Финансовая политика России на современном этапе развития в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование процесса государственной политики в области социально – экономического развития России, изучение теоретических и практических аспектов финансовой политики России. Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансовой политики государства;
- провести анализ финансовой политики России;
- дать рекомендации по совершенствованию финансовой политики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Содержание, значение и задачи финансовой политики……………....4
1.1. Финансовая стратегия и тактика…………………………………...5
1.2. Бюджетная политика России в современных условиях………….8
1.3. Налоговая политика………………………………………………..11
Глава II. Механизм реализации финансовой политики
2.1. Значение правового оформления финансовой политики………….13
2.2. Цели государственной финансовой политики……………………...15
2.3. Анализ проводимой финансовой политики на примере Министерства здравоохранения и социального развития………………………….18
2.4. Недостатки финансовой политики…………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………….40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Финансы.docx

— 56.32 Кб (Скачать)

 

     Политика предшествующих  лет позволила заблаговременно  создать ряд инструментов и  резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. В 2009 году ожидался значительный спад ВВП, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан. Резкое падение государственных доходов в условиях мирового финансового кризиса заставило скорректировать бюджет на текущий год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета будут выше доходов. Дефицит федерального бюджета составит не менее 7 процентов ВВП. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.

 

1.3.

 

 

      Налоговая политика  должна быть нацелена на решение  двух основных задач –  модернизацию  российской экономики и обеспечение  необходимого уровня доходов  бюджетной системы. Структура  и уровень налогообложения должны  минимизировать искажающее и  оказывать позитивное воздействие  на структурные изменения в  экономике, формировать комфортные  условия для развития предпринимательской.  В 2009–2011 годах должна быть  продолжена работа по оптимизации  налоговой системы. По словам  президента РФ в Бюджетном  Послании, «Начиная с 2010 года необходимо  увеличить в два раза предельный  размер выручки, позволяющий применять  упрощенную систему налогообложения,  с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей  в год. Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом. Необходимо ввести среднесрочные «потолки» бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств. В период экономического кризиса особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита».

 

 

 

 

 

Глава

II

 

 

2.1.

 

      Для успешного  проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового  механизма и механизма управления  финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления крыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.

      Установление и  применение к финансовым отношениям  соответствующих новым условиям  ведения финансово-хозяйственной  деятельности норм финансового  права, означающих установление  четких правил организации этих  отношений, позволяет эффективно  управлять финансами органов  власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы  субъектов финансовых отношений  и обеспечивает строгую финансовую  дисциплину.

       В настоящее  время знание правовых основ  функционирования финансов на  всех уровнях управления позволяет  финансовым работникам грамотно  и эффективно управлять системой  финансовых отношений как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях. Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования. В свою очередь необходимость реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности.  В ходе использования правовых норм в процессе управления финансами проявляется их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их.

       Финансовое право  тесно связано с другими отраслями  права: часть финансовых отношений  регулируется нормами гражданского  права (например, вопросы формирования, распределения и использования  финансовых ресурсов организаций  различных организационно-правовых  форм, распределения финансовых  полномочий между участниками  организации, состава государственной  и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные  штрафы). Поэтому неверно утверждать, что финансовое право регулирует  все существующие в обществе  финансовые отношения .

        Таким образом,  финансовое право представляет  собой совокупность юридических  норм, регулирующих отношения, возникающие  в процессе образования, распределения  и использования денежных фондов  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных  на них функций и выполнения стоящих перед ними задач.

     Следует отметить, что предметом финансового права являются финансовые отношения, связанные с функционированием как бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления и бюджетов государственных внебюджетных фондов, так и денежных фондов субъектов хозяйствования, а также отношения, в которых государство и муниципальные образования участия не принимают, но которые влекут увеличение имущественной основы налогообложения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полученных противоправным путем.

 

2.2.

 

       Основа финансовой  политики - стратегические направления,  которые определяют долгосрочную  и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих  из особенностей функционирования  экономики и социальной сферы  страны. Одновременно с этим государство  осуществляет выбор текущих тактических  целей и задач использования  финансовых отношений. Все эти  мероприятия тесно взаимосвязаны  между собой и взаимозависимы.

 

      Задачами финансовой  политики является:

 

1. обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

 

2. установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

 

3. организация регулирования и  стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

 

4. выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии; 

 

5. создание эффективной и максимально  деловой системы управления финансами.

 

     В процессе проведения  финансовой политики особенно  важно обеспечение ее взаимосвязи  с другими составными частями  экономической политики - кредитной,  ценовой, денежной.

 

     Оценка результатов  финансовой политики государства  основывается на ее соответствии  интересам общества и большинства  его социальных групп, а также  на достигнутых результатах, вытекающих  из поставленных целей и задач.  Важная составная часть финансовой  политики - установление финансового  механизма, при помощи которого  происходит осуществление всей  деятельности государства в области  финансов.

 

      Финансовый механизм - система установленных государством  форм, видов и методов организации  финансовых отношений.

 

     Элементы финансового  механизма:

 

- формы финансовых ресурсов;

 

- методы их формирования;

 

- система законодательных норм  и нормативов, которые используются  при определении доходов и  расходов государства; 

 

- организации бюджетной системы,  финансов предприятий и рынка  ценных бумаг.

 

     Целями финансовой  политики могут являться:

политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

экономические цели, т.е. достижение целей  в области экономикина различном уровне

социальные цели, т.е. достижения целей  в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

 

     Финансовая политика, как совокупность целенаправленных  действий с использованием финансовых  инструментов, рычагов и стимулов  может быть реализована на  различном уровне:

мировом

региональном 

национальном 

на уровне отдельных регионов внутри страны

на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

отдельного предпринимателя

на уровне отдельного домохозяйства

 

     В качестве важнейших  составляющих финансовой политики  на уровне государства выступают:

бюджетная политика

налоговая политика

таможенная политика

денежно - кредитная политика

инвестиционная политика

 

     Финансовая политика  является частью общей экономической  политики.

2.3.

 

В соответствии с Федеральным законом  от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «О федеральном бюджете на 2007 год» общий объем расходных обязательств в 2007 году составил 309492,5 млн. рублей; в  том числе:

Минздравсоцразвития России – 9154,3 млн. рублей;

Роспотребнадзор – 15458,6 млн. рублей;

Росздравнадзор – 6176,8 млн. рублей;

Роструд – 47008,2 млн. рублей;

Росздрав – 182994,6 млн. рублей;

Росмедтехнологии – 22048,2 млн. рублей;

ФМБА – 11091,5 млн. рублей;

РАМН – 15560,3 млн. рублей.

 

С учетом Федеральных законов от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и от 23 ноября 2007 года № 269-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также предельных объемов финансирования и расходов инвестиционного характера на 2008-2010 годы (письма Минфина России от 2 апреля 2007 г. № 02-02-14/778 и от 21 апреля 2007г. № 01-02-01/02-660) общий объем расходных обязательств составил:

  

2008 г. 

2009 г. 

2010 г.

 

1. Минздравсоцразвития России 

4689,8 

2823,6 

2345,0

 

2. Роспотребнадзор 

16667,0 

18418,5 

21338,3

 

3. Росздравнадзор 

5743,9 

3564,8 

3598,8

 

4. Роструд 

43228,5 

45764,8 

44720,1

 

5. Росздрав 

101687,6 

124409,3 

120240,1

 

6. Росмедтехнологии 

41504,4 

46530,7 

46958,5

 

7. ФМБА 

13525,9 

13544,0 

14154,5

 

8. РАМН 

12476,0 

13044,2 

15107,4

 

Итого: 

239523,1 

268099,9 

268462,7

 

9. в том числе, национальный  проект 

 в сфере здравоохранения 

67070,0 

76164,4 

-

 

 

     Объем планируемых  доходов (платежей в федеральный  бюджет) Министерства, включая подведомственные  органы исполнительной власти, государственные  учреждения и федеральные государственные  унитарные предприятия составил  в 2007 году 42189,7 млн. рублей, в 2008 году – 41665,4 млн. рублей, в 2009 году – 44035,5 млн. рублей, в 2010 году составит – 46861,3 млн. рублей.

 

     Для характеристики  результатов деятельности Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации  применяются различные показатели, учитывающие специфику отдельных  функций, выполняемых Министерством.  Распределение бюджета Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации  по целям, задачам и программам  осуществлялось на основании  определенных Президентом Российской  Федерации и Правительством Российской  Федерации приоритетных направлений  развития государства.

 

     В 2007 году из общего  объема расходных обязательств 309492,5 млн. рублей распределено по  целям и задачам 303346,2 млн. рублей (98,0%), в том числе по программам  – по национальному проекту  в сфере здравоохранения –  81187,8 млн. рублей (26,2%), по другим  программам – 5879,5 млн. рублей (1,9%). Не распределены по целям  и задачам 1667,4 млн. рублей (0,5%) – расходы на руководство и  управление в сфере установленных  функций по центральному аппарату  Министерства, подведомственных федеральных  агентств и федеральных служб,  РАМН.     

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе развития в условиях кризиса