Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:14, реферат
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой
Введение
1 Сущность и цели финансовой политики
1.1 Содержание финансовой политики
1.2 Виды финансовой политики
2. Финансовая политика в России
2.1. Общая характеристика
2.2. Необходимость преодоления сжатия внутренних бюджетных расходов и снижения бремени внешней финансовой зависимости.
2.3.Стабилизационный фонд
2.4.Пересмотр ориентиров денежно-кредитной политики.
Заключение
Список использованной литературы
За тенденцией
сокращения государственных доходов
и расходов следует свертывание программ
поддержки новых отраслей, выравнивания
социально-экономического развития регионов,
наступление на реальные доходы населения.
Из источников их формирования изымаются
социальные трансферты, а в расходы населения
включаются новые затраты, связанные с
так называемой политикой модернизации
бюджетной сферы и структурными реформами
в российской экономике.
Так, жилищно-коммунальная
реформа продвигается лишь в двух
направлениях: повышения тарифов
на услуги предприятий ЖКХ и
Если
многие страны идут по пути "социализации"
своих бюджетных расходов, то в
России проводимая финансовая политика
породила противоположную тенденцию.
Факторы социальной политики приобретают
все большее значение в обеспечении
поступательного развития стран с рыночной
экономикой. Объективная потребность
в перераспределении ресурсов через механизмы
бюджетной системы отражается в высокой
доле социальных программ в валовых расходах
бюджетов центрального правительства.
Чтобы
преодолеть негативные тенденции в
социальной политике, необходимо изменить
типологию финансовой политики, усилить
ее положительную социальную функцию.
Эффективная финансовая политика должна
стать рычагом формирования в
России социально ориентированной
рыночной экономики.
2.2.
Необходимость преодоления
сжатия внутренних бюджетных
расходов и снижения
бремени внешней финансовой
зависимости.
В 2004 году
и далее в среднесрочной
В 2004 г.
политика бездефицитности федерального
бюджета в сочетании с ограничением бюджетных
расходов проводилась с еще большей последовательностью
и жесткостью. Реализовывался новый принцип
бюджетной политики: исключение опережающего
роста государственных расходов над темпами
роста экономики и ограничение уровня
непроцентных расходов федерального бюджета;
сокращение доли государственных расходов
в ВВП и сохранение их уровня в реальном
выражении (с учетом инфляции), т. е. "замораживание"
их физического объема на ряд лет, что
фактически означает исключение расходов
федерального бюджета из факторов роста
ВВП.
Ограничений
на рост процентных расходов и расходов
по погашению государственного долга
в федеральном бюджете не накладывается.
Проводится крайне необоснованная политика
признания государственными долгами коммерческих
долгов бывших и исчезнувших хозяйствующих
субъектов СССР и ускоренного погашения
внешнего долга без четкого определения
периода этой кризисной финансовой политики.
Политика
бездефицитности федерального бюджета
в сочетании с формированием стабилизационного
фонда и ускоренного погашения внешнего
долга деформирует всю финансово-бюджетную
систему и денежно-кредитную политику.
Федеральный
бюджет на 2004 г. предусматривал профицит
бюджета в сумме 83,4 млрд. руб. Это
достигалось за счет снижения уровня непроцентных
(внутренних) расходов до 12,6% к ВВП по сравнению
с 13,0% в 2003 г.
Политика
сжатия бюджетных расходов на цели
социально-экономического развития страны
директивно реализуется в отношении
всей бюджетной системы путем централизации
налоговых источников на федеральном
уровне, введением жестких контрольных
мер и санкций в отношении субъектов Федерации,
не придерживающихся так называемых федеральных
стандартов в сфере ЖКХ, оплате бюджетников,
финансировании дорожного хозяйства и
ограничении долговых обязательств на
субфедеральном и местном уровнях; непроцентные
расходы консолидированного бюджета уменьшаются
с 26,5% ВВП в 2003 г. до 24,8% ВВП в 2004 г.
На задворки
бюджетной политики оттеснен весь реальный
сектор, преодоление кризиса АПК, формирование
бюджетных резервов и гарантий для отечественных
предприятий в связи с предстоящим вступлением
России в ВТО и угрозами разорения внешней
конкуренцией отечественного товаропроизводителя
(кроме ТЭК и отраслей пищевой промышленности).
В проекте
федерального бюджета свернута инвестиционная
функция федерального бюджета во
взаимоотношениях с национальной экономикой:
на стройки и объекты
Политика
директивного ограничения государственных
расходов сочетается с изъятием из
оборота дополнительных доходов
в виде их замораживания на счетах
Федерального казначейства в качестве
финансового резерва, а с 2004 г. и механизма
стабилизационного фонда. Данная политика
одобряется Международным валютным фондом,
хотя с очевидностью сдерживает и стагнирует
экономический рост. Альтернативной должна
стать политика роста государственных
расходов на отрасли новой экономики и
социальную сферу, на увеличение вложений
в "человеческий капитал".
Федеральный
бюджет по своим финансово-экономическим
функциям в существенной степени
превращен в механизм изъятия
финансовых ресурсов из национальной
экономики на содержание государства
и финансирование внешнедолговой зависимости
(14-18 млрд. долл. ежегодно в 2000-2008 гг.). Общая
доля расходов из федерального бюджета
на содержание государства в отношении
его властных функций и обслуживание внешнего
государственного долга в 2004 г. составило
61,1% непроцентных расходов федерального
бюджета, или 53,2% общих расходов (за вычетом
трансфертов Пенсионному фонду РФ). Если
же учесть выплаты на погашение внешнего
государственного долга, то отвлекаемая
из финансирования экономики и социальной
сферы часть бюджетных расходов составляет
1 трлн. 545 млрд. руб., т. е. 69,6% расходов годового
федерального бюджета на 2004 г. (без ЕСН).
Такая бюджетная политика не отвечает
потребностям обеспечения экономического
роста и может рассматриваться как один
из важнейших тормозов развития России.
Внешнедолговая
зависимость России сформировалась
в значительной степени не экономическими
потребностями и задачами, а политическими
причинами, поэтому ее решение не
должно рассматриваться лишь через
призму состояния платежного баланса.
Большая часть внешних займов, в том числе
все долги СССР, не проходили через бюджетную
систему и не были источниками финансирования
бюджетных дефицитов. Либерально-монетаристская
политика неправомерно возложила обслуживание
и погашение таких долгов на плечи налогоплательщиков
(на федеральный бюджет), ущемляя интересы
регионов, населения и извлекая безвозвратно
из деловой сферы огромные ресурсы. Созданный
бюджетно-налоговый механизм резервирования
и формирования профицитов бюджета трансформировал
источники внутреннего российского фондового
рынка, банковского капитала в источники
погашения внешнего долга, тем самым в
существенной степени снизил возможности
фондового рынка и банковского сектора
в финансировании российской экономики.
Необходимо
отказаться от искусственно формируемых
профицитов федерального бюджета, отразить
полностью в бюджете расходы
на обслуживание и погашение внешнего
государственного долга. Более того,
снять ограничения, накладываемые
политикой более низких темпов роста
непроцентных расходов по сравнению с
ростом ВВП: темп роста бюджетных расходов
на внутренние цели ("непроцентные расходы")
должен на 2-3 пункта опережать рост ВВП,
как это происходит в европейских странах,
которые используют политику дефицитного
финансирования своих национальных экономик.
Не лишнее
также пересмотреть концепцию отказа
от финансирования "федеральных
мандатов" и перейти к приоритетному
финансированию социальных расходов именно
на нужды своего населения, включить
в бюджетные расходы и "замороженные"
социальные обязательства государства,
которые характеризуют не политику популизма,
а самые минимальные нужды населения.
2.3.Стабилизационный
фонд
Существенным
новшеством в бюджетной политике
и бюджетном законодательстве на
2004 г. является создание в системе функционирования
федерального бюджета особого стабилизационного
фонда как фактора обеспечения устойчивости
федерального бюджета к воздействию неблагоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры. Некоторые
трактуют его более расширительно - как
фонд будущих поколений, что позволяет
вообще снять ограничения на размеры аккумуляции
и отвлечения государственных финансовых
ресурсов в этом "резервуаре". Поэтому
в расчетах Минфина РФ представлены разные
цифры: от 139,1 млрд. руб. при цене на нефть
19 долл. за баррель до 1 трлн. 113 млрд. руб.
при 12 долл. за баррель. В проекте федерального
бюджета на 2004 г. прогнозировался стабилизационный
фонд на конец 2004 г. в сумме 264,3 млрд. руб.
в условиях весьма благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуры.
С созданием
стабилизационного фонда
Вместе
с проектом федерального бюджета
на 2004 г. в Федеральное Собрание РФ
правительством внесен проект федерального
Закона "О внесении дополнений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части создания стабилизационного фонда
Российской Федерации". Механизм формирования
фонда, обозначенный в данном законопроекте,
вместо стабилизации бюджетной системы
превращает ее в нечто неопределенное
и оторванное от реальных процессов на
внутреннем и мировом рынках.
Параметры
доходов федерального бюджета базируются
на макроэкономическом прогнозе на 2004
г. среднегодовой цены нефти марки
"Юралс", которая взята на уровне
22 долл. за баррель. Таким образом, профицит
федерального бюджета в 2004 г. формируется
расчетно вследствие разницы между прогнозируемой
и базовой ценой на нефть и привязан к
этому параметру, а не к условиям и потребностям
внутреннего производства и рынка Российской
Федерации.
Проект
закона "О федеральном бюджете на 2004
г." устанавливает, что превышение доходов
над расходами в сумме 83,4 млрд. руб. направляется
в 2004 г. на образование стабилизационного
фонда. Наполнение его ресурсами в соответствии
с федеральными законами о федеральных
бюджетах на 2003 и 2004 гг. (проект) может осуществляться
до окончания 2004 г. после рассмотрения
правительством отчета об исполнении
федерального бюджета за 2003 г. за счет
финансового резерва по состоянию на 1
января 2003 г. Этот вопрос имеет значение
для определения момента вывода существенных
ресурсов страны из потока бюджетных ресурсов
на финансирование внутренних (непроцентных)
расходов уже за счет механизма стабилизационного
фонда, а не резервирования, как это осуществлялось
в 2001-2002 гг. Кругооборот резервирование
- финансовый резерв - оплата внешнего
долга с 2004г. будет фактически расчленен
на два кругооборота: резервирование -
погашение внешнего долга; аккумуляция
бюджетных ресурсов - стабилизационный
фонд - погашение внешнего долга. Это значительно
расширяет возможности маневрирования,
а также уверенность правительства в отношении
способности бюджетной системы России
(которая, по нашему мнению, не вышла из
кризиса) обеспечивать погашение (т. е.
вывод из национальной экономики бюджетных
ресурсов) внешнего долга. По расчетам,
на основе данных Минфина и материалов
проекта федерального бюджета на 2004 г.,
платежи по обслуживанию и погашению долга
составят за 2000-2004 гг. 75,12 млрд. долл., а
внешний долг Российской Федерации сократится
со 158,4 млрд. долл. на начало 2000 г. до 115 млрд.
долл. на конец 2004 г., т. е. на 43,4 млрд. долл.
Один доллар погашенного внешнего государственного
долга потребовал изъятия из финансовой
системы страны 1,73 долл. Исходя из этого
соотношения, которое достаточно подвижно
по годам, можно прогнозировать огромные
изъятия финансовых ресурсов из национального
оборота, что существенно угнетало финансово-экономическое
положение России в последние пять лет
и будет тормозить ее развитие в ближайшие
10-15 лет, если не удастся изменить положение
с внешнедолговой зависимостью России
на основе укрепления ее суверенитета,
политического влияния на международной
арене и активного переговорного процесса
с целью списания "политических"
долгов.
Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации