Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:00, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в разработке системы, представляющей собой совокупность теоретических, методических вопросов формирования и реализации финансовой политики в системе управления финансами, для повышения степени ее рациональности в целях обеспечения стабильного экономического развития страны.
Задачи исследования:
определить сущность и содержание финансовой политики в системе управления финансами и основных атрибутов данного вида политики, определением ее места в составе социальной – экономической политики общества.
Рассмотреть особенности определения целей и задач финансовой политики на краткосрочные и долгосрочные периоды, показать взаимосвязь тактики и стратегии финансовой политики.
Привести общую информацию об экономических целях общества на современном этапе и роли финансовой политики в их достижении.
Следует охарактеризовать цели и задачи финансовой политики предприятия, показать значение условий ее эффективной реализации в условиях рыночной экономике.
Введение …………………………………………………….………………………3
I. Содержание и значение финансовой политики.………………………………..6
Понятие финансовой политики и её место в социально-экономической политике общества…………………………………………….……..…..…...…6
Объекты и субъекты финансовой политики, ее структурные элементы…….7
Значение научного подхода к выработке финансовой политики………….…9
II. Стратегия и тактика финансовой политики……………………………..…….12
1. Цели и задачи финансовой политики на краткосрочный и долгосрочный периоды……………………………………………………………………………..12
2. Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики……………….........14
3.Типы финансовой политики государства. Зависимость решаемых политических задач от этапа развития национальной экономики……………...15
4.Факторы, оказывающие влияние на результативность финансовой политики…………………………………………………………………………….18
III. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе………...21
1. Экономические цели общества на современном этапе. Территориальный, временной и структурный аспекты современной финансовой политики РФ…………………………………………………………………………………...24
2. Повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов……………………..……………..…………………...27
IV.Финансовая политика хозяйствующих субъектов…………………….……...28
4.1 Финансовая политика предприятий и организаций в условиях рыночных отношений…………………….…………………..…………………………...28
4.2 Цели и задачи финансовой политики предприятия………………….…….30
4.3 Условия эффективной реализации финансовой политики предприятия....33
Заключение ………………………………..……………………………………......36
Список использованных источников…………………………..………………….37
Планово – директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации его политики в любой области общественной жизни. При ее выработке следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт. Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения важнейшего экономического правила – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Оценка же финансовой политики государства должна основываться на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
4. Факторы, оказывающие влияние на результативность финансовой политики
Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:
- научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;
- прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;
- учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;
- четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;
- учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;
- комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства: денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;
- многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;
- учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.
Реализация
финансовой политики также должна предусматривать
рост финансовых ресурсов, находящихся
в распоряжении субъектов хозяйствования,
способствовать созданию прочной финансовой
основы деятельности органов власти
для реализации задач и функций,
возложенных на государство, обеспечивать
стабильность общественного производства
с целью улучшения
1. Экономические цели общества на современном этапе. Территориальный, временной и структурный аспекты современной финансовой политики РФ
Экономическая деятельность практически любого государства имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой арене, а также внутреннюю экономическую стабильность. Процесс формирования экономической политики является наиболее сложным компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль. При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.
Если рассматривать финансовую
политику России, то в первую очередь
необходимо отметить тот факт, что
её формирование осуществлялось с некоторыми
особенностями, которые характерны
для нашей страны. В первую очередь
это значительные по протяженности
размеры страны, что является главной
причиной расширения банковской структуры
по территории страны. С их помощью
государство осуществляет не только
регулирование финансовых потоков,
но помимо этого и контроль за ними,
а при необходимости и
Рассматривая финансовую
политику на современном этапе её
развития, необходимо отметить её системный
характер. Причем системность характерна
не только для финансовой политики,
но и целого ряда других компонентов,
которые обеспечивают эффективную
деятельность государства. Как и
любая система, финансовая политика
состоит из ряда важных компонентов,
значение которых довольно существенно.
В частности ключевыми
В настоящее время в РФ решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики.
Создание необходимых
условий для концентрации значительного
по объему потока финансовых ресурсов.
Это одна из приоритетных задач, которую
решают в настоящее время
В настоящее время основное внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который наблюдался в стране в последние годы. Кроме этого одним из важнейших направлений является поддержка учреждений социально- экономической сферы страны. Именно предприятия данной сферы в условиях кризисных явлений наблюдающихся в нашей стране заметны наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своих деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит сказать, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В этой связи во многом по данной причине государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.
Еще одной задачей, которая на данный момент имеет для страны приоритетное значение, является поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые не слабо конкурентные с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для продержки отечественного автопрома были принято решение об увлечении пошлин на ввозимые на поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественного развития отечественной автомобильной промышленности.
Кроме этого финансовая политика в настоящая время стало более ориентированной на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса уходят с российского рынка, что наносит значительный ущерб экономики страны, затормаживая её развития. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными. Это является направлением, которое в условиях кризиса приобретает большое значение, поскольку обеспечивает развитие экономики и привлекает в неё ресурсы из-за рубежа, что во многом повышает её устойчивость и способствует обеспечению эффективному развитию.
Таким образом, в современных
условиях роль финансовой политики значительно
повышается. Он обеспечивает силу экономику
государства, а также уровень
активизации и дальнейшего
2. Повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов
Финансовая
политика складывается из двух взаимосвязанных
направлений деятельности государства:
в области регулирования
Бюджетная политика.
Под бюджетной политикой
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этом плане:
- введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- реализация программ экономии государственных расходов;
- концентрация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
- проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
- проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
- реструктуризация государственного долга;
- инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования и пр.
Бюджетная политика
государства, во-первых, не должна допускать
чрезмерного дефицита госбюджета, иначе
будет получен отрицательный
эффект воздействия на экономику
в виде инфляции и замедления инвестиционного
процесса. Во-вторых, расходы госбюджета,
предназначенные для
Налоговая политика
(фискальная). Фискальная политика государства
предполагает использование возможностей
правительства взимать налоги и
расходовать средства государственного
бюджета для регулирования
Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами