, УФПП проводит системный мониторинг внедрения этих мероприятий и изучение социально-экономической эффективности от их реализации. При этом УФПП ставит перед собой такие целые:

     · обеспечить своевременное, целевое и рациональное использование государственных средств;

     · проанализировать результаты использования  этих средств с точки зрения возрастания  объемов производства и реализации продукции, увеличения поступлений  в бюджеты разных уровней, дополнительного создания рабочих мест, экономического и социального значения для региона, приобретенного опыта для будущей деятельности;

     · стимулировать и дисциплинировать предпринимателей, воспитывать в  них ответственное отношение  к выполнению своих финансовых и иных обязательств по договорам, деловую ответственность, приверженность принципам предпринимательской этики.

     Все это позволяет в конечном результате определить общий вклад УФПП в  поддержку развития предпринимательства  в следующих аспектах:

     · упрощение субъектам предпринимательской деятельности доступа к финансовым ресурсам;

     · сохранение существующих и создание новых рабочих мест;

Информация о работе Финансовая политика