Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:14, реферат
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой
Введение
1 Сущность и цели финансовой политики
1.1 Содержание финансовой политики
1.2 Виды финансовой политики
2. Финансовая политика в России
2.1. Общая характеристика
2.2. Необходимость преодоления сжатия внутренних бюджетных расходов и снижения бремени внешней финансовой зависимости.
2.3.Стабилизационный фонд
2.4.Пересмотр ориентиров денежно-кредитной политики.
Заключение
Список использованной литературы
Созданный
правительством механизм обслуживания
и погашения внешнего долга используется
для стерилизации излишних доходов, образуемых
за счет нефтедолларов. Правительство,
таким образом, превращает механизм стабилизационного
фонда еще и в фактор подавления инфляции,
которая имеет свои корни в либерально-монетаристской
политике образования доходов и свободного
формирования цен в негосударственном
(частном) секторе. Либерально-монетаристская
модель финансово-экономической политики
не позволяет использовать поток нефтедолларов
на техническое перевооружение (модернизацию)
промышленности, агропромышленного, транспортного
и жилищно-коммунального комплексов. Поэтому
в программных документах на среднесрочную
перспективу и проекте федерального бюджета
такие задачи не рассматриваются. Обходятся
стороной вопросы преодоления дефицита
оборотного капитала в реальном секторе
экономики и в целом вопросы регулирования
воспроизводства капитала в общественном
масштабе.
2.4.Пересмотр
ориентиров денежно-кредитной
политики.
Денежно-кредитная
политика Центрального банка РФ сосредоточена
на поддержании курса рубля в рамках идеологии
либерально-монетаристской политики.
Поэтому он не вкладывает, а извлекает
финансовые ресурсы из финансового оборота
России, в том числе и созданием крупных
валютных резервов, размещаемых за рубежом.
В отчетах
ЦБ РФ и в основных направлениях
денежно-кредитной политики, ежегодно
рассматриваемых при подготовке
и утверждении бюджетных
Вопреки
обычным представлениям не Банк России
насыщает кредитную систему ресурсами,
а коммерческие банки кредитуют ЦБ РФ
(остатки на корсчетах кредитных организаций
- около ПО млрд. руб.; обязательные резервы;
депозиты банков, средний размер которых
постоянно растет).
Центральный
банк проводит не установленную законом
политику "валютного совета - currency board",
в соответствии с которой основным регулирующим
параметром в денежном предложении (формировании
рублевой денежной массы и денежной базы)
являются обменные операции с долларовым
(а теперь и евро) предложением: меньше
суммы покупки ЦБ РФ долларов - меньше
выпуск в оборот рублевой массы, и наоборот.
Прямой связи с потребностями экономики
в оборотном капитале этот механизм не
имеет.
Ни у
правительства, ни у ЦБ РФ нет среднесрочной
и долгосрочной программы роста рублевой
монетизации российской экономики, ее
повышения от 12-16% объема ВВП до показателей
стран с нормальной, а не деформированной
рыночно-финансовой сферой (60-100% монетизации
ВВП).
В условиях
либерально-монетаристской политики доминирует
экономическая "психология" избавления
от нефтедолларов, поскольку федеральные
экономические ведомства и финансово-кредитная
система утратили способность превращать
валютные богатства в новые технологии,
"человеческий капитал", социальные
факторы экономического роста.
Новый
критериальный подход к целевой
ориентации денежно-кредитной политики
и ее эффективности должен отражать
связь денежно-кредитной сферы
с реальными процессами воспроизводства
отечественного капитала и факторами
эффективного экономического роста, обеспечиваемого
возрастающим предложением рублевой массы
по низким процентным ставкам (политика
"отрицательной" ставки рефинансирования).
В связи
с этим следует внести изменения
в федеральный Закон "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)"
с целью исправления отмеченных выше "уклонов"
денежно-кредитной политики, а также ограничить
возможность коммерческих банков в реформировании
валютных активов для извлечения курсовой
прибыли и вывоза капитала.
В практике
крупных высокоразвитых стран трудно
найти пример долгосрочного снижения
или длительного "замораживания"
реального объема государственных расходов.
По данным Всемирного банка текущие расходы
центральных правительств составляли
в % ВВП: в Германии в 1990 г. - 28,8%, 1998 г. - 31,6;
Франции - соответственно 40,8 и 44,6; Великобритании
- 34,2 и 36,3% и т. д. с учетом того, что существенно
рос и физический объем ВВП этих стран
[2].
В России
бюджетная стратегия до 2008 г. продолжает
наступление на потенциал государства
и его экономические функции (табл. 2).
В федеральном
бюджете на 2004 г. и программных
документах на среднесрочную перспективу
реализуется направленность социально-экономической
и бюджетно-налоговой политики на
сокращение государственного сектора
и сжатие государственной финансовой
системы и перераспределение бюджетных
(налоговых) доходов и инвестиционных
ресурсов в сторону частного сектора.
В нем наиболее твердые и доминирующие
позиции занимает несколько групп олигархического
капитала, связанных преимущественно
не с развитием внутренней российской
экономики, а с использованием ее природных
богатств и вывозом инвестиционных ресурсов.
Частный сектор, мягко говоря, весьма "непрозрачен".
По некоторым оценкам, доля "теневого"
сектора составляет от 25 до 46% ВВП России
[8].
Таблица
2
Сокращение потенциала федерального бюджета и бюджетов регионов Российской Федерации (в % ВВП)
2002
г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2008 г.
Расходы:
федерального
бюджета 15,6 15,1 14,3 13,5
консолидированных бюджетов субъектов РФ 12,5 11,4 10,5 9,7 9,5
Источник:
Программа социально-
Изобретение
и внедрение в жизнь правила,
в соответствии с которым рост
реальных бюджетных расходов отстает
от темпов роста ВВП или вообще путем "оптимизации"
они в реальном выражении секвестируются,
означает, что частному российскому капиталу,
малоконкурентному и еще некрепко стоящему
на ногах, слабомощным коммерческим банкам
и населению, 25% которого живет за чертой
бедности, "представляется" возможность
без финансовой помощи государства спасти
и модернизировать гигантскую производительную,
транспортную и социальную инфраструктуру,
доставшуюся от советских времен, создать
новую технико-технологическую базу экономики
XXI в. и совершить "скачок" в "клуб"
высокоразвитых стран. Не стоит даже задаваться
вопросом, в каком "клубе" окажется
Россия через 10-20 лет, проводя намеченный
тип политики. [5].
России
не следует игнорировать современные
формы зависимости
Список
использованной литературы
1. Булатова А. С. Экономика. Учебник. М.: Бек. 1994.
2. Доклад о мировом развитии 2000-2001 гг. Наступление на бедность. - М.: 3. Весь мир. Всемирный банк. 2001.
4. Живалов В. Н. Финансовая система России, Экономика, 1999 г.
5. Колесов А. С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10
КоммерсантЪ. 2003. 29 мая.
6. Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10.
7. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2002 г. №1(60). - М: Госкомстат России. 2003.
8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика. 2002.
9. Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л. А., М.: 2002.
10. Экономист, №1, 2004 г. Ю. Любимцев, Необходимость изменения ориентиров финансовой политики
Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации