Финансовая политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой

Содержание

Введение

1 Сущность и цели финансовой политики


1.1 Содержание финансовой политики


1.2 Виды финансовой политики


2. Финансовая политика в России


2.1. Общая характеристика


2.2. Необходимость преодоления сжатия внутренних бюджетных расходов и снижения бремени внешней финансовой зависимости.


2.3.Стабилизационный фонд


2.4.Пересмотр ориентиров денежно-кредитной политики.


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат финансы.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Созданный правительством механизм обслуживания и погашения внешнего долга используется для стерилизации излишних доходов, образуемых за счет нефтедолларов. Правительство, таким образом, превращает механизм стабилизационного фонда еще и в фактор подавления инфляции, которая имеет свои корни в либерально-монетаристской политике образования доходов и свободного формирования цен в негосударственном (частном) секторе. Либерально-монетаристская модель финансово-экономической политики не позволяет использовать поток нефтедолларов на техническое перевооружение (модернизацию) промышленности, агропромышленного, транспортного и жилищно-коммунального комплексов. Поэтому в программных документах на среднесрочную перспективу и проекте федерального бюджета такие задачи не рассматриваются. Обходятся стороной вопросы преодоления дефицита оборотного капитала в реальном секторе экономики и в целом вопросы регулирования воспроизводства капитала в общественном масштабе. 

2.4.Пересмотр ориентиров денежно-кредитной политики. 

Денежно-кредитная  политика Центрального банка РФ сосредоточена на поддержании курса рубля в рамках идеологии либерально-монетаристской политики. Поэтому он не вкладывает, а извлекает финансовые ресурсы из финансового оборота России, в том числе и созданием крупных валютных резервов, размещаемых за рубежом. 

В отчетах  ЦБ РФ и в основных направлениях денежно-кредитной политики, ежегодно рассматриваемых при подготовке и утверждении бюджетных законов, отсутствует интегральная оценка эффективности  проводимой денежно-кредитной политики в России и нет соответствующих целевых приоритетов на среднесрочную перспективу. В соответствии с законодательством, основными целями деятельности Банка России являются: обеспечение устойчивости рубля в условиях политики плавающего валютного курса; контроль за инфляцией и ее снижение по факторам, зависящим от монетарной политики; регулирование предложения денег (управление агрегатами денежной массы и денежной базы) и ликвидности банковской системы. Направления денежно-кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой - тормозят экономический рост и не способствуют перераспределению банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Этому препятствуют политика "положительной" ставки рефинансирования, размещение до 85% валютных резервов за рубежом, целенаправленное ограничение ликвидности коммерческих банков, использование ресурсов ЦБ РФ в приоритетном погашении внешнего долга, неэффективность контроля за масштабным вывозом капитала за рубеж (по оценкам Банка России, чистый отток частного капитала в 2002 г. составил 11,7 млрд. долл.; по независимым оценкам - вдвое больше). 

Вопреки обычным представлениям не Банк России насыщает кредитную систему ресурсами, а коммерческие банки кредитуют ЦБ РФ (остатки на корсчетах кредитных организаций - около ПО млрд. руб.; обязательные резервы; депозиты банков, средний размер которых постоянно растет). 

Центральный банк проводит не установленную законом политику "валютного совета - currency board", в соответствии с которой основным регулирующим параметром в денежном предложении (формировании рублевой денежной массы и денежной базы) являются обменные операции с долларовым (а теперь и евро) предложением: меньше суммы покупки ЦБ РФ долларов - меньше выпуск в оборот рублевой массы, и наоборот. Прямой связи с потребностями экономики в оборотном капитале этот механизм не имеет. 

Ни у  правительства, ни у ЦБ РФ нет среднесрочной и долгосрочной программы роста рублевой монетизации российской экономики, ее повышения от 12-16% объема ВВП до показателей стран с нормальной, а не деформированной рыночно-финансовой сферой (60-100% монетизации ВВП). 

В условиях либерально-монетаристской политики доминирует экономическая "психология" избавления от нефтедолларов, поскольку федеральные экономические ведомства и финансово-кредитная система утратили способность превращать валютные богатства в новые технологии, "человеческий капитал", социальные факторы экономического роста. 

Новый критериальный подход к целевой  ориентации денежно-кредитной политики и ее эффективности должен отражать связь денежно-кредитной сферы  с реальными процессами воспроизводства  отечественного капитала и факторами эффективного экономического роста, обеспечиваемого возрастающим предложением рублевой массы по низким процентным ставкам (политика "отрицательной" ставки рефинансирования). 

В связи  с этим следует внести изменения  в федеральный Закон "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)" с целью исправления отмеченных выше "уклонов" денежно-кредитной политики, а также ограничить возможность коммерческих банков в реформировании валютных активов для извлечения курсовой прибыли и вывоза капитала. 

В практике крупных высокоразвитых стран трудно найти пример долгосрочного снижения или длительного "замораживания" реального объема государственных расходов. По данным Всемирного банка текущие расходы центральных правительств составляли в % ВВП: в Германии в 1990 г. - 28,8%, 1998 г. - 31,6; Франции - соответственно 40,8 и 44,6; Великобритании - 34,2 и 36,3% и т. д. с учетом того, что существенно рос и физический объем ВВП этих стран [2]. 

В России бюджетная стратегия до 2008 г. продолжает наступление на потенциал государства и его экономические функции (табл. 2). 

В федеральном  бюджете на 2004 г. и программных  документах на среднесрочную перспективу  реализуется направленность социально-экономической  и бюджетно-налоговой политики на сокращение государственного сектора и сжатие государственной финансовой системы и перераспределение бюджетных (налоговых) доходов и инвестиционных ресурсов в сторону частного сектора. В нем наиболее твердые и доминирующие позиции занимает несколько групп олигархического капитала, связанных преимущественно не с развитием внутренней российской экономики, а с использованием ее природных богатств и вывозом инвестиционных ресурсов. Частный сектор, мягко говоря, весьма "непрозрачен". По некоторым оценкам, доля "теневого" сектора составляет от 25 до 46% ВВП России [8]. 

Таблица 2 

Сокращение  потенциала федерального бюджета и  бюджетов регионов Российской Федерации (в % ВВП)

      2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2008 г. 

Расходы: 

федерального  бюджета 15,6 15,1 14,3 13,5 13,0

консолидированных бюджетов субъектов РФ 12,5 11,4 10,5 9,7 9,5

Источник: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2003-2005 гг.). 

Изобретение и внедрение в жизнь правила, в соответствии с которым рост реальных бюджетных расходов отстает от темпов роста ВВП или вообще путем "оптимизации" они в реальном выражении секвестируются, означает, что частному российскому капиталу, малоконкурентному и еще некрепко стоящему на ногах, слабомощным коммерческим банкам и населению, 25% которого живет за чертой бедности, "представляется" возможность без финансовой помощи государства спасти и модернизировать гигантскую производительную, транспортную и социальную инфраструктуру, доставшуюся от советских времен, создать новую технико-технологическую базу экономики XXI в. и совершить "скачок" в "клуб" высокоразвитых стран. Не стоит даже задаваться вопросом, в каком "клубе" окажется Россия через 10-20 лет, проводя намеченный тип политики. [5]. 

России  не следует игнорировать современные  формы зависимости экономического роста и бюджетно-налоговой политики, поскольку они отражают общие  тенденции и связи, характерные  для социально ориентированной  рыночной экономики.[10] 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Булатова А. С. Экономика. Учебник. М.: Бек. 1994.

2. Доклад о мировом развитии 2000-2001 гг. Наступление на бедность. - М.: 3. Весь мир. Всемирный банк. 2001.

4. Живалов В. Н. Финансовая система России, Экономика, 1999 г.

5. Колесов А. С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10

КоммерсантЪ. 2003. 29 мая.

6. Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10.

7. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2002 г. №1(60). - М: Госкомстат России. 2003.

8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика. 2002.

9. Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л. А., М.: 2002.

10. Экономист, №1, 2004 г. Ю. Любимцев, Необходимость изменения ориентиров финансовой политики

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации